Идеология и прагматизм

Сегодня много пишут и говорят о том, что российские ре­форматоры нападают на Беларусь за ее экономический и поли­тический курс, не соответствующий их радикал-либеральным представлениям. Но, вероятнее всего, причина их массирован­ного «наката», принимающего порой, прямо скажем, омерзи­тельные формы, глубже. Беларусь - единственная из стран СНГ, где сформулирована идеология развития государства и общества, основанная не на пропагандистских штампах глоба-лизаторов, а на исторических традициях и свойственной нашим братским народам социально-политической и нравственной системе ценностей. Это и вызывает самые яростные нападки.

Доходит до абсурда. Представители официальных структур и новомодных партий в большинстве стран СНГ с приходом к власти стали изгонять из государственной и общественной жизни само понятие идеологии как «признак отжившего мыш­ления». И подменять ее прагматизмом. Именно прагматиче подают», потому и саботируют строительство Союзного госу­дарства, что они представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и соци­альным ценностям, идеологии белорусского и русского наро­дов. Вспомните хотя бы издевки по поводу славянского един­ства, духовной общности белорусов и русских: дескать, важна только экономика (рубль? доллар?), а не какое-то ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам.

Да, рынок, в полном соответствии с прагматическим под­ходом, не признает никакой духовности, никакой ностальгии, кроме денег. Прагматику не дано понять, что, высмеиваемая им ностальгия на самом деле является человеческой реакцией нормальных людей на осмысленную жизнь.

Прагматизм лишает человека чувства цивилизационной общности, национальной солидарности и гордости. Где деньги, там и родина - таково кредо прагматика. В конце концов это ведет к тому, что прагматик измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыноч­ным характером, - подчеркивает Эрих Фромм, - не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи»62. Когда обществу изо дня в день пропагандируют в качестве единственного мерила человеческой деятельности деньги, тогда появляется и грязная политика, и теневая эконо­мика, и коррупция, и нечистая совесть.

Таков «продукт» рыночного прагматизма: чем меньше идеологии, тем больше политической и прочей грязи. Не слу­чайно в концепции З.Фрейда на психоаналитическом уровне доказано существование символической связи между деньгами и фекалиями - золотом и грязью. Вглядитесь в лица современ­ных олигархов и политиков-прагматиков и справедливость концепции Фрейда ни у кого не вызовет сомнений.

Посмотрите, что происходит в условиях так называемого прагматизма? Золотая лихорадка в самой агрессивной и цинич­ной форме навязывается государству, экономике, обществу, семье, что ведет к резкому всплеску широкого спектра негативных явлений, криминализации всех сфер человеческой жизятельности, начиная от государственного управления и кончая семейными отношениями.

62 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 153.

Идеология, противостоящая прагматизму, даже если он преподносится в идеологической упаковке, основанная на ис­тинных ценностях, как раз и способна изменить социальный климат. Изменить саму систему ориентиров и осуществить пе­реход от бессмысленной и разрушающей нравственные устои человека погони за наживой к творческой и осмысленной жиз­ни. Как говорил Платон, «самые благородные нравы возникают в таком обществе, где разом не обитают богатство и бед­ность»63. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость» .

Общечеловеческие ценности. Это определенная совокуп­ность понятий, входящих в систему социальных наук и являю­щихся общими для социально-философского учения о челове­ке. Их теоретической разработкой и систематизацией занима­ется такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях.

Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В евро­пейской культурной традиции начало систематизации общече­ловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей - религиозно-нравственных за­претов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям.

Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложи­лась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, привер­женность к середине - такова иерархия китайской системы Ценностей. Китайская система ценностей своими корнями уходит в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в со­временном китайском обществе.

Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Ч. 2, с. 148. Там же, с. 202.

подают», потому и саботируют строительство Союзного госу­дарства, что они представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и соци­альным ценностям, идеологии белорусского и русского наро­дов. Вспомните хотя бы издевки по поводу славянского един­ства, духовной общности белорусов и русских: дескать, важна только экономика (рубль? доллар?), а не какое-то ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам.

Да, рынок, в полном соответствии с прагматическим под­ходом, не признает никакой духовности, никакой ностальгии, кроме денег. Прагматику не дано понять, что, высмеиваемая им ностальгия на самом деле является человеческой реакцией нормальных людей на осмысленную жизнь.

Прагматизм лишает человека чувства цивилизационной общности, национальной солидарности и гордости. Где деньги, там и родина - таково кредо прагматика. В конце концов это ведет к тому, что прагматик измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыноч­ным характером, - подчеркивает Эрих Фромм, - не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи»62. Когда обществу изо дня в день пропагандируют в качестве единственного мерила человеческой деятельности деньги, тогда появляется и грязная политика, и теневая эконо­мика, и коррупция, и нечистая совесть.

Таков «продукт» рыночного прагматизма: чем меньше идеологии, тем больше политической и прочей грязи. Не слу­чайно в концепции З.Фрейда на психоаналитическом уровне доказано существование символической связи между деньгами и фекалиями - золотом и грязью. Вглядитесь в лица современ­ных олигархов и политиков-прагматиков и справедливость концепции Фрейда ни у кого не вызовет сомнений.

