Влияние внутрирегиональных акторов
В предыдущей части курсовой работы рассматриваются причины, положившие начало процессу «арабской весны», а также возможные перспективы развития региона.
В данной части курсовой работы мне бы хотелось, по средствам качественного анализа, дать оценку степени вовлеченности определенных государств в события «арабской весны».
Следует отметить, что предмет исследования в данной главе не предусматривает выделения какого-либо единственного государства, которому был бы выгоден хаос на территории Ближнего Востока и Северной Африки. Также хотелось бы подчеркнуть, что в рамках данной главы не будут исследованы те государства, которые в большей степени пострадали (или продолжают страдать) от событий «арабской весны». В данной части курсовой работы также не будет исследовано влияние внерегиональных акторов на события в регионе, так как их участие (кроме вторжения в Ливию) почти во всех случаях ограничивалось лишь политической и информационной поддержкой демонстрантов.
К внутрирегиональным акторам, которые могли бы быть заинтересованы в событиях «арабской весны» следует отнести Саудовскую Аравию, Катар и Турцию. Выбор данных государств, на мой взгляд, очевиден ввиду того, что данные страны являются претендентами на политическое лидерство в регионе.
Следует разъяснить, почему в данный список не попадает Исламская Республика Иран. Безусловно, несмотря на отсутствие поддержки среди официальных правительств в государствах Ближнего Востока, Иран является политическим и религиозным центром шиитского мира (город Кум – шиитский «вариант» суннитской Мекки). Иран обладает политическим влиянием на Сирию, северную часть Ирака, восточную часть Саудовской Аравии (области, населенные преимущественно шиитскими диаспорами) и остается ведущим конкурентом Саудовской Аравии в борьбе за политическое лидерство на Ближнем Востоке. Однако Ирану, чьи союзники в основном и пострадали во время «арабской весны», развитие данного процесса (что приведет к ослаблению его политического влияния в регионе) не выгодно.
Иран является «белой вороной» ближневосточного региона. Его критика в адрес США и их союзников, как в регионе, так и в мире, обеспечивает ему поддержку в религиозных кругах, как у шиитов, так и более радикально настроенных салафитов и ваххабитов. Данное обстоятельство компенсирует тот антагонизм, который испытывают к исламской республике как в официальных кругах «Большого Ближнего Востока», так и в Европе и США, особенно на фоне развития ядерной программы Ирана.
Однако ситуация может поменяться, в связи с тем, что, как было сказано выше, нынешнее руководство в Белом Доме решительно настроено пересмотреть свои отношения с ближневосточными государствами. Так, например, Александр Терентьев-младший в своей статье в журнале «Однако» пишет, что новые руководители Пентагона и Государственного департамента намерены пересмотреть отношения между США и Ираном, если последний пойдет на уступки в отношении своей ядерной программы[19].
Также обстоит дело с остальными более менее влиятельными государствами Ближнего Востока: Оманом, Кувейтом, ОАЭ и др..
Так, например, следует отметить, что период стабильности для проведения основательной внутренней и внешней политики, способствующей развитию государства, для Омана начался сравнительно недавно и закончился с началом «арабской весны».
Нынешний король Кабус бин Саид аль бу Саид, взошедший на престол в 1970 году, получил в наследство страну с множеством как внутренних, так и внешних проблем: территориальные споры с соседями по региону, сложную социально-экономическю ситуацию внутри государства, а также открытый мятеж ряда провинций.
Так, например, провинция Дофар почти полностью находилась под контролем мятежников, получавших помощь из Южного Йемена. Рассчитывать на помощь соседей Оману, на тот период времени, не приходилось в основном ввиду того, что государственной религией в стране является ибадизм – особая ветвь ислама, критикуемая как шиитами, так и суннитами[20].
Тем не менее, новый султан, после прихода к власти, немедленно предложил пакет реформ, которые, по его мнению, должны были объединить страну, не выделяя отдельные группы или кланы.
Во внутренней политике Кабус провел широкую административную реформу, переформатировав административно-территориальное устройство Омана таким образом, что границы провинций перестали повторять клановые территории, что позволило губернаторам проводить реформы не оглядываясь на мнение вождей кланов.
Король предпринял ряд мер по стимулированию развития промышленности и торговли, а также провел перевооружение армии.
