Формирование институтов белорусской государственности в постсоветский период

Белорусский народ – носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в формировании национально-государственной идеологии. Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов, формулировании идей и положений национально-государственной идеологии, ее правовом закреплении и обеспечении реализации целей и задач развития белорусского общества. Смысл избрания гражданина в качестве Президента Республики Беларусь - одобрение народом предложенной им программы развития общества. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - важнейшее звено механизма формирования и реализации государственной идеологии. Функция Парламента как представительного органа выявление и агрегация существующих в обществе интересов и обеспечение приемлемого для общества баланса интересов различных категорий населения. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, органы государственного управления, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления как инструменты практической реализации положений государственной идеологии. Смысл права законодательной инициативы - участие в формулировании интересов общества и различных категорий граждан. Основные формы их деятельности по реализации государственной идеологии: нормотворчество; принятие решений и обеспечение их исполнения; информирование граждан в трудовых коллективах и по месту жительства; работа с личным составом органов и подразделений Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел, других силовых ведомств государства. Специализированные научно-исследовательские и информационно-пропагандистские учреждения (институты и центры) как необходимое звено в механизме государственной идеологии. Основное их предназначение - теоретико-концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций и доктрин и доведение их содержания до сознания различных категорий населения страны. Основные формы их деятельности – проведение исследований по проблемам идеологии и политики государства и подготовка соответствующих литературных произведений – статей, монографий, диссертаций, справочников, аналитических документов, учебных программ, пособий и т. п. Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в формировании и распространении национально-государственной идеологии.

№ 17 Партийные системы и их характеристики . Особенности становления партийной системы в РБ.

Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы оп­ределенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.

По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных про­блем.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наибо­лее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством де­путатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие мно­гообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопар­тийности являют страны Западной Европы, в которых экономичес­кие, национальные, религиозные, идеологические различия порож­дают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5.

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масш­таб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:
а) число членов партии; б) количе­ство избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских ман­датов, полученных партией на выборах.

По политическому весу выделяются четыре типа партий: мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство манда­тов и право на проведение собственного политического курса; партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих
выборах; доминирующая партия – получившая относительное большинство депу­татских мест; миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

В Республике Беларусь продолжается сложный процесс формирования многопартийной системы, начавшийся в условиях острого социально-экономического и политического кризиса конца 80-х – начала 90-х годов. Первая полови- на 90-х годов характеризовалась достаточно быстрым рос- том количества партий различных политических ориентаций. Их число достигало 43.

Функционирующие в республике как официально зарегистрированные 18 политических партий отвечают нормативному требованию, которое устанавливает, что учредителе (членов) от большинства областей и столицы должно быть не менее 1 тысячи. Кроме них, действуют и такие, которые не зарегистрированы в Министерстве юстиции.
Существующим политическим партиям свойственны некоторые общие черты, без выяснения которых трудно судить о направлениях главных изменений в партийной системе Республики Беларусь. В числе наиболее проявившихся черт выделим:
– отсутствие тесной связи как с традиционными классами и общественными слоями, так и с новыми (фермеры, предприниматели);
– ориентация на гетерогенный по своему составу электорат, что приводит к претензии на представительство всех слоев населения;
– включенность в партийную деятельность на уровне членства главным образом представителей старшего и среднего поколений;
– возникновение партий как верхушечных образований;
– формирование и поддержание жизнеспособности за счет наличия лидера и зависимость от него, а не наоборот;
– закамуфлированный узконаправленный смысл существования в виде «помоста» для последующего скачка руководителей партии во власть;
– медленное освоение правил «политической игры», ориентация на конфликт, безусловное подавление своего оппонента;
– схожесть с корпоративными структурами;
– неспособность существенно повлиять на «автономию» избирателей во время выборов;
– слабое представительство в регионах.

Перспективы существующих и могущих возникнуть политических партий будут зависеть от того, насколько гибко и точно они будут реагировать на социальную дифференциацию белорусского общества, происходящую в нем трансформацию ценностей, генерируя интересы все большей части граждан и отражая остроту подлинных, а не мнимых общенациональных проблем.

Наши рекомендации