Проблема нищенства за рубежом в эпоху средневековья, начальный этап государственного призрения бедных
Неорганизованный характер церковно-монастырской помощи, преобладавший в средневековье, в определенной мере способствовал увеличению количества лиц, «профессионально» нищенствовавших. Это были люди, которые могли по своему состоянию здоровья трудиться и обеспечивать себя и свои семьи, но предпочитали попрошайничать, бродяжничать, жить за счет монастырской милостыни. Атогда у ворот монастырей зачастую можно было получить не только хлеб, но и хороший обед вместе со стаканом пива или вина. Однако
неправомерно в благотворительности монастырей и церквей видеть основную причину широкого распространения профессионального нищенства, как считал Гергард Ульгорн и полагают некоторые современные исследователи (Л. Н. Пантелеева и др.).
Судя по документальным материалам, истоки бурного роста профессионального нищенства следует искать в социально-экономических явлениях, в процессах массового обнищания крестьянства в условиях формировавшегося аграрного общества. Об этом свидетельствует и анализ некоторых капитулярий (указов и распоряжений франкских королей в VIII—IX вв.). В капитулярии 811 г. осуждалась распространявшаяся тогда практика захвата богатыми землевладельцами, графами и даже церковнослужителями владений бедняков. Потеряв землю и имущество, они шли на воровство (татьбу), разбой или пополняли число нищих. В этой капитулярии говорилось, что простые люди, лишенные своего имущества и законного наследства, вынуждены идти на татьбу и разбой. Бедняки жаловались королям на лишение их собственности со стороны графов, епископов, аббатов, сотников, других состоятельных и облеченных властью лиц. Простые крестьяне сообщали, что если кто из их числа «отказывается передать свою собственность епископу, аббату, графу или сотнику, ищут случая, чтобы осудить такого бедняка, а также заставить его идти на войну, и это до тех пор, пока, оскудевши, волею-неволею собственность свою не продаст или не передаст...»1. Разорившиеся таким путем крестьяне пополняли массы бедняков, часть из которых вливалась в ряды «профессиональных» нищих.
Бедственное положение крестьянства многих европейских стран сохранялось и в период классического средневековья (XI—XV вв.). В Англии XIII в. народный протест нашел свое выражение в известном крестьянском восстании во главе с Уотом Тайлером. В документальном источнике «Песня землепашца», повествующем о том историческом периоде, сообщалось, что богатые лорды вкупе с непомерными государственными повинностями понуждали крестьян ни-
1 Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. Т. 1. М., 1961. С. 436.
щенствовать. «Теперь, — говорится в этом документе, — мы должны только работать, нам не осталось ничего другого; я не могу больше жить, собирая колосья после жатвы; но еще горше, когда приходится просить милостыню... У нас много нахлебников, ожидающих нашего добра... Так они грабят бедняка, который для них ничего не значит: он должен гибнуть в поту и в труде... У него нет даже шапки, чтобы прикрыть голову... Вся рыцарская спесь опирается на труд бедняка. Так они грабят бедняка и полностью очищают его [карманы]; богатые лорды делают это без всякого права... А тот, кто заставляет нищих бродить с посохом и сумой, остается безнаказанным и неумолимым... Так я с холодом в сердце несу все эти заботы, с тех пор как веду хозяйство и владею своей хижиной. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева, и теперь моя земля пустует и привыкает к отдыху. С тех пор как они увели из моего хлева мой лучший скот, я готов плакать, думая о своей судьбе, — так рождаются нищие...»1 Трудно что-либо добавить к этим словам английского крестьянина, жившего в XIII в. В них хорошо показаны подлинные истоки массового нищенства. Причем подобная ситуация была характерна не только для Англии. О росте нищенства во Франции, пополнявшегося из числа разорившегося крестьянства, писал в XIV в. в своей «Хронике» монах крестьянского происхождения Жан де Венетт (1307—1371). «Самая отчаянная нищета, — отмечал он, — царила повсюду, и особенно среди крестьян, ибо сеньоры усугубляли их страдания, отнимая у них и имущество, и их бедную жизнь»2.
Рост нищенства, вызванный прежде всего социально-экономическими процессами, становился все более дестабилизирующим фактором общественной жизни. Это потребовало от правительств стран Европы принятия соответствующих законодательных актов, ограничивающих и запрещающих нищенство. При английском короле Эдуарде III в 1349 г. вступил в силу знаменитый закон — «Ордонанс о рабочих и слугах», по которому все здоровые мужчины и женщины в воз-
' История средних веков: Хрестоматия / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. С. 321-322. 2 Там же. С. 285.