Важным шагом на пути развития Омана стало принятие в 1990-ые годы конституции, что привело к частичной либерализации в социальной сфере. Население Омана получило значительные по меркам региона права и свободы (вплоть до того, что женщинам было предоставлено право занимать выборные государственные должности).
Опасность для государства представляет начавшийся в регионе процесс «арабской весны», которые может привести к краху всех реформ Кабуса.
На текущий момент Оман оказался в «группе риска» ввиду высокого уровня безработицы в стране (порядка 15% населения)[21]. Начавшийся в последние десятилетия демографический рост привел к тому, что большинство безработных в стране – молодежь – что, как показывает опыт Туниса и Египта, может привести к весьма опасным последствиям.
Однако в отличие от президентов Туниса или Египта, султан подстраховался, введя в первые же дни волнений ряд популярных реформ: была запущена программа трудоустройства молодежи (порядка десяти тысяч рабочих мест в МВД Омана, а также пятнадцать тысяч в рамках частных предприятий), была установлена минимальная заработная плата и ужесточены меры по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости, прежде всего – продовольствие[22].
Однако общую стабильность внутри государства усугубляет факт отсутствия у 71-летноего султана наследника при наличие множества родственников. И даже если Кабус назначит наследника, то, возможно, что после смерти правителя кто-нибудь захочет пересмотреть принятое им решение. Из этого следует, что на сегодняшний день, Оман не способен существенно влиять на внутрирегиональную политику Ближнего Востока, что исключает его из списка стран-претендентов на политическое лидерство.
Другим государством, находящимся в группе риска в связи с событиями «арабской весны», является Кувейт.
По сути Кувейт — это пустыня поверх гигантского месторождения нефти. Почти 90% территории Кувейта занимают пустыни. Города расположены на побережье Персидского залива. Экономика эмирата специализируется на добыче и экспорте нефти и нефтепродуктов. Ежегодно страна экспортирует нефти на 109,4 миллиарда долларов США[23].
Наличие большого количества энергоресурсов и неспособность обеспечить собственную безопасность ставило Кувейт в постоянную зависимость от внешних акторов.
Практически все правители Ирака вне зависимости от своих политических предпочтений в той или иной форме рассматривали Кувейт как свою законную добычу. Начиная с 30-х годов прошлого столетия они предъявляли претензии на территорию Кувейта, апеллируя к разного рода историческим документам[24]. К любым территориальным инициативам, исходящим от Ирака, Кувейт относится с огромным предубеждением. Например, как и во времена правления Саддама Хусейна, Кувейт выступал категорически против (причем эту точку зрения поддерживает не только династия, но и все кувейтское общество) прокладки трубопровода через свою территорию, а также аренды Ираком островов Бубиян и Варба. Правители Кувейта обоснованно опасались, что, войдя на территорию страны, иракцы получат удобный предлог для того, чтобы закрепиться на ней.
В связи с этим эмират попал в еще большую зависимость от двух своих внешних защитников — Соединенных Штатов и Саудовской Аравии, — которая может пагубно отразиться на Кувейте. Во-первых, потому, что в случае войны с Ираном эмират станет целью для ракетных ударов Ирана или вторжения про иранских сил из Ирака ввиду наличия там американских военных баз. Во-вторых, эмират может исчезнуть с карты в случае дезинтеграции Саудовской Аравии. Если в восточной части полуострова будет создано шиитское государство или Саудовская Аравия распадется на несколько королевств, лишенные нефти правители западной части могут позариться на нефтяные запасы Кувейта. Ас-Сабахи считают, что династия ас-Саудов обязана им (кувейтские правители помогли первому королю Абдель Азизу в самые сложные годы становления саудовского королевства)[25].
Для Объединенных Арабских Эмиратов «арабская весна» так же стала большой проблемой, как и для других монархий Залива: революционная волна выталкивает на поверхность все внутренние проблемы ОАЭ и лишает их источников финансирования.
ОАЭ имеют весьма специфическое административно-территориальное устройство — это федерация из семи абсолютных монархий. Она довольно устойчива, но проводить единую жесткую политику на всей территории государства невозможно. Значительную часть вопросов эмиры решают самостоятельно и далеко не всегда рационально. Эмир Дубая, например, в расчете на туристический и инвестиционный бум предпринял строительство знаменитых насыпных островов. Однако благополучие инвестиционных схем практически рухнуло с началом мирового кризиса. Независимые эмираты попали в колоссальную зависимость от крупнейшего эмирата Абу-Даби и соседних арабских монархий, которые покрывали убытки от их не очень продуманной политики.
