Современные концепции местного самоуправления

Муниципальное право

Ермолаева

Елена Вячеславовна

ФЗ от 6 окт 2003 №131 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ»

Учебник по МП Кутафин, Фадеева или Баранчикова

Экзамен

МП как отрасль российского права

1. Понятие МП как комплексной отрасли

2. Предмет, метод и система МП

3. МП как наука и учебная дисциплина

4. Муниципально-правовые отношения

5. Источники МП

1) МП – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе организации местного самоуправления и решения населением МО, непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения, а так же в процессе реализации отдельных делегированных государством полномочий.

МП является комплексной отраслью, т.к. во-первых множество норм МП возникли на базе норм других отраслей(конст-го, адммин-го, гражданского, земельного). Во-вторых, комплексным можно назвать предмет отрасли, т.е. ОО, которые урегулированы нормами МП.

Указанные отношения возникают в различных сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка.

МП – это самостоятельная отрасль права, поскольку

2) Предмет- совокупность ОО, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление.

Отличительные признаки этих отношений:

1. Их локально-территориальный характер (отношения возникают на территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением муниципального образования, т.е. эти отношения возникают в пределах границ этих муниципальных образований)

2. Эти отношения носят комплексный характер

3. Обязательный субъект – население МО, или ОМС или должностные лица, которые наделяются полномочиями

Все отношения можно рлазделить на три группы:

1. Отношения связанные непосредственно с осуществлением МС населением МО

2. Отношения, связанные с решением вопросов местного значения ОМС

3. Отношения, связанные с участием ОГВ в решении вопросов МО(отношения по делегированию отдельных госуд. Полномочий на муниципальном уровне, судебная защита прав местного самоуправления)

Метод МП- совокупность приёмов и способ регламентации ОО, возникающих в процессе осуществления МС.

Выделяют 2 метода МП:

Императивный – регулирование присуще МП в полной мере, принимаются НПА, обязательные для исполнения.

Диспозитивное регулирование тоже присуще МП , применяется при распоряжении имуществом уполномоченного ОМС

Кроме этих методов используются:

Метод гарантий – механизм, который обеспечивает реализацию того или иного права

Метод запретов – запрещает выполнять какие либо действия

Система МП – совокупность правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующие исходные правоотношения

В теории выделяют следующие институты МП:

Правовые основы МС

Территориальные основы местного самоуправления- регулируют вопросы территориального устройства

Организационные вопросы МС – регулируют деятельность органов МСУ, порядок принятия решений

Финансово-экономические основы местного самоуправления – нормы, которые регулируют формирование и исполнение местного бюджета, управление муниципальным имуществом, установление местных налогов и сборов

Институт ответственности органов и должностных лиц МС

Институт гарантий МС

Особенная часть МП включает такие институты, как: полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой, жилищно-коммунальной сферой, финансово-бюджетной сферой.

3) МП как наука и учебная дисциплина

Наука МП – совокупность взглядов, представлений, знаний о закономерностях, действующих в сферах МП, как в совокупности правовых норм и их применение органами и должностными лицами МС.

Предмет науки МП - это то, на что направлено научное познание, т.е. муниципально-правовые нормы, муниципально-правовые категории, практика применения норм.

Метод науки МП – приёмы и способы изучения предмета.

Общенаучные методы(сравнения , индукции и дедукции, анализ и синтез, аналогии, исторический)

Частно-научные методы( формально-логический – основан на описании анализе и толковании правовых норм, метод сравнительного правоведения, иные)

Источники МП как науки – формы закрепления теорий знаний: научные труды, диссертации, статьи монографии

МП как учебная дисциплина – совокупность знаний теорий, фактических знаний об отрасли МП и практике местного самоуправления

Задача уч дисциплины – обучение всех заинтересованных

4) Муниципально-правовые отношения – регулируемые нормами МП ОО, возникающие в процессе организации и деятельности МС в МО

Структура правоотношений:

Объект – правовой режим местного самоуправления

Субъект – участники муниципальных правоотношений

Классифицируют по объёму правосубъектности:

1.МО – населённая территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местные органы, местный бюджет.

В муниципальном образовании существуют полномочия собственника, но от его имени реализуют ОМС

2. субъекты, которые наделены правом принятия решения по вопросам местного значения: население, постоянно или преимущественно пребывающие на данной территории

ОМС, как выборные так и не выборные

Группы граждан, как отдельный субъект

3.субъекты содействующие осуществлению МС:

ОГВ

Общественные объединения и организации

ЮЛ различных форм собственности и организационных форм

Отдельно взятые ФЛ, которые самостоятельно не принимают решения

Субъекты этой группы не обладают правоспособностью, но своими действиями могут способствовать в решении вопросов МС.

