Введение в управление изменениями
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Учебное пособие
Абакан
УДК 338.2 (075.8)
ББК 65.05я73
А79
Печатается по рекомендации Методического совета
и по решению Редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Рецензенты: Т.И. Зеленецкая, ксоцн, советник отдела профессионального образования и науки Министерства образования и науки Республики Хакасия;
Т.Н. Пигина, кэн, доцент кафедры менеджмента Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Управление изменениями: учебное пособие / авт.-сост. О.В. Арлашкина. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2015. – 133 с.
ISBN
Учебное пособие «Управление изменениями» знакомит читателей с основными теоретико-методологическими подходами к управлению организационными изменениями и современными технологиями их внедрения. В пособии отражен весь цикл управления изменениями: от формирования стратегии до оценки результатов конкретных управленческих действий.
Пособие предназначено для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Менеджмент», преподавателей управленческих дисциплин, руководителей различных уровней.
УДК
ББК
ISBN | © ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2014 © Арлашкина О.В., 2015 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.................................................................................................................................. 5
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ.................... 8
1. Введение в управление изменениями................................................................................ 8
1.1. Изменение как феномен: сущность, модели, отношение.......................................... 8
1.2. Изменения в организации. Управление изменениями как теория......................... 10
2. Жизненный цикл организации.......................................................................................... 16
2.1. Размер организации..................................................................................................... 16
2.2 Модели жизненного цикла организации................................................................... 18
3. Модели организационных изменений.............................................................................. 29
3.1. Модель изменений К. Левина..................................................................................... 29
3.2. Модель управления изменениями Л. Грейнера........................................................ 30
3.3. Теория Е и теория О организационных изменений................................................. 32
3.4. Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Д. Келли.......................................... 34
3.5. Модель управления изменениями Джона Коттера................................................... 37
3.6. Модель «кривой перемен» и «монстр перемен» Д.Д. Дак...................................... 38
3.7. «Куб перемен» Г. Минцберга..................................................................................... 41
3.8. Модель «Айсберг управления изменениями».......................................................... 43
ЧАСТЬ II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ.................................. 45
4. Процессный подход к управлению изменениями........................................................... 45
4.2. Бизнес-процессы в управлении изменениями.......................................................... 46
4.3. Принципы и структура управления изменениями................................................... 49
4.4. Процессные модели проведения изменений............................................................ 51
5. Проектирование и реструктуризация............................................................................... 55
5.1. Процессы управления проектами.............................................................................. 56
5.2. Методы управления проектами.................................................................................. 60
5.3. Реструктуризация и реорганизация........................................................................... 62
6. Стратегии изменений......................................................................................................... 70
6.1. Стратегия: общие подходы......................................................................................... 70
6.2. Виды стратегий изменений........................................................................................ 73
6.3. Стратегический континуум изменений.................................................................... 76
6.4. Школа конфигурации.................................................................................................. 78
ЧАСТЬ III. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ........................................ 81
7. Работа с персоналом при внедрении изменений............................................................. 81
7.1. Причины сопротивления изменениям....................................................................... 81
7.2. Работа с персоналом при внедрении изменений...................................................... 85
7.3. Формирование команды для стратегических изменений........................................ 89
8. Методы и инструменты изменений.................................................................................. 92
8.1. Методы улучшения процессов. Управление качеством.......................................... 93
8.2. Методы улучшения процессов. Бенчмаркинг........................................................... 99
8.3. Методы улучшения процессов. Реинжиниринг..................................................... 104
8.4. Структурные методы изменений............................................................................. 106
8.5. Социокультурные методы изменений. Консалтинг.............................................. 110
9. Оценка результатов управления изменениями.............................................................. 115
9.1 Эффективность: основные понятия, подходы, методы определения, типы......... 115
9.2. Выбор показателей в системе эффективного управления..................................... 119
9.3. Анализ и оценка организационной структуры и управления.............................. 120
9.4. Применение сбалансированной системы показателей (Balance Scorecard, BSC) для оценки эффективности организационных изменений............................................................... 125
9.5. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов................................ 126
Библиографический список:.................................................................................................... 131
Приложение 1..................................................................................................................... 134
Предисловие
Изменение [называется] “путем вверх-вниз”, по которому и возникает космос.
Гераклит. Диоген Лаэртий, IX, 8-9.[1]
В структуре управленческих дисциплин управление изменениями занимает особое место. В современных условиях постоянной трансформации экономико-социальных отношений роль управления изменениями состоит в том, что оно позволяет организовать управленческий цикл гибко, с учетом особенностей внешней и внутренней среды, с опорой не на опыт, «сын ошибок трудных», а на сформированные в школе Change Management теории и технологии, а также осмыслить сложность современного мира и системно подойти к формированию нового в организации.
