Методические рекомендации к теме № 7
При изучении данной темы следует иметь в виду, что административно-правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленными нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
Меры административно-правового принуждения применяются специально уполномоченными субъектами в рамках связанной компетенции, как правило, по отношению к определенному кругу лиц. Оно не имеет самостоятельного значения, а служит вспомогательным средством обеспечения властных требований. Принуждение процессуально оформлено и связано с принятием административных приказов. Фактическим основанием для его применения являются правонарушения или отдельные опасные деяния и события.
Меры административно-правового принуждения подчинены универсальной цели предупреждению воздействия небезопасных факторов.
Основанием применения к лицу мер административно-правового ограничения является наличие потенциальных или реальных угроз его безопасности, безопасности других людей или государства, вызываемых причинами как природного и техногенного характера, так и противоправным поведением других лиц. Введение правоограничений основано на оперативном изменении охранительного режима.
Существенным признаком, отличающим режимы правоограничений, от иных правоохранительных вариантов административно-правового воздействия, является установление абсолютных запретов.
Меры административно-правового принуждения
Методами административно-правового принуждения являются применяемые во внешневластных отношениях представителями государственной администрации на основе административно-правовых норм и принимаемых в соответствии с ними индивидуальных административных актов средства воздействия, направленные на выявление угроз безопасности, своевременную их ликвидацию, установление обстоятельств происшедшего, устранение нарушений и привлечение виновных в их совершении к ответственности в целях предупреждения наступления и развития негативных последствий таких угроз.
В качестве критерия систематизации мер административно-правового принуждения целесообразно выбрать стадии развития угроз безопасности, в связи с чем к таким мерам относятся:
меры выявления угроз безопасности, осуществляемые гласно или негласно, направленные на получение информации о противоправных или иных опасных деяниях и лицах, к ним причастных;
меры административно-правового пресечения, направленные на оперативное прекращение совершаемого противоправного или иного опасного деяния, а также предотвращение вызываемых ими последствий;
меры административно-правового восстановления нарушенных режимных требований, направленные на устранение последствий опасного деяния, нарушившего публичный порядок, системы управления и руководства;
меры административной ответственности, применяемые за совершение административного правонарушения, выраженные в применении административных наказаний; названная группа мер особо выделяется в системе мер государственного, в том числе административно-правового принуждения, ибо она в отличие от многих других применяется только за виновные противоправные деяния, выражена в применении санкций административных наказаний;
меры административно-правового сдерживания, применяемые за нарушение административных правил или административное правонарушение, выраженные в непредоставлении дополнительных правовых статусов (отдельных прав или льгот) разового характера.
Административно-правовое принуждение применяется в связи с противоправными действиями лица, но процессуальное изъятие, досмотр вещей товаров и документов могут применяться и к лицам, незадействованным в правонарушении.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых государственной администрацией для обеспечения правопорядка. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить исполнительные органы государственной власти.
Следует различать меры административно-правового принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Так, им установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, дружинников, общественных судов. Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права и, кроме того, им регулируется общественно-правовое и частично – дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.
Особенности и роль административно-правового принуждения
Административно-правовое принуждение – один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.
1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами.
2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти.
3. Множественность субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственных, муниципальных, общественных).
4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты.
5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.
Таким образом, административно-правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
1. Дайте определение понятию «административное принуждение».
2. Назовите основные признаки (особенности) административного принуждения.
3. Каковы цели административного принуждения?
4. Назовите основные функции института административного принуждения.
5. Проанализируйте Федеральный конституционный закон от 30 май 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и приведите несколько примеров различных видов административного принуждения.
6. Какие меры административного принуждения могут применяться сотрудниками полиции?
7. Заполните предложенную ниже таблицу.
№ п/п | Административное принуждение | Вид административного принуждения |
Предписание государственного инспектора по надзору за государственными стандартами о приостановке продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации, а также о запрете реализации импортной продукции, о прекращении выпуска опасной продукции | ||
Временное ограничение и запрещение движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах города | ||
Персональный административный надзор за лицом, освобожденным из мест лишения свободы | ||
Недобровольное психиатрическое освидетельствование лица | ||
Принудительное помещение лица в психиатрический стационар | ||
Применение огнестрельного оружия для защиты граждан от угрозы нападения животных | ||
Административное задержание лица, совершающего административное правонарушение | ||
осуществление сотрудниками полиции для оказание медицинской помощи привода в учреждения здравоохранения по их представлениям | ||
Выдача полицией лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия | ||
Проведение досмотра транспортных средств |
8. Решите предложенные ниже ситуации.
Задача 1. Главный государственный санитарный врач г. П. принял решение о временном отстранении от работы ряда лиц одного из предприятий общественного питания, которые являются носителями инфекционного заболевания.
Рассмотрите ситуацию. Правомерны ли действия должностного лица? Обоснуйте свой ответ.
Задача 2. К. был остановлен нарядом ППС полиции при выходе из метро. Старший сержант П. потребовал у К. предъявить документы, удостоверяющие личность. К. заявил, что не обязан предъявлять документы, удостоверяющие личность, так как ему не объявили, в чем он обвиняется. Наряд ППС потребовал от К. проследовать в дежурную часть ОВД для выяснения его личности.
К. предъявил наряду ППС студенческий билет, однако был доставлен в дежурную часть ОВД.
Через 4 часа, после выяснения его личности, он был отпущен.
Дайте юридический анализ дела.