От Саудовской Аравии зависит не только финансирование, но и обеспечение безопасности Эмиратов. В ОАЭ растет социальная напряженность, в первую очередь из-за проблемы с приезжими, присущей всем аравийским монархиям. Население Эмиратов — 5 млн человек, из них около 70% — гастарбайтеры из стран Юго-Восточной и Средней Азии, а также из Индии[26]. Как и в Катаре, они лишены элементарных прав. При этом собственных сил, способных в случае необходимости взять под контроль внезапно вышедших из повиновения мигрантов, у карликовых эмиратов недостаточно. Эмирам придется пойти по пути Бахрейна и просить экспедиционный корпус из Саудовской Аравии, несмотря на наличие территориальных проблем с ас-Саудами (возникшими в момент образования ОАЭ, когда Саудовская Аравия аннексировала часть побережья между Катаром и эмиратами, разделив их)[27].
Данные обстоятельства говорят о том, что вышеперечисленные государства не заинтересованы в продолжении беспорядко на территории Ближнего Востока.
Иначе обстоит дело с государствами, претендующими на политическое лидерство в регионе.
До последнего времени на территории Ближнего Востока существовало лишь два государства, которые реально могли претендовать на политическое лидерство в регионе. Эти государства – Турецкая республика и Саудовская Аравия. В обоих государствах наблюдается относительно высокая численность населения со стабильным приростом (Турция - 72 561 000 человек, рост численности населения - 1,31% (950 549 чел.); Саудовская Аравия - 21 137 000, рост численности населения - 1,85% (391 035 чел.))[28].
Оба государства имеют высокий уровень ВВП на душу населения. Так в Турции он составляет 14 600 долларов на человека (86 место в мире), а в Саудовской Аравии - 24 000 долларов (56 место в мире)[29].
Немаловажную роль в становлении данных государств как региональных политических лидеров должна была сыграть проводимая данными государствами внутренняя и внешняя политика.
В этом аспекте Турция значительно опередила Саудовскую Аравию.
Так, например, в Турции доля промышленности в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %. В общем объёме промышленного производства наибольший вес имеет обрабатывающая промышленность (84 %, включая строительство). Развиты текстильная, кожевенная, пищевая, химическая, фармацевтическая отрасли, энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров. На 2012 год Турция занимает 15 место в мире по экономической мощи[30].
Государство можно считать также наиболее стабильным из всех ближневосточных стран. В данном случае хорошие результаты дала внутренняя политика нынешнего премьер-министра страны Реджепа Таипа Эрдогана и его правящей партии.
Благодаря грамотной внутренней политике государственной поддержки населения, в стране продолжается естественный прирост населения. На 2013 г. численность населения Турции составила 72.561 млн. чел., плотность населения 88 чел./кв. км, доля городского населения 75,5 %, доля грамотного населения старше 15 лет 88,1 %. Также стоит отметить тот факт, что государство не пострадало в ходе так называемой «арабской весны».
Турция старается «лавировать» во внешней и внутренней политике между интересами своих союзников по НАТО и радикально настроенных религиозных парамилитаристских группировок.
Немаловажным фактором является интегрированность Турции в международные саммиты «Большой двадцатки» и «Большой семерки». Республика стала инициатором создания Организации Черноморского экономического сотрудничества, является ведущим членом организации Совещаний по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Оставаясь союзником США по НАТО, Турция весьма неохотно поддержала инициативу Вашингтона по вторжению в Ирак в 2003 году. Резкой критике подвергается Израиль, также союзник Вашингтона, что, в совокупности с поддержкой действий исламистов во время «арабской весны» обеспечивает Анкаре безопасность от беспорядков на собственной территории.
Проблемы в американо-турецких отношениях стали очевидны в 2010 году после признания Конгрессом США геноцида армян и в связи с критикой политики Турецкой республики в отношении курдов[31].
