Идеология и прагматизм
Сегодня много пишут и говорят о том, что российские реформаторы нападают на Беларусь за ее экономический и политический курс, не соответствующий их радикал-либеральным представлениям. Но, вероятнее всего, причина их массированного «наката», принимающего порой, прямо скажем, омерзительные формы, глубже. Беларусь - единственная из стран СНГ, где сформулирована идеология развития государства и общества, основанная не на пропагандистских штампах глоба-лизаторов, а на исторических традициях и свойственной нашим братским народам социально-политической и нравственной системе ценностей. Это и вызывает самые яростные нападки.
Доходит до абсурда. Представители официальных структур и новомодных партий в большинстве стран СНГ с приходом к власти стали изгонять из государственной и общественной жизни само понятие идеологии как «признак отжившего мышления». И подменять ее прагматизмом. Именно прагматиче подают», потому и саботируют строительство Союзного государства, что они представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и социальным ценностям, идеологии белорусского и русского народов. Вспомните хотя бы издевки по поводу славянского единства, духовной общности белорусов и русских: дескать, важна только экономика (рубль? доллар?), а не какое-то ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам.
Да, рынок, в полном соответствии с прагматическим подходом, не признает никакой духовности, никакой ностальгии, кроме денег. Прагматику не дано понять, что, высмеиваемая им ностальгия на самом деле является человеческой реакцией нормальных людей на осмысленную жизнь.
Прагматизм лишает человека чувства цивилизационной общности, национальной солидарности и гордости. Где деньги, там и родина - таково кредо прагматика. В конце концов это ведет к тому, что прагматик измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыночным характером, - подчеркивает Эрих Фромм, - не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи»62. Когда обществу изо дня в день пропагандируют в качестве единственного мерила человеческой деятельности деньги, тогда появляется и грязная политика, и теневая экономика, и коррупция, и нечистая совесть.
Таков «продукт» рыночного прагматизма: чем меньше идеологии, тем больше политической и прочей грязи. Не случайно в концепции З.Фрейда на психоаналитическом уровне доказано существование символической связи между деньгами и фекалиями - золотом и грязью. Вглядитесь в лица современных олигархов и политиков-прагматиков и справедливость концепции Фрейда ни у кого не вызовет сомнений.
Посмотрите, что происходит в условиях так называемого прагматизма? Золотая лихорадка в самой агрессивной и циничной форме навязывается государству, экономике, обществу, семье, что ведет к резкому всплеску широкого спектра негативных явлений, криминализации всех сфер человеческой жизятельности, начиная от государственного управления и кончая семейными отношениями.
62 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 153.
Идеология, противостоящая прагматизму, даже если он преподносится в идеологической упаковке, основанная на истинных ценностях, как раз и способна изменить социальный климат. Изменить саму систему ориентиров и осуществить переход от бессмысленной и разрушающей нравственные устои человека погони за наживой к творческой и осмысленной жизни. Как говорил Платон, «самые благородные нравы возникают в таком обществе, где разом не обитают богатство и бедность»63. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость» .
Общечеловеческие ценности. Это определенная совокупность понятий, входящих в систему социальных наук и являющихся общими для социально-философского учения о человеке. Их теоретической разработкой и систематизацией занимается такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях.
Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В европейской культурной традиции начало систематизации общечеловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей - религиозно-нравственных запретов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям.
Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложилась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, приверженность к середине - такова иерархия китайской системы Ценностей. Китайская система ценностей своими корнями уходит в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в современном китайском обществе.
Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Ч. 2, с. 148. Там же, с. 202.
подают», потому и саботируют строительство Союзного государства, что они представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и социальным ценностям, идеологии белорусского и русского народов. Вспомните хотя бы издевки по поводу славянского единства, духовной общности белорусов и русских: дескать, важна только экономика (рубль? доллар?), а не какое-то ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам.
Да, рынок, в полном соответствии с прагматическим подходом, не признает никакой духовности, никакой ностальгии, кроме денег. Прагматику не дано понять, что, высмеиваемая им ностальгия на самом деле является человеческой реакцией нормальных людей на осмысленную жизнь.
Прагматизм лишает человека чувства цивилизационной общности, национальной солидарности и гордости. Где деньги, там и родина - таково кредо прагматика. В конце концов это ведет к тому, что прагматик измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыночным характером, - подчеркивает Эрих Фромм, - не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи»62. Когда обществу изо дня в день пропагандируют в качестве единственного мерила человеческой деятельности деньги, тогда появляется и грязная политика, и теневая экономика, и коррупция, и нечистая совесть.
Таков «продукт» рыночного прагматизма: чем меньше идеологии, тем больше политической и прочей грязи. Не случайно в концепции З.Фрейда на психоаналитическом уровне доказано существование символической связи между деньгами и фекалиями - золотом и грязью. Вглядитесь в лица современных олигархов и политиков-прагматиков и справедливость концепции Фрейда ни у кого не вызовет сомнений.
62 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с 153.
