Оценка судебной реформы

Судебные Уставы явились одним из лучших звеньев в последовательном ря­ду преобразований императора Александра II Ими был решительно и беспово­ротно упразднен старый суд, снискавший себе, так сказать, всеобщее неуваже­ние... Поэтому обнародование Судебных Уставов было встречено единодушным сочувствием...

…Суд присяжных в своем живом осуществлении соединял в себе, как в фокусе, все общие начала, внесенные Судебными Уставами в отправление уголовного правосудия, а именно - независимость и самостоятельность судьи, внутреннее убеждение при решении дела, свободное от предустановленной оценки доказательств, - решительный вывод о вине или невинности, не подлежащий отмене или пересмотру, если только он сделан при соблюдении форм и обрядов процесса, - господство живого слова взамен бесцветного однообразия письменного изложения и связанная с этим непосредственность восприятия впечатлений влияющих на слагающееся заключение относительно подсудимого, и, наконец, участие самого общества в отправлении правосудия...

Встреченный сначала общим сочувствием даже со стороны будущих настойчивых и ожесточённых врагов, суд присяжных недолго мог похвалиться тем, что по отношению к нему существует "мир и в человецех благоволение".

Когда интерес новизны и состоялось несколько решений, не оправданных начальственной уверенности или не удовлетворявших предвзятому общественному взгляду,., начались сначала единичные, а потом систематические падки на суд присяжных. Все это создало вокруг этого суда атмосферу недоброжелательства и даже в лучшем случае равнодушия и крайней медленности устранении недостатков в организации и правилах деятельности этого института. В течение многих и многих лет не было сделано ничего для улучшения деятельности комиссий, составлявших списки присяжных, для прекращения своеобразной "игры в прятки" в виде запрещения говорить присяжным о карательных результатах их обвинительного приговора, для устранения излишних и вследствие этого потерявших свое значение обрядностей и т. п. Одним ело этот суд почти до последнего времени не был "любящей рукой ни охранен ни обеспечен". Мало этого: нелюбящая рука повлияла чрез посредство Сената" на то, что недостаточные присяжные заседатели из сельских обывателей был лишены необходимого материального пособия, выдачу которого охотно принимали на себя многие земства...

Хрестоматия по истории СССР. М., 1970. C.52-54

оценка судебной реформы - student2.ru

Анатолий Федорович (1844-1927) - российский общественный деятель, юрист и литератор. Прокурор, обер-прокурор кассационного департамента Сената, сенатор уголовного кассационного департамента Сената. Крупнейший специалист в области теории уголовного и гражданского права.

Документ 7.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

УСТАВ О ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ

Января 1874 г.

Явился центральным элементом военной реформы 70-х годов XIX в. Ознамено­вал переход от принципа рекрутского набора в армию к всесословной воинской повинно­сти.

Публикуется с сокращениями

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого рус­ского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются. <...>

10. Поступление на службу по призывам решается жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жеребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится минул 21 год отроду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жеребия, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе ХII сего устава1. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

3б. Государственное ополчение составляется из всего нечислящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения, от при­сного (ст. П) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение 6 освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. Т. Ш. С. 165-166.

оценка судебной реформы - student2.ru

1 Вольноопределяющиеся отбывали воинскую повинность на льготных условиях. По окончании срока службы они имели право держать экзамен на офицерский чин.

Документ 8.

Наши рекомендации