Политический режим современной России (1991— 2000-е гг.)
Определение демократического режима, данное в разделе 2.3, имеет смысл дополнить понятием полиархии. Введение понятия полиархии необходимо для того, чтобы отличать демократию в широком, даже идеальном смысле (власть народа) от ее сущностных, институциональных характеристик. Другими словами, понятие «полиархия» объясняет инструментарий реализации власти в демократическом режиме. Полиархия
это правление, в максимальной степени приближающееся к демократическим идеалам.
Принципы полиархического режима:
1. правление большинства и уважение прав меньшинства означает, что лица, получившие санкцию на проведение политики, одобренной большинством, должны так или иначе учитывать мнения разных меньшинств. Чем надежнее защищены права и интересы меньшинства, тем эффективнее правление большинства, тем демократия более стабильна и приближена к идеалу;
2. политическое и правовое равенство граждан означает установление общегражданских стандартов политического использования прав человека, отсутствие привилегий в политической деятельности по какому-либо признаку - сословий, расы, конфессии, этноса и пр.;
3. легитимизация власти происходит с помощью процедур выборов, референдумов, отзывов, а также с помощью механизма демократической делиберации, то есть проверки и критики посредством налаженной системы обратной связи «власть - общество»;
4. представительный характер власти предполагает, что граждане делегируют свои властные полномочия выбранному ими лицу, которое осуществляет их от имени избирателя. Здесь особо важное значение приобретает институт выборов, создание и развитие политических партий, общественных, профессиональных и других объединений;
5. выборность властей означает реализацию принципа представительства, осуществляется посредством всеобщего и равного избирательного права. Выборы - всеобщие, равные, конкурентные, их отличительные черты: неопределенность, необратимость, повторяемость;
6. плюрализм и свобода политической деятельности предполагает свободную разработку и пропаганду любых политических взглядов и концепций. Ограничения в этой области вводятся законодательно и относятся к общественно-опасной деятельности, в том числе и угрожающей устоям демократии.
Взаимодействие между властью и обществом в полиархическом Ре‘*име характеризуется обязательным регулярным обновлением правящей ЛИты и проводимой ею политики. Таким образом, полиархия - это такой способ функционирования власти, при котором общество обладает возможностью с помощью законных процедур влиять на деятельность и состав правящей политической элиты.
Переход к демократии в России является частью глобального процесса крушения антидемократических режимов в разных регионах земного шара. Этот процесс - «третья волна демократизации» по С. Хантингтону - начался в 70-х годах XX в. и достиг своей кульминации в 1980-1990-х гг.
Демократический транзит в России усложняется рядом проблем:
1. неразвитость гражданского общества;
2. высокая этническая неоднородность;
3. примененная в России стратегия «двойного» перехода – одновременное реформирование экономической и политической сфер.
Радикальные экономические реформы, начавшиеся в 1992 г. («шоковая терапия» Е. Т. Гайдара), привели к серьезному снижению жизненного уровня населения. Тяготы начального перехода к рынку породили политическую нестабильность, что выразилось в ряде кризисов власти:
- декабрь 1992 г. – отставка Е. Т. Гайдара;
- март –апрель 1993 г. – попытка отрешения Президента от должности и референдум о доверии властям;
- сентябрь – октябрь 1993 г. – вооруженное противостояние законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент и Правительство) властей.
В 1993 г. была осуществлена Конституционная реформа: принята новая Конституция Российской Федерации, и создан Парламент (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы).
Возникает своего рода замкнутый круг: политическая нестабильность затрудняет создание правовых и институциональных основ дальнейших экономических реформ, мешает притоку иностранных инвестиций, способствует экономическому спаду, а это, в свою очередь, опять усиливает политическую нестабильность, что и подтверждается событиями периода 1994 – 1999 гг.:
- экономическая дестабилизация и «дефолт» aeiycra 1998 г.;
- первая чеченская война;
- правительственный кризис: с апреля 1998 по август 1999 г. сменились три премьер-министра - С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, С. В. Степашин.
Сложившаяся к концу 1990-х гг. система «олигархического капитализма» в экономике, хоть и обладала некоторой стабильностью, но явно не соответствовала интересам и потребностям дальнейшего поступательного развития России. Чтобы оно стало реальностью, стране был необходим длительный период экономического роста с более высокими темпами, а это, в свою очередь, требует определенных социально-политических условий. Некоторые из этих условий стали реальностью в период с 2000 г. по настоящее время. За годы президентства В. В. Путина (2000-2008 гг.) и Д. А. Медведева (с 2008 г.), удалось остановить экономический спад, достичь роста экономики, несколько смягчить остроту накопившихся проблем.
Произошли существенные сдвиги в политической жизни РФ. Была остановлена управляемость происходящими в стране процессами,
Укреплена так называемая «вертикаль власти» с помощью некоторых Реформ:
- отмена губернаторских выборов;
- реформа избирательной системы: отмена порога явки избирателей, повышение проходного барьера в Госдуму с 5 до 7 % и переход к исключительно пропорциональной избирательной системе на выборах в Государственную Думу.
По вопросу о характере современного политического режима в России существуют различные мнения и оценки. Наиболее адекватной реальному положению дел представляется концепция о делегативной (или делегированной) демократии.
Делегативная демократия как политический режим полностью соответствует критериям полиархии. Однако в отличие от представительной демократии при указанном режиме электорату отводится роль делегирования власти, прав и полномочий. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает, реальная власть сосредоточена в единственном центре. Можно констатировать на данный момент наличие политической стабилизации в России, что является важным условием социально-экономического развития с точки зрения теории политической модернизации.