Идеология и Мировоззрение: сущность, структура и жизненный смысл
Что такое мировоззрение?Каждый из нас придерживается своего мировоззрения – особой интеллектуальной и эмоциональной системы отсчета, определяющей восприятие личностью всего окружающего мира. Собирать «кирпичики» своего мировоззрения мы начинаем еще в раннем детстве, когда спрашиваем родителей, как называется тот или иной предмет. Картина мира формируется у человека главным образом через обучение и дополняется под влиянием общей культуры, наших собственных впечатлений, песен, книг, кинофильмов, телепередач и т. д. Поскольку многие важнейшие элементы нашего мировоззрения воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, мы редко задумываемся о том, что можно видеть мир по-другому. Если же нам приходится общаться с кем-то, чьи взгляды расходятся с нашими, высказывания этого человека зачастую кажутся нам малопонятными или попросту смешными. А ведь они вполне вписываются в его миропонимание, хотя мы, с позиций наших собственных представлений о мире, оцениваем их как ошибочные.
Мировоззрение – это своего рода духовный каркас личности, общества в целом. Немецкий философ Ф. Шлейермахер в работе «Речи о религии» в начале XVIII в. впервые употребляет термин «мировоззрение». Дальнейшее развитие и конкретизацию данного феномена мы находим в работах Г. Гегеля, в его характеристиках «морального мировоззрения», «религиозного миросозерцания», «теоретического мировоззрения».
Если рассматривать мировоззрение с нравственно-психологической точки зрения, оно может быть оптимистическим и пессимистическим. Понятие «мировоззрение» употребляется и в узком смысле, как, например, «политическое мировоззрение», «философское мировоззрение», и в еще более узком смысле: «физическое мировоззрение», «врачебное мировоззрение» и т. п.
Почему у человека должно быть свое мировоззрение?
Могут возразить: «Но я не исповедую никакого мировоззрения, просто стараюсь смотреть на вещи как можно более объективно». Однако в действительности не иметь его невозможно. Даже оценка «объективности» как явления положительного имеет смысл только в рамках определенной системы взглядов. Почему же нельзя прожить без мировоззрений? Потому, что Вселенная не обладает свойством истолковывать самое себя. Посмотрев на дерево, мы видим нечто коричневое и зеленое. Но что же такое дерево по своей сущности? Относительно малозначимый продукт слепой эволюции? Удивительное и прекрасное творение разумного Божественного Начала? Или вместилище некоего живого духа? По Платону, это один из примеров конкретизации вечной отвлеченной идеи «дерева». Ответ на подобные вопросы возможен лишь со ссылкой на конкретное видение мира. «Чистое» восприятие дерева само по себе не объясняет его сущности.
Согласитесь, а разве не задавали мы себе вопросы о своем предназначении в жизни? Каковы познавательные возможности человека? Что такое совесть и честь, честность и справедливость? Где находится грань между добром и злом? Эти и подобные вопросы занимали умы людей на протяжении всей истории человеческого существования. Ответы на них они искали в мифологии, религии и философии.
В этой связи авторский взгляд на эту проблему состоит в том, что мировоззрение, по своей изначальной сути, имеет сложную структуру, включающую в себя следующие основные элементы: знания, убеждения, принципы, ценности, интересы, оценки, социальные нормы и идеалы, социальные установки(рис. 1).
Рис.1 Структура мировоззрения
Система знаний отражает сущностные стороны внешнего мира. Знания составляют информационную основу мировоззрения. Они органично вливаются в «сосуд» мировоззрений и принимают форму стойких убеждений. В этом случае содержание сознания человека обретает устойчивый характер чувственных убеждений и восприятий от усвоенного субъектом объема знаний, ставших для него побудителем позитивных действий и поступков. Это выражается внутренней уверенностью субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Оно в теоретической форме выражает объект действительности. Убеждение же переводит этот объект в практическую сферу и служит необходимым средством реализации знаний, формирует целеустремленность, создает эмоциональный «заряд», необходимый для практической реализации идеи. Убеждение – не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, психологическая установка; это вера человека в правоту своих идеалов, принципов, идей и взглядов. Убеждение предполагает не только понимание, но и безусловное принятие некой реальности, воззрений и идей, «которые овладевают нашей мыслью… и к которым разум приковывает нашу совесть, это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им». Убеждения – это идеи, воплощенные в действия, и действия, озаренные идеей. Знания преобразуются в мировоззренческие принципы, систематизирующие знания о мире, определяющие отношение к нему, и придают научному мировоззрению целостный, стройный и концептуальный характер. Таковы принципы системности и развития, единства теории и практики, познаваемости мира и др. Убеждения наряду с принципами, ценностями, оценками, нормами, верованиями, директивными документами составляют ценностно-нормативный компонент теоретической составляющей мировоззрения. Идеология, охватывая данную часть мировоззрения, представляет собой ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.