Методы и приемы разрешения политических конфликтов

Тактические методы и приемы воздействия на конфликтные ситуации делят обычно на две группы: 1) с применением насилия (войны, рево­люции, перевороты, различного рода террористические акты, погромы и т. д.); 2) ненасильственные действия, т. е. традиционные инструмен­ты мирного разрешения конфликтов, существующие на уровне цен­тральной власти (суд, референдум, парламент и т. д.). Правда, споры решаются обычно в пользу какой-то одной стороны. Побеждает в этом случае либо простое большинство, либо «сложное большинство» до­казательств, аргументов, юридических норм, защищающих позицию

одной стороны и осуждающих позицию другой. Тем самым проблема выигрыша—проигрыша постоянно находится на первом плане.

Гораздо перспективнее с точки зрения достижения согласия вы­глядит переговорный процесс, позволяющий добиться компромисса и установить консенсус. В ходе этой процедуры участники могут приме­нять различные приемы: давление (шантаж, угрозы, ультиматумы), выжидание (цель — вынудить партнеров давать первыми информа­цию), затягивание, «уход», постепенное повышение сложности и т. д. Нужно подчеркнуть, что перечисленные приемы и методы не заданы раз и навсегда, они изменяются, развиваются и усложняются. По мере развития переговорной практики появляются новые виды тактических приемов. Особенно интенсивно этот процесс стал развиваться в по­следнее время в связи с общей интенсификацией переговорных про­цессов в мире. Пример тому — путь так называемой «народной дипло­матии», когда представители негосударственных организаций высту­пают как участники переговорного процесса.

Другой путь урегулирования конфликтов — посредничество — способствует изменению расстановки сил и создает стимулы для мир­ного урегулирования.

Механизм посредничества зависит от конкретных исходов воору­женного конфликта: в одном случае это может быть победа централь­ной власти над сепаратистскими силами в регионе (Чечня), в другом — победа де-юре и де-факто сепаратистких сил над центром (Эритрея или Восточный Тимор), в третьем — фактическая победа «мятежных» регионов над Центром (самопровозглашенные республики в Абхазии или Нагорном Карабахе), в четвертом — появление «зон ограниченно­го суверенитета», где фактически устанавливается международный протекторат (Косово), и т. д. (см. главу XIII).

Но независимо от исхода в зоне постконфликтного развития тре­тья сторона (посредник) решает ряд важнейших практических задач. 1. Налаживает переговорный процесс «всех» со «всеми» на всех уров­нях, а также под международным контролем создает условия для проведения референдума о статусе территории. Необходимые для этого условия — признание сторонами ответственности за произо­шедшее и признание нанесенного ущерба; готовность исправить ошибки (включая готовность провести судебные процессы над во­енными преступниками); восстановление отношений на межобщин­ном уровне, создание атмосферы доверия.

144 Глава IX. Технологии разрешения политических конфликтов

§ 2. Методы и приемы разрешения политических конфликтов 145



Таким образом, третья сторона использует технологии посред­ничества и фасилитации. При этом применяются различные приемы: «к доверию шаг за шагом», «втягивание в процедурные рамки», «фор­мирование конечной картины» и др.

2. Реконструкция экономической сферы и систем жизнеобеспечения. Основные их компоненты:

· - политический (восстановление структур государственной вла­сти и налаживание функций управления, помощь в разработке Конституции, подготовка и проведение выборов в органы мест­ного самоуправления (МСУ), формирование органов правопо­рядка и судебных структур);

· - экономический (возобновление работы предприятий и восстановление разрушенной инфраструктуры);

· - социальный (решение проблем занятости, особенно молодежи; возобновление работы учебных заведений; создание сети соци­альных служб; обустройство беженцев и пр.);

· - информационный (возобновление работы СМИ, учреждений культуры).

3. Реабилитационная работа с населением, пострадавшим в ходе воо­руженного конфликта, вследствие чего развиваются массовая невротизация и коллективные фобии. В этом плане важны:

- социальная реабилитация людей (предоставление им рабочих мест, обучение в центрах занятости и переквалификация, пре­доставление пособий, обеспечение инвалидов и т. д.);

- психологическая реабилитация (психологическое консультирова­ние, психотерапевтическая работа и пр.);

- медико-биологическая реабилитация (лечение больных, оказание помощи раненым, профилактика заболеваний, предотвращение эпидемий и пр.).

Таким образом, третья сторона предоставляет масштабную по­мощь населению или создает каналы для ее поступления.

При решении всех этих задач возникают порой серьезные пробле­мы. Первая проблема связана с соблазном великих держав стать глав­ным «устроителем дел» в постконфликтном пространстве с тем, чтобы превратиться в заинтересованного геополитического игрока. Вторая проблема касается возможной «борьбы за лидерство», что неминуемо разрушает роль посредника в качестве единой силы, способной разру­бить этот «узел».

Таким образом, демократический процесс контроля над конфликт­ными ситуациями предполагает проведение ряда специальных про­цедур.

1. Взаимного и оперативного обмена достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте.

2. Сознательного взаимного воздержания от применения силы или угрозы применения силы, способной сделать конфликтную ситуа­цию неуправляемой.

3. Объявления взаимного моратория на действия, обостряющие кон­фликт.

4. Подключения арбитров, беспристрастный подход которых к кон­фликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий.

5. Использования существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, которые втянуты в конфликт.

6. Создания и поддержания атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текуще­го конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в буду­щем.

Отечественные исследователи неоднократно скептически выска­зывались в отношении применения зарубежных методик и механиз­мов урегулирования конфликтов для российской действительности. Неудачи прямой экстраполяции моделей анализа переходного обще­ства, в основу которых положен опыт стран Латинской Америки и Южной Европы, во многом объясняются игнорированием естествен­ного различия институциональных сред и контекста, в котором проис­ходит этот переход. Об этом же пишут ряд зарубежных авторов, де­лающих акцент на необходимости учета специфики истории России. Однако это вовсе не означает, что перед российскими теоретиками и практиками стоит задача выработки каких-то принципиально иных технологий, способов и инструментов разрешения региональных кон­фликтов. Напротив, речь идет о том, что современная наука должна предложить механизмы адаптации уже сформировавшихся за рубежом средств и методов к чрезвычайно подвижной и нестабильной россий­ской социально-политической среде.

146 Глава IX. Технологии разрешения политических конфликтов

Новейшая политическая история человечества подтвердила воз­можность разрешения крупномасштабных конфликтных ситуаций с помощью политических компромиссов, создания систем взаимного контроля за выполнением принятых обязательств. При этом все более очевидно: перспективы разрешения конфликтов должны быть тесно связаны с культурной трансформацией общества, политической эли­ты, каждого гражданина. Только сила государства, одни лишь полити­ко-правовые механизмы недостаточны для решения крупных соци­альных задач, в том числе и конфликтных ситуаций. Для успешного урегулирования политических противоборств необходимы и общест­венные усилия, и качественные сдвиги в области человеческого духа.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем отличия конфликтов ценностей от конфликтов интересов?

2. Чем отличаются способы разрешения конфликтов ценностей от конфликтов интересов?

3. Что означает мониторинг социально-политических конфликтов?

4. Перечислите основные стратегии разрешения политических кон­фликтов и охарактеризуйте их отличия.

5. Назовите основные тактические приемы, которые применяются при урегулировании внутриполитических конфликтов.

6. В чем заключается демократический контроль над конфликтными ситуациями в политике?

7. Приведите примеры позитивного опыта разрешения политических конфликтов и назовите технологии, которые в этом случае приме­нялись.

Часть II

Наши рекомендации