Как отмечает Владимир Дергачев в статье «Многопартнерская геополитика Турции», после событий, связанных с «Флотилией свободы», активизировались действия курдских сепаратистов, что было бы невозможно без поддержки США. Автор отмечает, что данные действия американского истеблишмента были вызваны стремлением США удержать своего ближневосточного союзника в русле своего внешнеполитического курса. Ухудшения в отношениях между США и Турцией отмечает также Тиберио Грациани. В статье «США, Турция и кризис западной системы»[32] автор отмечает открыто антиизраильскую позицию Турции и ее удаленность от внешнеполитической стратегии США в рамках НАТО.
Внешняя политика премьер-министра Турции Реджепа Таипа Эродогана, продвигаемая на Ближнем Востоке при помощи его министра иностранных дел Ахмета Давутоглу, прозванная СМИ «ноль проблем с соседями», предусматривала выстраивание с соседями по региону стабильных экономических и политических отношений, и должна была уже в ближайшем будущем вывести Турцию на лидирующие позиции в регионе.
До наступления периода политических кризисов на территории Ближнего Востока, прозванных «арабская весна», основной целью внешнеполитической стратегии Турции было налаживание дружественных политических и крепких экономических отношений с соседями по региону. Также стоит отметить, что Турецкая республика стремилась интегрироваться в Европейский союз на правах государства-лидера мусульманского мира, однако данный проект был заблокирован экс-президентом Франции Николя Саркози[33].
Поэтому премьер-министр Турции Реджэп Тайип Эрдоган полностью сосредоточился на продвижении стратегии, предложенной его ближайшим советником, а также министром иностранных дел Давутоглу.
Цель данной внешнеполитической стратегии, названной «ноль проблем с соседями», как отмечает Анна Белоглазова в статье для «Независимой Газеты» «Новая стратегия Турции на Ближнем Востоке» состояла в налаживании прочных отношений с соседями по региону и, со временем, становление Турции политическим лидером мусульманского мира.
Однако, как отмечает автор, данная стратегия могла быть реализована только при условии политической и экономической стабильности в регионе. Приход «арабской весны» не дал турецкому истеблишменту времени реализовать свои планы. Именно поэтому руководству республики пришлось пересмотреть свои внешнеполитические взгляды, что совсем не означает отказ Турции на претензии на политическое лидерство в регионе.
Так А.Белоглазова отмечает, что Эрдоган пересмотрел отношения Турции с такими странами, как Сирия и Ливия, с которыми лишь недавно налаживал экономические отношения.
Турции пришлось во вред собственным экономическим интересам поддержать восстание в Ливии. Республика имела с Джамахирией контракты общей сумме на 25 миллиардов долларов, а также на территории Ливии работало примерно 20 тысяч турок.
И, хотя, руководство Турции стремилось поддержать начавшиеся протестные движения на территории Ближнего Востока, направленные против правящих авторитарных режимов, чтобы оправдать статус «бастиона демократии» на Ближнем Востоке, ей пришлось существенно пожертвовать своими экономическими интересами (нельзя не согласиться с тем, что лучше иметь реальные и исполняемые торговые контракты с реально существующим партнерами, чем возможные даже преференциальные контракты с будущими правительствами в объятыми волнениями странах).
И если действия в отношении М. Кадаффи со стороны Турции носили скорее пассивный характер и выразились лишь в критике режима и политической поддержке восставших, то в отношении Сирии можно наблюдать уже открытое давление на правительство Башара Асада в отношении добровольного оставления президентского поста и проведения в стране «демократических реформ».
Ответом на действия турецкого руководства в отношении Сирии стала поддержка Асадом движения «Рабочая партия Курдистана», отношения с которой у Анкары до сих пор остаются достаточно натянутыми, чтобы перерасти в открытый военный конфликт[34].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что Турция уже пересмотрела вектор своей внешней политики в сторону поддержки исламистов и не собирается оказываться от планов стать «флагманом» ближневосточного региона.
Саудовская Аравия обладает обширными территориями на Ближнем Востоке, которые, однако, представляют из себя пустыни, что делает невозможным развитие на территории данного государства каких-либо других статей экспорта (будь то сельское хозяйство, либо промышленность), кроме добычи природных ископаемых. Данное обстоятельство до сих пор обеспечивало саудовцам поддержку со стороны Соединенных Штатов Америки, которые заинтересованы в контроле за добычей и поставками нефтепродуктов.
По данным ОПЕК страна занимает первое место по добыче нефти на Ближнем Востоке (ее экспорт составляет 8 728 000 баррелей в день, а объем разведанных запасов составляет 264 600 000 000 баррелей) [35].