Сложность общественного развития и успешность инновационных организаций, таких как Google или Apple, в настоящее время заставляет осознать, что использовать в управлении уже сформированные умения и навыки оказывается недостаточным. Мало быть автором оригинального и сложного проекта, реализованного в прошлом, так как как прошлое уже миновало, а будущее – размыто и неоднозначно. Главная проблема менеджера в современном мире в том, что ему не хватает готовых решений, он должен быть на полшага впереди текущей ситуации и уметь не только прогнозировать исходы, но и готовить к ним себя самого и свою организацию.
Управление изменениями как дисциплина сформировалась как набор теорий и технологий, которые позволяют планировать, внедрять и оценивать организационные изменения. Она использует системный и ситуационный подходы, достижения поведенческих наук, философские концепции и практические разработки консультантов и бизнес-тренеров. В данном учебном пособии предпринята попытка отразить этот широкий спектр теории, методологии и практики.
Одной из задач автора при составлении данного пособия стала необходимость формирования управления изменениями как системы. Системность отражается, в первую очередь, в разделении дисциплины на стратегический и тактический уровни, изучение которых предваряет набор имеющихся теорий, объясняющих как и почему в организации происходят изменения.
Изучение управления изменениями должно также помочь сформировать соответствующее управленческое мышление, которое с легкостью воспринимает новшества, является инновационным, творческим, не отвергающим сложность этого мира, а, напротив, воспринимающим его во всем многообразии и взаимосвязи.
Основу учебного пособия составляют материалы, отобранные автором для достижения изложенных задач из учебных пособий и научных статей российских и зарубежных авторов, а также собственные разработки. Использованы материалы таких известных авторов трудов по управлению как И. Адизес, Г. Минцберг, К. Левин, Л. Грейнер, Дж. П. Коттер и др. Пособие «Управление изменениями» подготовлено с учетом требований ФГОС высшего образования третьего поколения и предназначено для подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент», а также может использоваться для дополнительного образования руководителей.
Дисциплина «Управление изменениями» направлена на формирование профессиональной компетентности бакалавра менеджмента для проведения организационных изменений, способствующих эффективной и результативной деятельности фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе
. Для лучшего усвоения дисциплины требуются базовые знания по таким дисциплинам, как «Психология», «Социология», «Теория менеджмента (история управленческой мысли)», «Теория менеджмента (организационное поведение)», «Управление человеческими ресурсами», «Деловые коммуникации», которые дают необходимое представление о теории и методологии исследования социально-психологических процессов в организации, о необходимом организационном поведении, о социальных связях в организации, формируют владение современными социальными технологиями, методами и инструментарием управления человеческими ресурсами в организации.
Процесс изучения дисциплины «Управление изменениями» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
· готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям;
· готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций.
В результате изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» студент должен:
знать:
· основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений, роль менеджера в осуществлении организационных изменений;
· виды и особенности инноваций, основные бизнес-процессы в организации; процессы целеполагания, виды и методы организационного планирования;
уметь:
· разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;
· анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
владеть:
· современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.
В процессе освоения дисциплины «Управление изменениями» значимую роль играет самостоятельная работа, направленная на закрепление и углубление знаний по изучаемой дисциплине. В ходе самостоятельной работы рекомендуется ознакомление с дополнительной научной и практической литературой по проблематике дисциплины, анализ современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем, мониторинг веб-ресурсов ведущих российских и зарубежных компаний и консалтинговых агентств. Самостоятельная работа может осуществляться студентами в библиотеках, в электронных поисковых системах, Инернете (посещение профессиональных сайтов, форумов, сообществ).
Учебное пособие «Управление изменениями» содержит три части, организующие представляемый материал от теории к практике и от стратегии к тактике: 1) теории и концепции управления изменениями, 2) стратегическое управление изменениями, 3) технологии управления изменения.
В первой части рассматриваются концепции изменений в обществе и экономике, теории жизненного цикла организации и основные модели организационных изменений.
Вторая часть раскрывает стратегические подходы к управлению изменениями: процессный подход и применение реинжиниринга, проектный подход и реструктуризацию, а также формирование стратегии организационных изменений.
Третья часть описывает технологии внедрения изменений, в том числе, особенности работы с персоналом при внедрении изменений, инструментарий управления изменениями и способы оценки результатов проведенных изменений.
Каждая тема сопровождается вопросами и практическими заданиями, также имеется библиографический список источников, которые могут быть рекомендованы для более углубленного изучения дисциплины.
ЧАСТЬ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Введение в управление изменениями
Роль изменений в жизни организации. Изменение: прогресс, регресс и цикл. Изменение и мировоззрение. Изменения в организации как системе. Понятие и содержание организационных изменений. Уровни управления изменениями в организации. Организационное развитие. Изменения как организационные инновации. Подходы к управлению изменениями. Классификация организационных изменений. Тенденции развития теории управления изменениями.