4. П. Я. Циткилов
расте до шестидесяти лет, не занимавшиеся торговлей, ремеслом и не имевшие собственной земли или другой собственности, а также не находившиеся на службе у других лиц, обязаны были служить тому, кто бы их ни позвал за плату, установившуюся за последние 5—6 лет до эпидемии чумы. Лица, уклонявшиеся от таких условий найма, арестовывались и содержались в тюрьме до получения поручительств, что они будут служить и работать на соответствующих ордонансу условиях. По этому закону каждый безземельный бедняк, не успевший наняться на работу даже за жалкие гроши, мог быть приписан к бродягам и помещен в тюрьму.
В 1495 г. в Англии был принят новый закон, направленный против нищих. Они теперь могли быть незамедлительно подвергнуты тюремному заключению на срок до трех дней и ночей. Предписывалось содержать их в тюремном заключении в колодках на хлебе и воде. Неработоспособные нищие могли просить милостыню лишь в пределах района, где они проживали.
Запретительные законы в отношении нищих принимались и в средневековой Франции. Одним из них был «Ордонанс Иоанна Доброго» (1351 г.). В соответствии с ним каждый здоровый нищенствующий при первом обнаружении заключался в темницу на четыре дня, где получал лишь хлеб. Если он, будучи выпущен из тюрьмы, снова был уличен в бродяжничестве, то его выставляли у позорного столба. Нищих, пойманных третий раз, клеймили каленым железом и изгоняли из данной территории (города). Этим законом запрещалось подавать милостыню здоровым лицам, способным работать и зарабатывать себе на жизнь. Нормативные акты против нищих были приняты в конце XIV—XV в. в ряде германских городов (в 1384 г. в Эсслинге, в 1400 г. в Бра-уншвейге, в 1446 г. в Кельне, в 1478 г. в Нюрнберге и в др.). Предусмотренные всеми этими законами меры имели прежде всего административно-карательную направленность и не включали в себя действенных организационных решений по трудоустройству нищих, призрению слабосильных бедных.
Преимущественно полицейский характер борьбы с нищенством сохранялся в Европе и в период позднего средневековья (XVI — первая половина XVII в.), когда эта пробле-
ма приобрела особую остроту. В то время набирал силу процесс обезземеливания крестьянства. В результате огромная масса людей, лишенных каких-либо средств к существованию и доведенная до отчаяния голодом, заполнила дороги Англии, Франции и других стран. В одном только Лондоне на рубеже XVI—XVII вв. нищих насчитывалось более 50 тыс. при численности жителей города в 200 тыс. человек.
Основную массу нищенствующего населения пополняли согнанные с земли крестьяне и разорившиеся горожане. Это было очевидным для многих современников той эпохи. Английский историк XVI в. Гаррисон в своем труде «Описание Англии» писал: «Нет государства в Европе, где не было бы бедных. Но у нас в Англии бедняков много, и они бывают трех родов: во-первых, бедняки от бессилия — сироты, старики, инвалиды, неизлечимо больные; во-вторых, бедняки, ставшие такими в результате несчастных случаев, — раненые солдаты и разорившиеся домовладельцы и землевладельцы, эта категория особенно многочисленна; в-третьих, неисправимые бедняки по собственной небрежности и распущенности — бродяги, жулики, проститутки и бунтовщики»1. Как видно из этих слов, к самой многочисленной категории бедных и нищих Гаррисон относил разорившихся крестьян и домовладельцев. Следовательно, социально-экономический фактор роста численности «профессионального» нищенства оставался определяющим.
Значительная часть крестьян и горожан, внезапно разорившихся и выброшенных на улицу, была вынуждена распродавать свое имущество за бесценок. Растратив последние средства, многие из них превращались в воров и нищих. По существовавшему тогда законодательству даже за мелкую кражу люди приговаривались к смертной казни. Например, в Англии в XVI в. за кражу имущества стоимостью выше тринадцати с половиной пенсов виновный мог быть приговорен к виселице. Для сравнения следует отметить, что небольшой поросенок тогда стоил в три-четыре раза больше, чем 13,5 пенса. Жизнь человека приравнивалась к небольшой горсти разменных монет.
1 См.: Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973. С. 131.
