Россия в конце XVI – начале XVII в. Смутное время
В 70-80-е гг. XVI в. масса крестьян и горожан центральных и северо-западных районов страны, разоренных войной и опричниной Ивана Грозного, устремились на юг и юго-восток. Бегство населения приняло громадные размеры, села и города пустели, хозяйство приходило в упадок. Попытки правительства силой удержать крестьян и посадских людей на прежних местах привели к росту недовольства (восстание жителей Углича в 1591 г., крестьянские волнения в Подмосковье в 90-е гг. XVI в.). Тяжесть положения народа усилилась страшным голодом 1601-1603 гг., возникшим в результате длительных неурожаев. По городам прокатились восстания – «хлебные бунты», т.к. феодалы сознательно прятали хлеб с целью торговых выгод. В 1603 г. центр страны был охвачен восстанием крестьян, которое удалось подавить с большим трудом.
Хозяйственная разруха осложнилась тяжелым внутриполитическим положением. Смерть Ивана Грозного и вступление на престол его старшего сына, безвольного и болезненного Федора Ивановича (1584-1598 гг.), возродили среди боярства честолюбивые замыслы ограничения самодержавия. Главным препятствием в осуществлении своих планов феодальная знать видела в царском шурине, боярине Борисе Годунове. Борьба за власть обострилась в 1591-1598гг.: в 1591 г. в г. Угличе при загадочных обстоятельствах умирает младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, а в 1598 г. умирает тяжело больной царь Федор. На нем кончается род Рюриковичей. Царский трон остается без наследника, и специально собранный Земский Собор в 1598 г. избирает царем Бориса Годунова (1598-1605 гг.).
Все попытки Б.Годунова укрепить власть вызывали новые социальные конфликты и приводили к росту недовольства крестьянства, части бояр и дворян. Тяжелым внутренним положением России решили воспользоваться польско-литовские феодалы. Мечтая о новых землях, они разработали план порабощения России. Орудием их захватнической политики стал беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, выдававший себя за якобы спасшегося царевича Дмитрия.
Самозванец, опираясь на тайную помощь польского короля и католичество, в обмен на западные русские земли и ликвидацию православия начал борьбу за власть. Военный поход Лжедмитрия на Москву летом 1604 г. мог окончиться неудачей. Но неожиданная смерть Б.Годунова весной 1605 г. и помощь крестьян отрядам самозванца, в котором они видели «хорошего царя», способствовали осуществлению замыслов Лжедмитрия. Летом 1605 г. он вступил в Москву, но своей политикой не оправдал надежд разных слоев русского общества. Вскоре открылась связь Лжедмитрия с поляками, которые бесчинствовали в Москве. В июне 1606 г. поднялось народное восстание против Лжедмитрия и его иноземных друзей. Самозванец был убит. Новым царем стал князь Василий Шуйский (1606-1610 гг.), власть которого оказалась ограниченной феодальной знатью.
Но Польша не отказалась от попыток подчинить Россию и выдвинула претендентом на русский трон нового самозванца – чудом спасшегося от расправы москвичей царевича Дмитрия – Лжедмитрия II. В июне 1608 г. его отряды подошли к Москве, но взять ее не могли и расположились боевым лагерем в с. Тушино, ожидая помощи от поляков. В.Шуйский для борьбы с самозванцем попросил военной помощи у Швеции в обмен на северные русские земли. В результате военных действий армия Лжедмитрия II была разбита, а сам он убит. Военный союз России со Швецией послужил поводом для польского короля начать войну: летом 1609 г. польские войска одержали ряд побед и захватили западные русские земли. Военные неудачи ускорили падение В.Шуйского, летом 1610 г. он был свергнут. Власть оказалась в руках 7 московских бояр («семибоярщина»). Они пригласили на русское царство сына польского короля Владислава и тайно впустили поляков в Москву.
На борьбу с захватчиками поднялся русский народ. В начале 1611 г. в южных районах страны собралось народное ополчение, куда вошли горожане, отряды дворян и донских казаков. Весной 1611 г. ополчение начало осаду Москвы, но разногласия среди его руководителей привели к распаду ополчения. Новым центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Осенью 1611г. здесь собралось второе ополчение, во главе с князем Д. Пожарским и старостой К. Мининым. Летом 1612 г. ополчение освободило от интервентов северные районы страны, а осенью того же года освободило Москву от польских войск. Однако борьба с захватчиками не была завершена. Только в 1617 г. со Швецией был подписан договор, по которому Россия возвращала себе Новгород, уступленный ранее царем В. Шуйским, но теряла выход к Балтийскому морю. В конце 1618 г. мирный договор был заключен с Польшей: за отказ польского короля от царского трона в пользу Михаила Романова, избранного царем в 1613 г. на Земском Соборе, Россия уступила Польше Смоленск, черниговские и северские земли.
Только благодаря героической борьбе русского народа Россия сохранила свою независимость, но интервенция начала XVII в. привела страну к полному разорению.
Экономическое и политическое развитие России в XVII в.