Задача 3. В связи с угрозой проведения террористического акта начальник ГОВД объявил об эвакуации жителей дома 125 по улице Пионерской. Гражданка Никонорова отказалась покинуть свою квартиру, заявив, что не может оставить без присмотра ценные вещи, а унести их с собой она не в состоянии. Сотрудники ОМОНа, применив физическую силу, вскрыли квартиру и доставили Никонорову и полицейский автобус, осуществлявший эвакуацию жильцов.
На следующий день Никонорова, обнаружив пропажу из квартиры видеомагнитофона, обратилась с жалобой в суд на действия сотрудников полиции.
Дайте юридический анализ дела. Вправе ли были сотрудники ОМОНа в данной ситуации применять физическую силу? Оцените правомерность их действий.
Задача 4. Торопыгину на выходе из магазина «Заречный» остановил сотрудник частного охранного предприятия «Вымпел» Шышкин и потребовал предъявить сумку для осмотра. Поскольку Торопыгина отказалась, Шышкин применил физическую силу и вырвал сумку, но ее осмотр не выявил ничего противозаконного. Шишкин потребовал, чтобы Торопыгина прошла в комнату охраны для производства личного досмотра. В тот момент, когда она попыталась вырваться и убежать, он нанес ей удар резиновой палкой по руке и ключице. Задержав Торопыгину, Шишкин доставил ее в дежурную часть РОВД.
Дайте оценку законности действий частного охранника.
Задача 5. Участковый уполномоченный Барыкин получил информацию, что повреждением телефонов-автоматов занимается некто Поливайкин, проживающий по ул. Советов, д. 17, кв. 15. Вызвав по данному адресу наряд полиции, Барыкин потребовал от Поливайкина проехать в отделение полиции для разбирательства дела по существу. Поливайкин лежал на кровати в одних трусах, отказывался одеваться и проследовать за сотрудниками полиции. Сержант Петренко применил к Поливайкину боевой прием борьбы, причинив ему болевое воздействие, надел на него наручники и два раза ударил резиновой дубинкой по спине.
Поливайкин написал жалобу начальнику РОВД о неправомерном применении к нему физической силы и специальных средств.
Разрешите дело по существу.
Задача 6. Военнослужащий внутренних войск МВД РФ Коробов доставил в дежурную часть РОВД гражданина Мельникова на том основании, что при проверке документов у последнего, тот предъявил паспорт, в котором одна страничка была испорчена чернилами и прочитать ее было невозможно.
На следующий день Мельников обратился в суд с жалобой на незаконное задержание. В суде Коробов пояснил, что Мельников был очень похож на человека, который скрылся от наряда внутренних войск МВД РФ, проверявшего торговцев на городском рынке.
Суд признал действия Коробова незаконными, так как ст. 27.3 КоАП РФ не предусматривает такого основания для задержания.
Дайте юридическое заключение по делу.
9. Заполните таблицу «Меры административного принуждения»
Меры | Виды мер | Характеристика |
1. Меры убеждения | ||
2. Меры принуждения |
10. Рассмотрите основные методы реализации компетенции органов исполнительной власти. Ответ обоснуйте примерами из действующего законодательства.
11. Какие меры административного принуждения могут применяться в условиях чрезвычайного положения и в условиях военного положения по действующему законодательству?
12. Какие меры административного принуждения могут применять по действующему законодательству следующие органы и их должностные лица: милиция, ФСБ, внутренние войска, пограничная служба, судебные приставы, таможенные органы?
Ответ обоснуйте ссылками на конкретные статьи соответствующих нормативно-правовых актов, а предусмотренные ими меры административного принуждения классифицируйте по непосредственным целям их применения.
14 К какому виду административного принуждения следует отнести данные меры воздействия: I) предупреждение; 2) проверка государственным автомобильным инспектором документов у водителя транспортного средства; 3) устное предупреждение, сделанное главным государственным санитарным врачом района заведующему столовой; 4) вынесенное инспектором государственного пожарного надзора предписание директору фабрики о необходимости устранения недостатков в соблюдении правил пожарной безопасности; 5) предостережение прокурора о недопустимости нарушения законности; 6) замечание, объявленное начальником цеха рабочему за нарушение трудовой дисциплины; 7) обследование подконтрольного объекта инспектором госгортехнадзора; 8) лишение права охоты; 9) доставление в медицинский вытрезвитель лица, находящегося на улице в состоянии сильного опьянения; 10) административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранного гражданина; 11) ограничение движения транспорта на улице города; 12) передача несовершеннолетнего под надзор родителей; 13) приостановление работы неисправной газопылеулавливающей установки инспектором по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок; 14) опечатывание техническим инспектором труда станка, эксплуатируемого с нарушением правил техники безопасности; 15) досмотр ручной клади и багажа пассажиров воздушного судна; 16) отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения; 17) установление административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы.
Какие из вышеназванных действий относятся к мерам административного принуждения, а какие таковыми не являются? Почему?
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под методом реализации исполнительной власти?
2. Какие признаки характерны для методов реализации исполнительной власти?
3. Какова юридическая роль административного принуждения?
4. Назовите особенности административного принуждения.
5. Каковы цели административного принуждения?
6. Что означает принцип адекватности мер административного принуждения?
7. Что понимается под "общественным порядком" и "общественной безопасностью"?
8. Приведите примеры органов исполнительной власти, которые в соответствии с законодательством, могут применять меры административного принуждения.
9. Приведите примеры процессуальных норм, регулирующих порядок применения мер административного принуждения.
10. Какие меры административного принуждения могут применяться сотрудниками милиции?
11. Приведите примеры мер административного предупреждения.
12. Приведите примеры мер административного пресечения.
13. Какие меры административного пресечения могут применяться к юридическим лицам?
14. Назовите основания для применения административно-восстановительных мер.