Однако большинство месторождений находятся в восточных провинциях государства, населенных шиитами, что в случае волнений уже не раз приводило к серьезным последствиям.
Политический вес Саудовской Аравии добавляет тот факт, что на ее территории располагаются две главные святыни исламского мира – города Мекка и Медина. Государство ежегодно получает большую прибыль от хаджа – паломничества к святым местам, которое хотя бы раз в жизни должен совершить каждый правоверный мусульманин.
К сожалению, хадж и экспорт нефтепродуктов являются единственными статьями дохода Саудовской Аравии, что, в купе с ошибочным курсом во внутренней политике государства, мешает «шарфоголовной» монархии встать во главе региона, особенно в нынешних обстоятельствах диверсификации поставок ископаемого топлива Соединенными Штатами, даже несмотря на то, что Саудовская Аравия является негласным лидером таких региональных организаций Ближнего Востока, как Лига Арабских Государств, ССАГПЗ и Организация Исламского Сотрудничества.
В условиях прихода к высшим постам в Государственном департаменте и Пентагоне новых руководителей, такие исследователи, как Евгений Сатановский говорят о том, что внешнеполитический курс Барака Обамы может, если и не коренным образом, то частично поменяться в отношении Саудовской Аравии[36]. Безусловно, что в данный момент Соединенным Штатам и их союзникам выгоднее поддерживать «умеренный» Катар с его «Братьями-мусульманами» в Египте и движение «Аль-Фарук» в Сирии, чем радикально настроенную и нестабильную Саудовскую Аравию с ее джихаддистами салафитского толка вроде движения «Аль-Нусра»[37]. Данной обстоятельство не укрылось из вида Королевства, так что поддержание региона в состоянии «управляемого хаоса» было бы саудовцам выгодно, так как позволило бы в итоге получить контроль над большей частью Ближнего Востока.
Ясно, что без поддержки Соединенных Штатов (которые уже сейчас планируют за счет добычи сланцевого газа перейти не только на самоокупаемость, но и поставлять энергоресурсы в Европу) Саудовская Аравия не сможет адекватно противостоять Ирану с его наработками в ядерном секторе. Так же саудовский истеблишмент настораживает тот факт, что во главе государственного департамента и Пентагона встали люди, которые намерены проводить более мягкий курс в отношении Исламской Республики[38] [39]. Неоспоримым остается и тот факт, что ввиду объективно проигрышной внутренней политики, а также огромной разницы между бедными и богатыми слоями населения, Саудовская Аравия рискует стать жертвой собственных амбиций, поддерживая революционные настроения.
Очевиден разрыв между богатыми и бедными слоями населения, государству требуется большой объем социальных реформ, направленный на снижение уровня безработицы (который на сегодняшний день составляет 10%)[40]. Многие исследователи полагают, что стране требуется проведение глубокой политической реформы.
Безусловно, больше всех от победы «арабской весны» выиграл бы Катар.
В случае победы «арабской весны» Катар не только избавится от угрозы со стороны Ирана, но и сможет претендовать на политические и экономические дивиденды.
Уже сейчас Катар вкладывает огромные средства в строительство инфраструктурных объектов и рассчитывает стать крупнейшим транспортным узлом всего региона. К концу 2012 года в эмирате будет построен новый аэропорт, способный принимать до 24 млн. пассажиров в год. В марте этого года в Катаре началось строительство крупнейшего на Ближнем Востоке порта, общая стоимость которого — 7,5 млрд долларов. Одновременно рядом с портом строятся три новых железнодорожных терминала. Проект планируется завершить в 2016 году. Для того чтобы полностью загрузить производственные мощности, Катару необходимо «отобрать» клиентов у крупнейшего в Персидском заливе порта Басры.
У Катара также виды на крупнейшее в мире газовое месторождение Северное/Южный Парс. Сейчас эмират владеет месторождением совместно с Ираном и, по-видимому, рассчитывает, что решение иранской ядерной проблемы сделает Катар единоличным хозяином Парса.
Эмират уже готовится к его интенсивной эксплуатации — в частности, намеревается в ближайшее время удвоить свой и без того впечатляющий флот танкеров-газовозов. Катар проводит крайне агрессивную политику проникновения на все наиболее важные рынки мира, в первую очередь на европейский. Строятся терминалы по регазификации на границе между Польшей и Германией, в Англии, на юге Европы. Один из естественных конкурентов Катара — Ливия — уже пал в борьбе за европейский рынок в результате «арабской весны»[41].
