Нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности
1. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
2. Лицензирование экспорта и импорта товаров
3. Система экспортного контроля в Российской Федерации
4. Подтверждение соответствия. Условия ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия
5. Ввоз на таможенную территорию и вывоз с таможенной территории отдельных товаров при наличии разрешений федеральных органов исполнительной власти
Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
Регулирование внешнеэкономических отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. Для эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности применяются тарифные и нетарифные меры.
Нетарифное регулирование применяется исходя из следующих соображений:
· государственной безопасности;
· защиты жизни и здоровья человека;
· защиты животных и растений;
· защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран;
· охраны окружающей природной среды;
· выполнения международных обязательств Российской Федерации.
Одним из основных законодательных актов РФ на основании, которого осуществляется нетарифное регулирование, является Федеральный закон РФ от 08.12.2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
На основании статьи 2Федерального закона №164: нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Нетарифные меры – комплекс мер, направленных на регулирование внешней торговли, определяющий порядок ввоза (вывоза) отдельных товаров, предусматривающий наличие разрешений, лицензий соответствующих государственных органов на основании законодательства РФ.
Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», при соблюдении указанных в них требований.
При рассмотрении вопросов, связанных с применением запретов и ограничений как мер нетарифного регулирования, необходимо учитывать положения статьи 32 Федерального закона, которые определяют условия введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и не носящих экономического характера.
Основываясь на положениях федерального закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» к нетарифным мерам следует отнести:
· нетарифные меры экономического характера:
· количественные ограничения импорта и экспорта отдельных видов товаров;
· не дискриминационный характер применения количественных ограничений;
· проведение конкурсов и аукционов для распределения квоты;
· применение лицензирования экспорта или импорта отдельных видов товаров;
· представление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных товаров;
· применение защитных антидемпинговых и компенсационных мер.
Нетарифные меры, не носящие экономического характера:
· запрещение ввоза в РФ и вывоза из РФ отдельных товаров;
· применение лицензирования экспорта или импорта отдельных видов товаров при реализации разрешительного порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ отдельных товаров;
· применение экспортного контроля в отношении отдельных товаров;
· ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров при наличии разрешений соответствующих государственных органов России;
· применение сертификации товаров на соответствие и безопасность по стандартам законодательства РФ.
·
К товарам, ввозимым на таможенную территорию России, по которым требуется подтверждение соблюдения ограничений, не носящих экономического характера, относятся:
· товары, включенные в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации;
· товары, подлежащие государственному ветеринарному надзору либо являющиеся подкарантинной продукцией (растения, продукты растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие объекты или материалы, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать их распространению, а также зерно и продукты их переработки);
· товары, подлежащие государственному контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
· товары, являющиеся объектами экспортного контроля.
Документами, подтверждающими соблюдение ограничений, не носящих экономического характера, и необходимыми для таможенного оформления отдельных видов товаров, являются:
1) сертификат соответствия, выдаваемый аккредитованным органом по сертификации, подтверждающий соответствие товаров требованиям технических регламентов (или положениям стандартов);
2) свидетельство о государственной регистрации продукции, выдаваемое уполномоченными органами до ввоза товаров на территорию России по результатам экспертизы продукции, представляющей потенциальную опасность для человека, а также продукции, впервые ввозимой и ранее не реализовывавшейся на территории РФ;
3) санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое Роспотребнадзором и его территориальными органами о соответствии (или несоответствии) продукции до ее ввоза на территорию РФ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам;
4) ветеринарный сертификат - международный документ, выдаваемый государственным ветеринарным врачом государства происхождения подконтрольных грузов, подтверждающий безопасность подконтрольных товаров в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие указанного государства по заразным болезням животных в соответствии с ветеринарными требованиями страны-импортера;
5) ветеринарное свидетельство, выдаваемое органами Россельхознадзора на все виды подконтрольных товаров в пункте пропуска через государственную границу РФ, подтверждающее, что указанные товары происходят из местности, благополучной по особо опасным и карантинным болезням животных, а сырье и продукты животного происхождения, кроме того, прошли ветеринарно-санитарную экспертизу в установленном порядке и соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям;
6) акт государственного карантинного фитосанитарного контроля, выдаваемый органами Россельхознадзора на основании фитосанитарного сертификата и результатов фитосанитарного контроля;
7) сертификат качества зерна и продуктов его переработки, выдаваемый организациями, аккредитованными Россельхознадзором, подтверждающий соответствие качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов. Кроме того, требуют подтверждения также данные об изготовителе указанной продукции.
Запрет товаров на ввоз в РФ устанавливается законодательными актами соответствующих государственных органов РФ. Запреты на ввоз товаров в РФ устанавливаются исходя из следующих соображений:
· товары не соответствуют стандартам и требованиям, установленным законодательными актами РФ;
· товары не имеют лицензии, сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
· товары признаны опасными отходами в соответствии с законодательством РФ;
· товары признаны опасными потребительскими товарами в соответствии с законодательством РФ.
Запрещение вывоза товаров из РФ устанавливается на основе законодательства России, исходя из следующих принципов:
1. обеспечение национальной безопасности РФ;
2. защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
3. защита исторического, научного, художественного и археологического достояния народов РФ;
4. выполнение международных обязательств РФ.