Став нищими не по своей воле, разорившиеся крестьяне и горожане зачастую превращались в несчастных бродяг, замыкаясь в себе и теряя всякий интерес к жизни. Другая часть нищих овладевала «профессиональными навыками попрошаек». Известный писатель второй половины XIX в. Марк Твен в повести «Принц и нищий», описывая события XVI в. в Англии, приводил интересные сведения об «искусстве попрошаек», почерпнутые им из книги «Английский бродяга», изданной в Лондоне в 1665 г. Здесь описана «технология производства» поддельной язвы, которая должна была вызывать у людей сочувствие и побуждать их давать милостыню. Для того чтобы сделать такую искусственную язву, готовилось «тесто» из негашеной извести, мыла и ржавчины. Эта смесь накладывалась на ногу, а затем крепко обвязывалась ремнем. В результате кожа быстро слезала, обнажая рану. Затем ногу натирали кровью, которая, высохнув, принимала темно-бурый цвет. Больное место перевязывали грязными тряпками, но так, чтобы ужасная язва была видна и вызывала сострадание прохожих. Мир профессиональных нищих пополняли и преступники «по призванию», лодыри, бездельники, которые были вполне довольны своей судьбой. Но не эти люди составляли основную часть огромных толп нищих, заполонивших многие дороги и города средневековой Европы.
Карательная направленность политики в отношении нищих прослеживается в английском законодательстве 30— 40-х гг. XVI в. Так, законодательный акт 1530 г. предписывал работоспособных нищих наказывать тюрьмой, плетьми и принудительной отсылкой на родину. По закону 1536 г. нищие, не имевшие разрешения (свидетельства) собирать милостыню, подвергались суровым наказаниям. Обычной практикой тогда было заключение бродяг в колодки, прилюдные бичевания. В рыночный день их везли через весь город, бичуя до крови. Затем с этих бродяг брали клятву, что они вернулся на родину и начнут работать. В случае вторичной поимки им отрезали половину уха. Если нищие попадались в третий раз, то их казнили.
В статуте против бедных и бродяг, принятом в Англии в 1547 г., говорилось о недостаточности мер принуждения и наказания против бродяг. Новый закон предписывал не только
чаще их бичевать, но и ввести практику клеймения нищих. Теперь на законном основании на груди у бродяги выжигалась буква V и сам он передавался состоятельным соседям на два года в рабство. Такие рабы частных лиц обязаны были носить на руках, ногах и шее железные кольца. Кормили их обычно хлебом, водой и мясными отбросами. В том случае, когда не было лиц, пожелавших взять нищего в рабство, то его принудительно препровождали в родной город или местный приход с тем, чтобы он там работал в цепях на строительстве дорог, мостов, сооружении каналов, крепостей и др. Если бродяга вновь отказывался работать, то ему выжигали на лбу или на щеке клеймо S и отдавали в пожизненное рабство. Очередной отказ работать или попытка бегства оканчивались виселицей. Суровость закона 1547 г. проявлялась и в отношении к детям нищих родителей. Законодательством предписывалось городским приходским властям, мировым судьям забирать у таких лиц всех детей от 5 до 13 лет с передачей в обучение ремеслам или земледелию. Закон разрешал в случае непослушания детей наказывать их плетью. Однако все эти жестокие меры не могли существенно снизить остроту проблемы нищенства. Напротив, они усиливали озлобленность несчастных людей. Неудивительно, что в массовых народных выступлениях участвовало большое количество нищих. Одним из таких выступлений было восстание Кета в Англии XVI в. Становилось очевидным, что преимущественно карательными способами государство не в состояний справиться с проблемой массового нищенства. Эти меры зачастую загоняли проблему внутрь, не разрешая ее. Все более ощущалась потребность в организации реальной государственной помощи бедным и нищим.
Именно в позднем средневековье было положено начало складыванию системы государственного призрения бедных и лиц, нуждающихся в поддержке. Свидетельством тому стали законы о бедных и нищих, принятые в 1597 и 1601 гг. английским парламентом.
Закон «Об обеспечении бедняков» (1597 г.) различал три категории бедных: работоспособные, неработоспособные, дети неимущих родителей. Работоспособным беднякам закон предписывал давать работу. Для этого предусматривалось
создать запасы льна, шерсти, пеньки, железа и др. Нежелающие работать должны были подвергнуться наказанию. Однако упор в законе делался все же не на административно-карательную практику по отношению к нищим, а на организацию их трудовой занятости. Для содержания неработоспособных бедных предполагалось открыть специальные богадельни. Детей неимущих лиц церковные старосты и надзиратели за бедными могли с согласия двух мировых судей отдавать в учение к работникам и мастеровым людям для получения профессиональных навыков в труде.