Посмотрите, что происходит в условиях так называемого прагматизма? Золотая лихорадка в самой агрессивной и циничной форме навязывается государству, экономике, обществу, семье, что ведет к резкому всплеску широкого спектра негативных явлений, криминализации всех сфер человеческой жизнедеятельности, начиная от государственного управления и кончая семейными отношениями.
Идеология, противостоящая прагматизму, даже если он преподносится в идеологической упаковке, основанная на истинных ценностях, как раз и способна изменить социальный климат. Изменить саму систему ориентиров и осуществить переход от бессмысленной и разрушающей нравственные устои человека погони за наживой к творческой и осмысленной жизни. Как говорил Платон, «самые благородные нравы возникают в таком обществе, где разом не обитают богатство и бедность»63. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость» .
Общечеловеческие ценности.Это определенная совокупность понятий, входящих в систему социальных наук и являющихся общими для социально-философского учения о человеке. Их теоретической разработкой и систематизацией занимается такая социальная дисциплина, как аксиология, т.е. наука о ценностях.
Исторически формирование общечеловеческих ценностей происходило на заре человеческой цивилизации и было тесно связано с религиозно-нравственным мировоззрением. В европейской культурной традиции начало систематизации общечеловеческих ценностей связывается с Ветхим заветом, в виде так называемых десяти заповедей - религиозно-нравственных запретов убийства, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, требования почтительного отношения к родителям.
Аналогичная система общечеловеческих ценностей сложилась в китайской цивилизации. Совесть, преданность, сыновья почтительность, гуманность, интеллект, трудолюбие, приверженность к середине - такова иерархия китайской системы Ценностей. Китайская система ценностей своими корнями уходи г в глубокую древность, теоретически она была оформлена Конфуцием и практически без изменений функционирует в современном китайском обществе.
Платон. Законы. Соч. М., 1972. Т. 3. Ч. 2, с. 148. Там же, с. 202.
В христианстве общечеловеческие ценности были изложены в Нагорной проповеди Иисуса Христа. К ним относились требования равенства людей перед Богом, любви к ближнему, нестяжательства, нравственного самосовершенствования, искренности, отрицания лицемерия (фарисейства) и частной собственности.
Актуализация проблемы общечеловеческих ценностей характерна и для современного мира. В докладах Программы развития ООН сформулирована концепция развития человека на основе главных восьми целей мирового сообщества: ликвидации крайней нищеты и голода, обеспечения всеобщего начального образования, равенства между мужчинами и женщинами, сокращения детской смертности, улучшения охраны материнства, борьбы со СПИДом, обеспечения экологической устойчивости, формирования глобального партнерства в целях развития 65.
Национально-государственное самосознание.Это совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих сущность и специфику представлений членов национальной общности о своей истории, государственности, современном состоянии и перспективах своего национально-государственного развития, а также о роли и месте среди других национальных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национально-государственное самосознание включает рациональное осознание своей принадлежности к нации и государству и эмоциональное, зачастую неосознаваемое чувство этнической идентичности, принадлежности к своей цивилизационной и государственной общности. Национально-государственное самосознание лежит в основе того, что можно назвать духом, душой, ментальностью данного народа. В постижении национально-государственного самосознания важно придерживаться правила не вкладывать в самосознание народа тех взглядов, представлений, чувств, которых сам народ не находит в своей истории.
65 Доклад о развитии человека за 2003 год. Минск, 2003.
В этом плане, говоря о национально-государственном самосознании белорусского народа, можно выделить такие ментальные характеристики, которые зафиксированы в исторической жизни, как чувство братскости с русским налом единство образа жизни, территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности. Для национально-государственного самосознания белорусского народа характерно также признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований, ориентации реформ на широкие слои населения, уважительного отношения к историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и международной безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества.
Патриотизм - любовь к родине. Патриотизм связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалась на протяжении многих веков и коренится в его национальной матрице. Через патриотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше на родине лечь костьми, чем на чужбине быть в почете! Именно любовь к родине делает человека по-настоящему счастливым. Как говорил Ю.А. Гагарин, счастье -это тогда, когда у тебя есть родина. Любовь к родине сродни любви к матери. Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо родине, тогда плохо и человеку. «Не* может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и облагораживает человека, делает его ответственным за социальное и государственное устройство. И где бы человек ни находился, родина, как и мать, у него всегда одна. Истинный патриотизм несовместим с национализмом и космополитизмом (неолиберализмом). Как гласит китайская мудрость, «за пределами дома не найдешь того, что дома потеряешь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные положения и установки концепции государственной идеологической политики закреплены в Конституции Республики Беларусь. К ним относятся принципы социального правового государства и гражданского общества, жизнеспособной социально-экономической системы, которые в состоянии обеспечить концентрацию духовных и материальных факторов, направленных на достижение экономической и политической стабильности, прогрессивного развития белорусского общества в XXI веке. В концепцию государственной идеологической политики органично входят идеи народовластия, общественного блага, приоритета прав и свобод человека. Диалектическая взаимосвязь ценностей общественных и ценностей личных. Закрепленная в Конституции Республики Беларусь государственная идеологическая политика зиждется на гуманистических началах и направлена на реальное достижение общественного блага и развития человеческого потенциала.