Степени форсированности двигателя
Основные размеры двигателя определяются на основе потребной мощности двигателя с учетом коэффициента короткоходности к=S/D и отношения l=r/l.
Принятые значения к и l обосновываются.
Уточненное по результатам теплового расчета значение рабочего объема одного цилиндра находится по формуле Vh , м3:
, (4.1)
где: i – число цилиндров.
Уточненное значение диаметра цилиндра D, м:
D= , (4.2)
Ход поршня S, м: S=К×D. (4.3)
Радиус кривошипа r, м: r (4.4)
Длина шатуна l, м: , (4.5)
Для дальнейших расчетов используются только эти уточненные значения D, S, r и l.
Комплексные показатели степени форсированности двигателя:
-удельная литровая мощность двигателя Nл , кВт/л:
, (4.6)
-удельная поршневая мощность Nп , кВт/дм2:
, (4.7)
ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС ДВИГАТЕЛЯ
Тепловой баланс характеризует распределение теплоты, выделившейся при сгорании топлива, введенного в цилиндр двигателя, на полезно используемую работу, уносимую с охлаждающей жидкостью и с выхлопными газами и неучтенные потери. Определять их удобно в %.
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом Q, кДж/ч:
Q=Qн ×GT; q =100% (5.1)
Теплота, эквивалентная эффективной работе Qe , кДж/ч:
Qe=3600×Ne, (5.2)
(5.3)
Теплота, передаваемая охлаждающей среде Qв , кДж/ч:
- для дизеля: , и (5.4)
- для ДсИЗ: и (5.5)
где: С – коэффициент, равный 0,45…0,53;
i – число цилиндров;
D – уточненное значение диаметра цилиндра, см;
n – частота вращения коленчатого вала, мин-1;
m- коэффициент, равный 0,6…0,7;
a - коэффициент избытка воздуха.
Теплота, уносимая с отработавшими газами Qr , кДж/ч:
Qr=Cp(Tr-To)(Gв+GT), (5.6)
где Ср – удельная массовая средняя теплоемкость отработавших газов при постоянном давлении; Ср=1,04 кДж/(кг×К);
Тr и То – температуры отработавших газов и окружающей среды (наддува), К;
G и GT – массы поступивших в цилиндр воздуха и топлива, кг/ч.
(5.7)
Потеря теплоты вследствие химической неполноты сгорания топлива (для ДсИЗ при a<1) Qн.с , кДж/ч:
Qн.с.= 119950(1-a) ×GT , и (5.8)
Неучтенные потери Qн.у: Qн.у.=Q-( Qe+Qв+Qr + Q.), (5.9)
С использованием полученных данных строится график теплового баланса двигателя.
КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ
РАСЧЕТ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА
Для заданного в варианте положения коленчатого вала (угла a) приводится в определенном масштабе схема сил, действующих на КШМ – суммарной, нормальной, направленных по шатуну и кривошипу и тангенциальной. Для этого же положения кривошипа определяются крутящий и опрокидывающий моменты, сравниваются их величины и дается объяснение результатам сравнения.