Тогда же, в 1597 г., в Англии был принят еще один закон, касавшийся нищих. Он назывался «О мошенниках, бродягах и работоспособных нищих». Этим законодательным актом отменялись все предшествующие законы по данному вопросу, содержавшие жестокие и бесчеловечные меры наказания. Новый закон определял, кого следует относить к упомянутым в его названии категориям населения. Интересно, что среди прочих групп населения, которые подпадали под его действие, значились странствующие студенты, предсказатели, уличные певцы, бродячие актеры и др. Всех их следовало бичевать по обнаженной спине, а затем, пересылая из прихода в приход, водворять на родину. Если же такие меры на них не действовали, то бродяг следовало заключать в исправительные дома, ссылать пожизненно на галеры, высылать из страны. В данном случае уже не было речи об отрезании половины уха, о выжигании клейма и тем более о казни.
Меры устрашения «профессиональных» нищих, подобные тем, что были предусмотрены английским законом «О Мошенниках, бродягах и работоспособных нищих», действовали тогда и во Франции. Здесь зачастую безработных причисляли к бродягам, которым угрожали тюрьма и каторжные работы на галерах.
Что касается другого английского закона 1597 г. «Об обеспечении бедняков», то он был сначала издан сроком на год. Затем его действие ежегодно подтверждалось с незначительными изменениями до 1601 г. С этого года в новой редакции закон стал именоваться Актом о бедных, сохраняя свою силу до 1814 г.
Согласно Акту о бедных 1601 г. в каждом приходе Англии мировым судьей назначались из числа почтенных состоятельных граждан 2—4 надзирателя за бедными. Их задача заключалась вовсе не в устрашении и контроле, а в содействии трудоустройству лиц, не имевших работы и определенной профессии. Эти необычные «надзиратели» в некоторой степени выполняли функции современных социальных работников. Они следили и за правильным получением средств нетрудоспособными лицами, реально нуждавшимися в помощи. В их обязанности также входила забота о подростках, юношах и девушках из бедных семей, отданных в учение для получения профессиональных знаний и навыков.
Государственное призрение, приобретавшее системный характер лишь в период позднего средневековья, включало в себя меры содействия организации попечительств (надзора) за бедными, контроля за организацией муниципалитетами общественных работ, а также создание работных домов, приютов, лечебниц, госпиталей для бедных. Как уже отмечалось, в Европе получила распространение практика организации общественных работ силами городских самоуправлений. При местных приходах создавались попечительства о бедных. Эти и другие формы общественного призрения стали получать государственную поддержку, что нашло свое правовое оформление на законодательном уровне. Так, по акту о бедных 1601 г. государство вменяло организацию и распределение помощи на местах непосредственно приходским органам.
Для обеспечения занятости трудоспособных бедных и принудительного привлечения к труду бродяг со второй половины XVI в. в европейских странах стали создаваться работные дома. Достаточно жесткой была английская модель таких учреждений, открываемых государством при содействии местных самоуправлений, а иногда и частных филантропов.
В 1552 г. при английском короле Эдуарде VI была создана специальная государственная комиссия из 24 членов, которая должна была изучить вопрос о причинах усиления бродяжничества в стране и предложить меры государственного призрения бедных и нищих. Для бродяг, не желавших добывать себе хлеб насущный трудом, решением комиссии по-
становлялось учредить в Лондоне работный дом Брайдуэлл со строгим трудовым режимом. В 1557 г. такой дом был открыт в бывшей резиденции короля. Это было по сути дела исправительное учреждение, где использовался принудительный труд бедняков и бродяг. Государство планировало при поддержке частной инициативы построить целую сеть работных домов из расчета по одному на графство. Вскоре началась реализация этого намерения. Исправительные работные дома представляли собой охраняемые мастерские, отличавшиеся строгой дисциплиной, близкой к тюремному режиму. Мельницы, прядильни, ткацкие, чесальные и иные цеха, функционировавшие при работных домах, давали работу тем, кто там содержался, и приносили дополнительные средства на содержание этих учреждений. Условия жизни в английских работных домах были настолько тяжелы, что бедняки добровольно лишь в самом крайнем случае приходили туда. Суровый режим содержания в работных домах служил наказанием для «профессиональных» нищих и бродяг.