Таким образом, становится очевидно, что события «арабской весны» выгодны только двум внутрирегиональным акторам, активно включившимся в борьбу за политическое лидерство в регионе: Саудовской Аравии и Катару.
События «арабской весны» ударили в первую очередь по тем режимам, которые антогонистически относились к вышеупомянутым государствам: был убит Муамар Кадаффи; гражданская война в Сирии может привести к снижению влияния Ирана в регионе; Турция потеряла столь необходимый ей период стабильности и теперь должна пересматривать свою внешнеполитическую стратегию и т.д.
Однако данным государствам не следует забывать, что события «арабской весны» могут также повлиять и на их государства, причем весьма неблагоприятным образом.
Заключение.
Целью данной курсовой работы было дать качественный анализ событиям «арабской весны», выделить причины и обозначить перспективы развития региона в условиях данного процесса.
Что касается причин и перспектив развития, то здесь, как следует из первой главы данного исследования, можно сказать, что основной причиной, положившей начало «арабской весне», стала экономическая стагнация в государствах Северной Африки и Ближнего Востока. Здесь следует отметить, что речь идет скорее не о снижении роста ВВП или координальном росте инфляции, а о неграмотной экономической политики государств, не учитывающей роста количества безработной молодежи и их уровня жизни.
Данные причины привели к росту недовольства среди населения определенных государств, которые были использованы определенными политическими группами для достижения своих целей.
Примечательно, что события «арабской весны» получили качественно новый толчок в развитии именно благодаря СМИ. Использование спутниковых телеканалов для ведения пропаганды среди населения, а также использования интернета для координации манифестаций стало отличительной чертой данных событий и привело к возникновению нового вида протестных движений.
И если основной причиной возникновения протестных движений стала неграмотная экономическая политика отдельных государств в отношении своего населения, то, безусловно, нельзя упускать из виду тот факт, что данные события были использованы отдельными государствами региона для достижения своих внешнеполитических целей, что было указано мною во второй части данной курсовой работы.
Так, например, Саудовская Аравия и Катар использовали события «арабской весны» для снижения роли в регионе своих конкурентов в борьбе за экономическое и политическое лидерство.
К сожалению, рамки данной курсовой работы не позволили мне рассмотреть влияние внерегиональных акторов на события в регионе.
В заключение хотелось бы отметить, что в случае победы «арабской весны» на территории Северной Африки и Ближнего Востока, перспективы региона на стабильное развитие, на мой взгляд, будут сведены к нулю.
Данный факт особенно очевиден на примере последствий «арабской революции» в Ливии и Тунисе, где к власти пришли правительства, не способные удерживать собственные государства от распада, что приводит к росту влияния исламистских группировок, лояльных салафитским и ваххабитстким кругам на территории Ближнего Востока и Северной Африки.
Список литературы:
Источники:
1. Ахмедханов Б., Иракосирия// Однако (№164 от 22.04.2013), с.30-31
2. Ашраф Эль Саббах. Египетская революция.// Азия и Африка сегодня № 10., 2011.-С.2-15.
3. Абрамова И.О. Социально-экономические особенности африканской урбанизации (на примере Египта) //Проблемы современной экономики. — 2009. — ¹ 3. — С. 118-124.
4. Высоцкий А.М. Ближний Восток: На пути к ближневосточному балансу.//Азия и Африка сегодня № 10.,2011.-с.10-14.
5. Густерин П. Вода как фактор стабильности в странах Арабского Востока.//Азия и Африка сегодня №5.,2007 с.-9-33
6. Койбаев Б.Г., Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 240 с.
7. Корицкий А. Турция: новый президент, новый парламент, новое правительство.//Азия и Африка сегодня. 2007.,с.-3-11
8. Примаков Е.М. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М., Российская газета, 2006.
9. Терентьев-мл А.А., Первые хиппи в Белом Доме// Однако (№153 от 11.02.2013), с.10-15
10. Сатановский Е.Я., Новый курс Барака Обамы // Однако (№153 от 11.03.2013), с.19-21
11. Уткин А.И. Геоструктура грядущего века // Свободная мысль. 2000. № 1. С- 19.