Содержание

5) источники МП- форма выражения и закрепления норм права

Все источники можно разделить на несколько групп по иерархии:

Конституция РФ

Международно-правовые акты (европейская хартия местного самоуправления 1985год)

ФЗ РФ (№131 «об общих принципах организации МСУ», №25 «о муниципальной службе»)

Кодифицированные акты

Подзаконные акты – указы президента и постановления правительства

Региональное законодательство

Муниципальные нормативные акты – решения, которые принимаются населением непосредственно, решения принимаемые ОМС, решения должностных лиц

Д/З: 4) общая характеристика реформ петра первого в области управления, местные учреждения 17-18 веков,5) земская и городская реформа александра 2, контрреформы александра 3,6) советская модель местного управления, 7) формирование современной модели МС(этапы: 1990-1993, 1993-1995, 1995-2003, 2003-по настоящее время), 8) основные теории местного самоуправления: теория естественных прав общины, хозяйственная(общественная),государственная теории)

Современные концепции местного самоуправления

1. Понятие МСУ

2. Принципы и функции МСУ

3. Система местного самоуправления

1. Понятие местного самоуправления многогранно. Выделяют три аспекта понятия МСУ:

А) МСУ это одна из основ конституционного строя, т.е. основополагающий принцип власти, который наряду с принципом разделения властей по горизонтали определяет иерархию управления по вертикали. Во всех развитых странах МСУ признаётся демократическим инструментом, который не может бить ликвидирован. Реализация указанного концептуального подхода к организации государственного строя России обеспечивается установлением конституционных норм о том, что федеральные, региональные и местные органы власти в определённой мере обособленны друг от друга и самостоятельный в пределах своих полномочий, но их природа по существу одинакова, а именно все эти органы власти получили полномочия от народа. Все они имеют законодательно закреплённые полномочия, а их решения и действия могут быть обжалованы в суд.

Б) МСУ это право граждан местного сообщества на самостоятельное решение вопросов местного значения. С точки зрения конституции РФ право граждан на местное самоуправление можно рассматривать как интегральное право, объединяющее следующие права и свободы граждан:

участвовать в управлении делами государства непосредственно через референдум, а также не принимать в них участие

избирать ОМС, а также не участвовать в выборах

быть избранным в МСУ, а также подать в отставку

иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения со службы

обращаться в ОМС и получать ответ по существу поставленных вопросов

В) МСУ это форма народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти

ФЗ «ОБ общих принципах организации МСУ в РФ » ставит следующее определение

МСУ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных конституцией РФ, ФЗ, законов субъектов РФ самостоятельно и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Статья 12 Конституции устанавливает , что ОМС не входят в систему ОГВ, следовательно они не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления. С другой стороны МСУ не может быть отнесено к институтам гражданского общества, т.к. МСУ это не просто форма самоорганизации населения, но и форма осуществления публичной власти. Таким образом, государственная и муниципальная власть это две формы власти народа.

Европейская хартия МСУ определяет МСУ:

МСУ – это право, реальная способность местных органов власти регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Признаки местного самоуправления:

Местное самоуправление это особая форма демократического механизма управления обществом и государством

МСУ имеет особый субъект МО

Особый объект управления – вопросы местного значения

Особая форма организации и осуществления власти, самостоятельность

Население решает вопросы местного значения под свою ответственность

2. Принципы МСУ –обусловленные природой МСУ, основополагающие начала, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Все принципы делятся на общие и отраслевые.

Общие:

Законность деятельности МСУ

Гласность деятельности МСУ

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Ответственность МСУ

Гарантированность МСУ

Отраслевые:

Самостоятельность решения вопросов местного значения

Организационная обособленность МСУ в системе управления государством

Взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций

Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

Соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

Сочетание коллегиальности и единоначалия МСУ

Наличие государственных гарантий МСУ

Учёт мнения населения при изменении границ

Функции МСУ – основные направления деятельности МО обусловленные задачами на выполнение которых направлено МСУ

В теории выделяют следующие функции местного самоуправления:

Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

Управление муниципальной собственностью, местными финансами

Обеспечение комплексного развития территории МО

Обеспечение удовлетворения потребностей населения: социально-культурные, коммунально-бытовые

Охрана общественного порядка

Защита интересов и прав МСУ гарантированных конституцией, ФЗ

3. Система МСУ

Статья 130 конституции устанавливает:

Местное самоуправление осуществляется путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему МСУ в рамках соответствующих МО, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.

Формы осуществления МСУ:

Формы непосредственной демократии

Формы опосредованного участия граждан в МСУ через систему ОМС

Некоторые авторы выделяют территориальные общественные самоуправления в качестве самостоятельного органа. Законодатель относит ТОС к форме непосредственной демократии

Под системой МСУ понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, ОМС, ТОС, других организационно-правовых форм осуществления МСУ, через которые населения МО реализует признаваемую конституцией власть, решает исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения. Все элементы системы взаимосвязаны, взаимозависимы, между ними существует тесная организационно-правовая связь.

Наши рекомендации