Нарушения авторских и смежных прав, незаконное использование средств индивидуализации
Защита объектов интеллектуальной собственности (ОИС) остается одной из актуальных задач таможенных органов в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Действующее с июля 2010 года таможенное законодательство Таможенного союза регулирует правоотношения по вопросам интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза. Основным правовым актом является Таможенный кодекс Таможенного союза, в котором определены задачи таможенных органов и меры по защите прав интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами (гл. 46). В ноябре 2010 года государствами — членами Таможенного союза ратифицировано межправительственное соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ЕТР ОИС), разработан Регламент взаимодействия таможенных органов Таможенного союза по вопросам ведения ЕТР ОИС, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза[37], согласно которому вести реестр поручено ФТС России. Кроме того, Российская Федерация является участником международных конвенций, регулирующих использование средств индивидуализации товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
На национальном уровне защита прав интеллектуальной собственности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 4), вступившим в законную силу с 01.01.2006, а в сфере таможенного дела — Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (глава 42).
В таможенном законодательстве Таможенного союза сохранен механизм защиты ОИС, действовавший в Российской Федерации до 2010 года, который базировался на порядке, разработанном Всемирной таможенной организацией. Имеющиеся новации относятся к порядку ведения таможенных реестров. Помимо реестров, имеющихся в каждом из государств Таможенного союза, введен Единый таможенный реестр ОИС, действующий на едином таможенном пространстве Таможенного союза (ст. 330 ТК ТС). В ТК ТС сохранена норма о том, что меры по защите ОИС, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государства — члена ТС (ст. 328 ТК ТС). Также в ТК ТС сохранено важное положение о том, что при включении ОИС в таможенный реестр должна предоставляться информация о характере нарушений прав правообладателя для того, чтобы таможенные органы могли выявлять такие товары и осуществлять тщательный таможенный контроль при их ввозе (ст. 333 ТК ТС). Исключение сделано для товаров, содержащих ОИС, перемещаемых физическими лицами в соответствии с процедурой таможенного транзита, в том числе в международных почтовых отправлениях; перемещаемых дипломатическими представителями, консульскими учреждениями, иными представительствами иностранных государств, международных организаций, их персоналом для официального и личного пользования, в отношении которых меры защиты не применяются (ст. 328 ТК ТС). Изменились и сроки защиты правообладателя на ОИС, устанавливаемые при их включении в ЕТР ОИС. В настоящее время этот срок составляет два года (ранее — пять лет), но может неоднократно продлеваться (ст. 329 ТК ТС).
Защита права интеллектуальной собственности осуществляется в том числе с использованием института административной ответственности. За нарушение таможенных правил посредством незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ. Объектом посягательства в данном случае являются правоотношения в области охраны интеллектуальной собственности. Объективную сторону деликта образует незаконный ввоз на территорию Российской Федерации контрафактной продукции (экземпляров произведений, видеопродукции, фонограмм), либо указание ложной информации о произведении, что нарушает авторские и смежные права, либо импорт без согласия обладателя авторских прав. Понятие «контрафактные экземпляры произведений и фонограмм» дано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации[38].
Субъектом правонарушения могут быть физические и юридические лица, ввозящие указанную продукцию на территорию Российской Федерации с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности. Субъективная сторона состава этого правонарушения характеризуется умыслом и обязательным наличием цели — извлечение материальной выгоды.
В деятельности таможенных органов России по противодействию проникновению на территорию Российской Федерации контрафактной продукции и защите прав интеллектуальной собственности просматривается негативная тенденция увеличения после 2009 года количества выявленных фактов нарушения прав интеллектуальной собственности, особенно незаконного использования товарных знаков и ввоза контрафактной продукции, что находит свое отражение в количестве возбужденных дел об административных правонарушениях по ст. 14.10 и 7.12 КоАП РФ.
Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров установлена ст. 14.10 КоАП РФ. Поскольку эта информация, особенно о месте происхождения товаров, обязательна для включения в ТД и использования в таможенных целях, таможенным органам предоставлены полномочия по выявлению и пресечению подобных правонарушений.
Товарный знак (ТЗ) — это обозначение товара определенного вида, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, за которыми признается исключительное право, удостоверенное регистрационным свидетельством на товарный знак (ст. 1477, 1481 ГК РФ). Наличие личных имущественных прав на ТЗ законом не предусматривается. Однако возможны случаи, когда ОИС может выступить как объект авторского права и как товарный знак (ст. 1265 ГК РФ), в том числе когда объект авторских прав включен в товарный знак (символ, рисунок). В этих случаях обладатель авторских прав может запретить использование ТЗ, зарегистрированного иным правообладателем.
Знак обслуживания выполняемых работ и услуг по своему правовому статусу равнозначен товарному знаку (ст. 1477 ГК РФ); исключительное право на товарный знак или знак обслуживания действует лишь применительно к определенным товарам или услугам, в отношении которых он зарегистрирован.
Наименование места происхождения товара (страна, город или сельское поселение, другой географический объект) индивидуализирует не товары определенного производителя, лица, а товары, произведенные в определенной местности (хохлома, тульский пряник). Использование этого наименования признается исключительным правом (ст. 1516 ГК РФ) и подлежит правовой защите. Государственная регистрация осуществляется в государственном реестре наименований с выдачей соответствующего свидетельства (ст. 1529, 1530 ГК РФ).
Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом), выданное свидетельство удостоверяет приоритет и исключительное право на их использование. Срок действия права на ОИС — десять лет; он может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя (ст. 1491 ГК РФ), в течение которых государство должно обеспечить охрану и защиту товарного знака. Сведения о товарных знаках систематизируются, как уже отмечалось, в Едином таможенном реестре ОИС Таможенного союза (ст. 330 ТК ТС). Правовая охрана товарного знака прекращается в случаях, предусмотренных ст. 1514 ГК РФ, что влечет за собой его исключение из соответствующего реестра и означает прекращение исключительного права на этот ТЗ. При этом объектом правонарушения, посягающего на права интеллектуальной собственности, являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с охраной государством исключительных прав на ТЗ, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Если подобное событие происходит в сфере таможенных правонарушений, то наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 14.10 КоАП РФ. Здесь можно говорить о двойной противоправности подобного деяния, поскольку нарушаются как авторские и смежные права, так и таможенные правила. Однако при правовой квалификации административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.10 КоАП РФ, рассматриваются как более специальные, поскольку охватывают широкий спектр гражданско-правовых отношений, при которых правила перемещения через таможенную границу товаров, содержащих ТЗ, относятся только к одному из элементов этой таможенной операции. Это не исключает возможное наличие признаков других правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных, например, ч. 3 ст. 16.1, ст. 16.2, 16.3 либо ст. 7.12 КоАП РФ.
Объектом посягательств в данном случае являются охраняемые государством имущественные отношения и личные неимущественные права владельца товарного знака.
Объективная сторона АП, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, выражается: в незаконном использовании чужого товарного знака (знака обслуживания, наименования места происхождения товара) или сходных с ним обозначений без согласия правообладателей с целью введения товара в гражданский оборот на единой таможенной территории Таможенного союза, включая Российскую Федерацию, путем заключения внешнеторговой сделки при отсутствии договора с правообладателем, когда ее предметом являются товары с незаконно размещенными средствами индивидуализации; в подаче ТД на такие товары для их помещения под таможенные процедуры, предполагающие их использование в гражданском обороте на территории ТС; изготовлении продукции с воспроизведенными чужими ТЗ, их сбыте и реализации, а также в совершении лицами, перемещающими товар, действий, направленных на ввоз коммерческой партии таких товаров без декларирования таможенному органу.
Субъектами правонарушения являются лица (физические и юридические), пытающиеся ввести перемещаемые товары в торговый оборот с целью получения прибыли. Как правило, это лица, заключившие внешнеторговые сделки. В качестве субъекта АП, предусмотренного ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ, не может выступать международный перевозчик, так как в его обязанности не входит проверка товара на контрафактность и требование документов, подтверждающих согласие правообладателя на использование знаков индивидуализации товара. При перевозке товара перевозчик не может использовать его для извлечения выгоды в гражданско-правовом смысле, так как получает оплату за оказание услуги по перевозке и доставке товара. Субъективная сторона деяния может проявляться в любой форме вины, умысла или неосторожности.
Диспозиция ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ не содержит в качестве обязательного признака умышленный характер АП, и форма вины не является обязательным элементом состава АП. Что касается ч. 2 этой статьи, то совершенно очевидно наличие умысла в воспроизведении на продукции чужого ТЗ с целью ее сбыта либо реализации.
Федеральным законом[39] введена в действие ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за производство, сбыт и реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение ТЗ, знака обслуживания либо наименования места происхождения товара, за исключением случаев недобросовестной конкуренции. При внесении изменений в эту статью не был уточнен вопрос о разграничении компетенции органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в этой сфере административных правоотношений в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ (п. 1 ч. 2 — органы внутренних дел, п. 12 ч. 2 — таможенные органы), которая оставлена без изменений. Таким образом, в юрисдикцию таможенных органов входит как ч. 1, так и ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ. Анализ содержания статьи в новой редакции позволяет выделить конкретную область применения ч. 2 таможенными органами — сбыт и реализация контрафактной продукции, содержащей незаконное воспроизведение товарного знака. Мониторинг рынка перемещенных через таможенную границу товаров, как представляется, будет способствовать выявлению случаев сбыта товара, содержащего незаконное воспроизведение ТЗ, непосредственно таможенными органами. Организация взаимодействия с полицией также может расширить возможности выявления и пресечения АП, предусмотренных ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ.
Объективную сторону деликта составляют противоправные действия по производству продукции, на которой воспроизведен чужой товарный знак, знак обслуживания либо наименование места происхождения товара или сходные с ними обозначения для однородных товаров. Другой составляющей объективной стороны деяния является непосредственная реализация, сбыт изготовленной продукции. Эти деяния могут представлять собой длящееся правонарушение, либо каждое из них может рассматриваться как отдельное правонарушение с законченным составом. Предметом административного правонарушения следует считать товары, изготовленные либо реализуемые с нанесенным чужим товарным знаком. При этом обязательным признаком субъективной стороны является изготовление с целью сбыта либо непосредственная реализация контрафактного товара. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица (физические или юридические), занимающиеся изготовлением товара под чужим ТЗ либо реализующие его на внутреннем рынке или в процессе внешнеторговой деятельности.