Избирательное право зарубежных стран

Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредст­вом голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. В зарубежных странах существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно-территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании.

Конечно, удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран неодинаковы. Так, в Великобритании избираются только нижняя палата парламента (палата общин) и местные органы (советы административных графств, городов-графств, муниципальных и немуниципальных городов и прихо­дов). Во Франции круг выборных органов несколько шире. Там избираются глава государства, обе палаты парламента, органы местного управления. Значительное число органов и должностных лиц избирается в США.

В ходе выборов демократически ориентированные группы населения имеют легальные возможности выступать с собствен­ными требованиями и бороться за свои политические цели.

В тех странах, где установлены фашистские или иные автори­тарные режимы, выборы и представительные учреждения либо ликвидируются, либо оставляются лишь их внешние формы.

Выборы отражают сложные процессы, протекающие в поли­тической надстройке современного общества.

В настоящее время конституции большинства стран провоз­глашают всеобщее избирательное право, которое тем не менее ограничено рядом требований, которым должен отвечать граж­данин для получения права участия в выборах. Так, под всеобщим избирательным правом иногда понимается такое избирательное право, которое не ограничено лишь прямым имущественным цензом. Например, французский ученый М. Дюверже дает сле­дующее определение всеобщего избирательного права: «Строго юридически всеобщее избирательное право - это такое изби­рательное право, которое не ограничено никакими условиями, связанными с имуществом или способностями. Это не означает, что все члены нации имеют право голоса».

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потен­циальному избирателю).

Имеются общие требования, которые регламентируют актив­ное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности (т.е. так называемое пассивное избирательное право).

Возрастной ценз - это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Законодательство зарубежных стран устанавливало ранее высокий возрастной ценз, равный 20 - 25 годам. Тем самым от участия в выборах отстра­нялись широкие слои молодежи

После окончания второй мировой войны начался процесс сни­жения избирательного возраста. Возрастной ценз был снижен в Великобритании с 21 года до 18 лет законом о народном пред­ставительстве 1969 года, в ФРГ - путем изменения ст. 38 основного закона в 1970 году, в США - первоначально законом об избирательных правах в 1970 году, а затем XXVI поправкой к конституции в 1971 году, во Франции - законом М 74 - 631 от 5 июля 1974 г., в Греции - законом 1982 года. Снижен возрастной ценз в Италии, Бельгии, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Канаде, Австралии и других странах. Снижение избирательного возраста привело к существенному расширению избирательного корпуса.

Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государ­ством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Этот ценз существует во многих зарубежных странах, однако его практи­ческое применение и содержание в каждом государстве имеет ряд особенностей. Для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес.). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. Например, в Ирландии избиратель обязан иметь «место для сна», в Бельгии — постоянно проживать в коммуне не менее шести месяцев, в Финляндии - не менее одного года. В отдельных странах ценз оседлости сформулирован еще шире: так, в Норвегии необходимо проживать в стране не менее 10 лет. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме: например, в Великобритании избиратель должен зареги­стрироваться в течение определенного периода и, если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает (это правило имеет ряд исключений).

Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» и совершенно не распространялось на женщин. Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. Понадобилась длительная борьба, чтобы пробить первую брешь. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих десятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинстве стран. Небезынтересно напомнить, что США предо­ставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956, Швейцария-в 1971 году.

Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имуществен­ных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые фактически играют ту же роль.

Наряду с названными цензами существует целый ряд других способов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие (обычно рядовые и младший командный состав). Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». Так, ст. 48 конституции Ита­лии предусматривает возможность лишения права на голосование «в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе»; законодательство штатов Алабамы, Коннектикута и Луизианы (США) требует, чтобы избиратель имел «хороший характер».

В ряде стран фактически и юридически лишились избира­тельных прав «цветные» и некоторые другие национальные мень­шинства. Так, в Южно-Африканской Республике по «закону» до 1994 г. избирательных прав было лишено все коренное население страны - африканцы.

Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистри­рованный в качестве избирателя, для получения пассивного избирательного права должен удовлетворять ряду других требо­ваний. Прежде всего для кандидатов на выборные должности повсеместно (за очень редкими исключениями) устанавливается более высокий возрастной ценз (23 - 25 лет - в нижнюю палату, 30 - 40 - в верхнюю). При предоставлении пассивного избира­тельного права значительно чаще применяется ценз оседлости и носит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъяв­ляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т. д.

Фактически круг лиц, баллотирующихся на выборах, еще более сужается. Большинство кандидатов - это обычно профессио­нальные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиеся поддержкой политических партий.

В зарубежных демократических государствах избирательное право сегодня является «формально равным». Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми. Однако фактически принцип равенства избирательного права в ряде случаев искажается. Длительное время в некоторых странах существовал так называемый плюральный вотум, суть которого состоит в том, что отдельным привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество голосов, чем обычным избирателям. Так, в Англии дополнительные голоса предостав­лялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончив­шим университеты.

Более распространенным методом нарушения равного избирательного права являются различные манипуляции с избира­тельными округами, в результате чего искусственно завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.

Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми. Так, избиратели Финляндии голосуют за кандидатов в парламент, отдавая свои голоса тем из них, которых они пред­почитают. Те же финские избиратели при избрании президента до 1991 г. голосовали не за кандидатов на должность главы госу­дарства, а за кандидатов в выборщики, которые и избирали президента. Такие выборы не являются прямыми.

Непрямые выборы подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков рас­пускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреж­дением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы будут трехстепенными, трижды - четырехстепенными и т. д. Оценка прямых и непрямых выборов с точки зрения их демократизма не может носить абсолютного характера, так как она зависит от ряда конкретных обстоятельств.

Таким образом, избирательное право - это право конкретного лица участвовать в выборах.

Наши рекомендации