12. Фитуни Л.Л., “Арабская весна”: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — ¹ 1 и Фитуни Л.Л., Технологии управления протестным потенциалом на Ближнем Востоке //Азия и Африка сегодня. — 2011. — ¹ 11.
13. Developing a stepwise approach for rabies prevention and control. Proceedings of the FAO/GARC Workshops http://www.fao.org/ag/AGP/AGP/doc/Counprof/regions/index.htm
14. Lawrence T.E.«Seven pillars of wisdom», // Penguin, 2000, с.704
15. The Real Health of Nations: Pathways to Human Development. Human Development Report 2010.20th Anniversary Edition / Ed. by J. Klugman. New York, NY: The UNDP Human Development Report Office/Palgrave Macmillan, 2010. P. 161–163. P.54
16. Sela A., Arab Unity// The Continuum Political Encyclopedia of the Middle East2002. pp. 160-166
Электронные ресурсы:
1. Амусья М., Перельман М., Что такое исламизм?//Обзор, [Электронный ресурс] URL:http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml
2. Белоглазова А., Новая стратегия Турции на Ближнем Востоке//НГ, [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/courier/2011-12-26/9_turkey.html
3. Волович А.А., О планах демократизации Большого Ближнего Востока//Институт Ближнего Востока, [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/19-08-04.htm
4. Грациани Т.,США, Турция и кризис западной системы//Геополитика, №41, 2011, [Электронный ресурс] URL: http://www.isoa.ru/art-view.php?bc_tovar_id=830
5. Дергачев В.А., Многопартнерская геополитика Турции// Вестник аналитики, №3, 2010, [Электронный ресурс] URL: http://www.isoa.ru/index.php
6. Исаев Г., Что такое Ближний Восток?//Полярная Звезда, [Электронный ресурс] URL: http://www.zvezda.ru/geo/2009/05/19/middleeast.htm
7. Катар и Саудовская Аравия решили обеспечить свою безопасность, применив к соседям стратегию «управляемого хаоса» // Эксперт, 2012, август. [Электронный ресурс] URL: http://m.expert.ru/expert/2012/31/
8. Ламис А., Возрождение панарабизма//Аль-Джазира, [Электронный ресурс] URL: http://www.aljazeera.com/indepth/opinion/2011/02/201121115231647934.html
9. Переформатирование политического пространства Ближнего Востока в неоколониальном контексте// [Электронный ресурс] URL:http://www.geopolitica.ru/Articles/1429/
10. Покрышкин И., Талибан готовится к броску//ФЕ «Российские Вести», [Электронный ресурс] URL: http://rosvesty.ru/1872/russia/3133-taliban-gotovitsya-k-brosku/
11. Подцероб А.Б. Тунис: Салафитская угроза//Институт Ближнего Востока. 2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=16116
12. Подцероб А.Б. Арабская смута: роль пропаганды и современных информационных технологий//Институт Ближнего Востока. 2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=15619
13. Рогов С., Роль Ирана в политике США на Ближнем Востоке// РСМД, [Электронный ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=852
14. Сатановский Е.Я., Пять лет войны за нефть и демократию// Международная жизнь, [Электронный ресурс] URL: http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-20647.html
15. Юрченко В.П., Объединенные Арабские Эмираты: некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности//Институт Ближнего Востока РАН, [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/25-10-04.htm
16. Юрченко В.П., Иракско-кувейтские отношения: будет ли свет в конце тоннеля?// Институт Ближнего Востока, [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/18-12-03.htm
Справочники:
1. Географический справочник «О странах»// [Электронный ресурс] URL: http://ostranah.ru
2. Официальный сайт Организации Всемирного Банка//[Электронный ресурс]URL: http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/MENAEXT/0,,contentMDK:22925464~pagePK:146736~piPK:226340~theSitePK:256299,00.html
3. Справочник CIA, The Factbook, [Электронный ресурс] URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html
4. Статистика стран мира: экономика, численность населения, государственное устройство стран мира, [Электронный ресурс] URL: http://iformatsiya.ru/tabl/459-statisticheskie-dannye-stran-mira-za-2010-god.html
[1] Фитуни Л. Л. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» // Проблемы современной экономики. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-prichiny-i-posledstviya-arabskoy-vesny (дата обращения: 29.11.2013).