62 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с 153.

Посмотрите, что происходит в условиях так называемого прагматизма? Золотая лихорадка в самой агрессивной и цинич­ной форме навязывается государству, экономике, обществу, семье, что ведет к резкому всплеску широкого спектра негативных явлений, криминализации всех сфер человеческой жиз­недеятельности, начиная от государственного управления и кончая семейными отношениями.

Идеология, противостоящая прагматизму, даже если он преподносится в идеологической упаковке, основанная на ис­тинных ценностях, как раз и способна изменить социальный климат. Изменить саму систему ориентиров и осуществить пе­реход от бессмысленной и разрушающей нравственные устои человека погони за наживой к творческой и осмысленной жиз­ни. Как говорил Платон, «самые благородные нравы возникают в таком обществе, где разом не обитают богатство и бед­ность»63. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость» .

Общечеловеческие ценности.Это определенная совокуп­ность понятий, входящих в систему социальных наук и являю­щихся общими для социально-философского учения о челове­ке. Их теоретической разработкой и систематизацией занима­ется такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях.

Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В евро­пейской культурной традиции начало систематизации общече­ловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей - религиозно-нравственных за­претов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям.

Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложи­лась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, привер­женность к середине - такова иерархия китайской системы Ценностей. Китайская система ценностей своими корнями ухо­ди г в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в современном китайском обществе.

Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Ч. 2, с. 148. Там же, с. 202.

В христианстве общечеловеческие ценности были изложе­ны в Нагорной проповеди Иисуса Христа. К ним относились требования равенства людей перед Богом, любви к ближнему, нестяжательства, нравственного самосовершенствования, ис­кренности, отрицания лицемерия (фарисейства) и частной соб­ственности.

Актуализация проблемы общечеловеческих ценностей ха­рактерна и для современного мира. В докладах Программы развития ООН сформулирована концепция развития человека на основе главных восьми целей мирового сообщества: ликви­дации крайней нищеты и голода, обеспечения всеобщего на­чального образования, равенства между мужчинами и женщи­нами, сокращения детской смертности, улучшения охраны ма­теринства, борьбы со СПИДом, обеспечения экологической устойчивости, формирования глобального партнерства в целях развития 65.

Национально-государственное самосознание.Это сово­купность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих сущность и специфику представлений членов национальной общности о своей истории, государственности, современном состоянии и перспективах своего национально-государствен­ного развития, а также о роли и месте среди других националь­ных общностей и характере взаимоотношений с ними. Нацио­нально-государственное самосознание включает рациональное осознание своей принадлежности к нации и государству и эмоциональное, зачастую неосознаваемое чувство этнической идентичности, принадлежности к своей цивилизационной и государственной общности. Национально-государственное са­мосознание лежит в основе того, что можно назвать духом, душой, ментальностью данного народа. В постижении нацио­нально-государственного самосознания важно придерживаться правила не вкладывать в самосознание народа тех взглядов, представлений, чувств, которых сам народ не находит в своей истории.

65 Доклад о развитии человека за 2003 год. Минск, 2003.

В этом плане, говоря о национально-государ­ственном самосознании белорусского народа, можно выделить такие ментальные характеристики, которые зафиксированы в исторической жизни, как чувство братскости с русским на­лом единство образа жизни, территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности. Для национально-государственного самосознания белорусского народа характер­но также признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований, ориентации реформ на широкие слои населения, уважительного отношения к историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и меж­дународной безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества.

Патриотизм - любовь к родине. Патриотизм связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалась на протяжении мно­гих веков и коренится в его национальной матрице. Через пат­риотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше на родине лечь костьми, чем на чужби­не быть в почете! Именно любовь к родине делает человека по-настоящему счастливым. Как говорил Ю.А. Гагарин, счастье -это тогда, когда у тебя есть родина. Любовь к родине сродни любви к матери. Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо родине, тогда плохо и человеку. «Не* может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достой­ный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и облагораживает человека, делает его ответствен­ным за социальное и государственное устройство. И где бы че­ловек ни находился, родина, как и мать, у него всегда одна. Ис­тинный патриотизм несовместим с национализмом и космопо­литизмом (неолиберализмом). Как гласит китайская мудрость, «за пределами дома не найдешь того, что дома потеряешь».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные положения и установки концепции государст­венной идеологической политики закреплены в Конституции Республики Беларусь. К ним относятся принципы социального правового государства и гражданского общества, жизнеспо­собной социально-экономической системы, которые в состоя­нии обеспечить концентрацию духовных и материальных фак­торов, направленных на достижение экономической и полити­ческой стабильности, прогрессивного развития белорусского общества в XXI веке. В концепцию государственной идеологи­ческой политики органично входят идеи народовластия, обще­ственного блага, приоритета прав и свобод человека. Диалек­тическая взаимосвязь ценностей общественных и ценностей личных. Закрепленная в Конституции Республики Беларусь государственная идеологическая политика зиждется на гумани­стических началах и направлена на реальное достижение обще­ственного блага и развития человеческого потенциала.

Наши рекомендации