Более щадящий режим содержания бедных и нищих был в работных домах Голландии, Германии, США. Труд здесь частично оплачивался, особое время отводилось для осуществления церковных обрядов, чтения религиозных книг. В Амстердаме в мужском работном доме люди занимались в основном деревообработкой, а в женском — шитьем и прядильными работами.
С начала XVII в. работные дома стали открываться в немецких городах: Бремене, Любеке, Гамбурге и др. Их обитателям выплачивалась четвертая часть от стоимости произведенной работы. Французским вариантом работных домов были некоторые госпитали. В парижских исправительных госпиталях нищие и бродяги содержались в строгом режиме. Как и в германских работных домах, они получали здесь четвертую часть своего заработка. Нарушение трудовой дисциплины наказывалось снижением пищевого рациона и заключением в тюремные камеры.
В середине XVII в. в г. Бостоне был учрежден первый в Северной Америке работный дом. Опыту Бостона последовали и другие города нового континента. Местные власти считали, что принуждение нищих к труду не только умень-
шает численность бродяг, служа им хорошим уроком на будущее, но имеет и экономические выгоды. Американской спецификой работных домов был относительно мягкий режим содержания и наличие при них приютов для больных, престарелых и слабосильных лиц без определенного места жительства.
При участии государства в период средневековья создавались специальные заведения для призрения немощных, сирот, раненых воинов и других лиц, нуждавшихся в помощи. В Англии при поддержке церкви для этого учреждались госпитали, школы для ребят из бедных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Лица, лишившиеся имущества и жилья в результате несчастных случаев, раненые воины могли найти приют в госпиталях св. Фомы, св. Варфоломея в Западном Смитфилде. Эти учреждения были тогда рассчитаны на 200 человек. Конечно, такое число было крайне малым в сравнении с реальной потребностью.
Во Франции в начале XVI в. создается специальная королевская служба подаяния, стремившаяся усилить организационное начало в деле помощи нуждающимся. По закону 1519 г. в ее ведение были переданы парижские госпитали. Позже в различных французских городах появились также службы подаяния, функционировавшие в рамках деятельности местных самоуправлений. В данном случае происходило совмещение начал государственного и общественного призрения.
Приюты для обездоленных, лечебницы для бедных, содержавшиеся за счет государственных средств, создавались в средневековье не только в Европе. Судя по документальным источникам, в некоторых городах стран Востока функционировали приюты для странствующих и нищих, инвалидные дома для раненых воинов, больницы для бедных. О прекрасной больнице г. Иерусалима писали средневековые авторы. Они отмечали, что в ней множество людей, включая простолюдинов, осматривались врачами, получая необходимые лекарственные снадобья.
Государственное и общественное призрение требовало необходимых средств. И чем разветвленное становилась структура призрения, тем больше нужно было привлекать финан-
сов. Важнейшим источником таких поступлений являлись налоги в пользу бедных. В 70-е гг. XVI в. в Англии был введен общегосударственный налог для оказания помощи неимущим, средства от которого шли на организацию работных домов, строительство богаделен, госпиталей и другие нужды призрения.
Таким образом, в период средневековья благотворительность и социальная помощь нуждающимся носили преимущественно общественный характер. Основными ее субъектами были церкви, монастыри, а позже и территориальные приходы. Организованное начало в деле социальной помощи не стало определяющим. Призрение бедных в целом оставалось разрозненным и несистемным. В средневековье так и не было создано какой-либо общей системы, которая бы объединяла все наличные средства и регулировала призрение бедных в отдельных территориях (районах, городах). Важнейшим средством помощи обездоленным и страждущим оставалась милостыня. Многие бедные и немощные спасались подаянием. Лишь в период позднего средневековья получило начальное развитие общественное и государственное призрение, формируя тем самым предпосылки для складывания на последующих исторических этапах целостной системы призрения и общественной благотворительности.
Контрольные вопросы к теме IV
/. Церковно-монастырская благотворительность в европейских странах в период средневековья.
2. Появление первых форм общественного призрения за ру
бежом в эпоху средневековья.
3. Частная благотворительность в период средневековья.
4. Гуманистическая концепция благотворительности в эпо
ху Возрождения.
5. Начальный эпап государственного призрения бедных в
средневековье.
6. «Профессиональное» нищенство в средневековой Европе и
усилия государственных органов по его преодолению.