[2] http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MK.TP.KD.ZG?cid=GPD_30
[3] Там же.
[4] The Real Health of Nations: Pathways to Human Development. Human Development Report 2010.20th Anniversary Edition / Ed. by J. Klugman. New York, NY: The UNDP Human Development Report Office/Palgrave Macmillan, 2010. P. 161–163. P.54
[5] Фитуни Л. Л. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» // Проблемы современной экономики. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-prichiny-i-posledstviya-arabskoy-vesny (дата обращения: 29.11.2013).
[6] Фитуни Л. Л. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» // Проблемы современной экономики. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-prichiny-i-posledstviya-arabskoy-vesny (дата обращения: 29.11.2013).
[7] Developing a stepwise approach for rabies prevention and control.
Proceedings of the FAO/GARC Workshops http://www.fao.org/ag/AGP/AGP/doc/Counprof/regions/index.htm
[8] https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html
[9] Фитуни Л.Л., “Арабская весна”: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. — 2012.; Фитуни Л.Л., Технологии управления протестным потенциалом на Ближнем Востоке //Азия и Африка сегодня. — 2011. — ¹ 11.
[10] Фитуни Л.Л., “Арабская весна”: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. — 2012.; Фитуни Л.Л., Технологии управления протестным потенциалом на Ближнем Востоке //Азия и Африка сегодня. — 2011.
[11] Там же.
[12] Фитуни Л. Л. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» // Проблемы современной экономики. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-prichiny-i-posledstviya-arabskoy-vesny (дата обращения: 29.11.2013).
[13] Абрамова И.О. Социально-экономические особенности африканской урбанизации (на примере Египта) //Проблемы современной экономики. — 2009. — ¹ 3. — С. 118-124.
[14] Фитуни Л. Л. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» // Проблемы современной экономики. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-prichiny-i-posledstviya-arabskoy-vesny (дата обращения: 29.11.2013).
[15] http://news.egypt.com/en/2010051110713/news/-business/egypt-capmas-inflation-hits-11-pct.html
[16]Фэллон Дж. «Арабская весна»: ожидания и реальность//РСМД. 2013. URL: http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=2443#top
[17] Подцероб А.Б. Тунис: Салафитская угроза//Институт Ближнего Востока. 2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=16116
[18] Подцероб А.Б. Арабская смута: роль пропаганды и современных информационных технологий//Институт Ближнего Востока. 2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=15619
[19] Терентьев-мл А.А., Первые хиппи в Белом Доме// Однако (№153 от 11.02.2013), с.10-15
[20] Ибадиты — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке и получили название по имени Абдаллаха ибн Ибада, сформулировавшего взгляды ибадитов. Вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, имеют собственные хадисы.
[21] Справочник CIA, The Factbook, [Электронный ресурс] URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html
[22] Катар и Саудовская Аравия решили обеспечить свою безопасность, применив к соседям стратегию «управляемого хаоса» // Эксперт, 2012, август. [Электронный ресурс] URL: http://m.expert.ru/expert/2012/31/
[23] Справочник CIA, The Factbook, [Электронный ресурс] URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html
[24] Юрченко В.П., Иракско-кувейтские отношения: будет ли свет в конце тоннеля?// Институт Ближнего Востока, [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/18-12-03.htm
[25] Катар и Саудовская Аравия решили обеспечить свою безопасность, применив к соседям стратегию «управляемого хаоса» // Эксперт, 2012, август. [Электронный ресурс] URL: http://m.expert.ru/expert/2012/31/
[26] Справочник CIA, The Factbook, [Электронный ресурс] URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html
[27] Катар и Саудовская Аравия решили обеспечить свою безопасность, применив к соседям стратегию «управляемого хаоса» // Эксперт, 2012, август. [Электронный ресурс] URL: http://m.expert.ru/expert/2012/31/
[28] Географический справочник «О странах»// [Электронный ресурс] URL: http://ostranah.ru
[29] Статистика стран мира: экономика, численность населения, государственное устройство стран мира, [Электронный ресурс] URL: http://iformatsiya.ru/tabl/459-statisticheskie-dannye-stran-mira-za-2010-god.html
[30] Статистика стран мира: экономика, численность населения, государственное устройство стран мира, [Электронный ресурс] URL: http://iformatsiya.ru/tabl/459-statisticheskie-dannye-stran-mira-za-2010-god.html