Закрепощение крестьян
XVII в. для России означал вступление страны в новый период своей истории, отмеченной такими явлениями, как образование единого всероссийского рынка, господство самодержавия в виде сословной монархии и оформление в стране крепостного права.
C окончанием «смуты» и иностранной интервенции начала XVII в. началось медленное восстановление разрушенного хозяйства страны. Возрастали площади обрабатываемых земель за счет возрождения старых и освоения новых посевных площадей. Окрепшее сельское хозяйство стало основой развития ремесла и торговли, что привело к образованию единого всероссийского рынка. Основными признаками этого явления были:
1) изменение характера ремесла, которое превратилось в товарное производство; значительное развитие получили добыча и обработка металла, появилось множество центров железоделательного производства (Москва, Тула, Кашира, Серпухов, Новгород и др.); 2) возросшая роль купцов, выступающих посредниками между ремесленниками и покупателями их продукции; 3) появление мануфактур – крупных предприятий, использовавших механизмы и специализацию ручного труда. Первая мануфактура была основана возле г. Тулы в 1637 г.; 4) возникновение и развитие специализации районов страны на производстве отдельных товаров.
Наиболее ярким свидетельством образования единого всероссийского рынка стало развитие местных рынков – «торжков», которые были тесно связаны между собой. Быстрыми темпами развивалась внешняя торговля с такими государствами, как Индия, Китай, Англия, Голландия, Швеция, Польша, со странами Средней Азии. Развитию внутренней и внешней торговли способствовала экономическая политика правительства. В 1653 г. была принята «Торговая уставная грамота», а в 1667 г. – «Новоторговый устав». Новые законы значительно ограничивали права иностранных купцов: им разрешалась лишь оптовая торговля. Дополнительным стимулом развития внутренней торговли стала ликвидация многочисленных платежей и замена их единой торговой пошлиной.
Восстановление сельского хозяйства, развитие ремесла и торговли способствовали развитию феодальной земельной собственности. Быстро разросшаяся феодальная знать к середине XVII в. владела огромными вотчинами. Так, боярин Б. Морозов владел 300 селами в 17 уездах страны. В результате массовой раздачи земли увеличилось землевладение дворян: за счет крестьянских общин и конфискации вотчин бояр, служивших Лжедмитриям и интервентам. Однако многие дворяне оставались малоземельными или безземельными и попадали в кабалу к боярам. Поэтому дворянство энергично выступало в защиту своих прав, требовало усиления самодержавия. Рост земельной собственности бояр, дворян, церквей и монастырей сопровождался сокращением государственных земель, передачей свободных крестьянских общин в частное владение.
Все население страны, не считая духовенства, делилось на служилых людей, людей тяглых и холопов. Эти большие группы людей стали называться сословиями, каждое из которых имело свои обязанности, свои права и привилегии. Так, служилые люди за ратную службу получали земельные участки с крестьянами или без них. Укрепление феодальной земельной собственности, складывание сословий стали основой для создания государственной системы крепостного права. Она была оформлена Соборным Уложением 1649 г. Теперь крестьянам было запрещено переходить от одного землевладельца к другому; крестьяне лишались права личной свободы, и устанавливалась наследственность крепостного состояния. «Урочные лета» (т. е. 5-летний срок розыска беглых) отменялись, вводится бессрочный розыск беглых крестьян с их возвращением прежнему землевладельцу. За право пользоваться землей феодала крепостной должен был заплатить оброк (деньгами или продуктами) или отработать на барщине (когда крестьянин бесплатно обрабатывает земли помещика своими орудиями труда).
Россия XVII в. была сословно-представительной монархией. Главой государства являлся царь, власть которого распространялась на все стороны жизни общества. Однако власть царя не всегда оказывалась неограниченной. Для решения наиболее важных государственных дел собирались Земские соборы – общие собрания представителей всех сословий и групп населения страны. Но постепенно их роль стала падать. Последние Земские соборы состоялись в 1648-1649 гг. в связи с принятием Соборного Уложения 1649 г. и в 1651-1653 гг., когда решался вопрос о воссоединении Украины с Россией. При царе Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) наибольшее значение приобрела Боярская дума – постоянный совещательный орган при царе из представителей феодальной знати.
Управление страной находилось в ведении центральных учреждений – приказов, число которых постоянно увеличивалось (до 80). Власть на местах находилась в руках воевод, что означало сужение самоуправления и усиление центральной власти. Возникают зачатки регулярной армии – «полки нового строя», организуемые из «даточных людей», которых записывали на пожизненную солдатскую службу. В 60-х гг. XVII в. была предпринята попытка строительства военных кораблей (под г. Коломна). В этот же период прошла церковная реформа, проведенная патриархом Никоном. Креститься стали не двумя, а тремя пальцами, земные поклоны заменили поклоны в пояс, крестные ходы вокруг храмов стали совершаться по ходу солнца. Противники этой реформы увидели покушение на старину и истинную веру. Во главе их стоял протопоп Аввакум. В русской церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного социального движения. Раскольники противостояли не только духовным, но и светским нововведениям. В 1656 г. защитники старых обрядов были отлучены от церкви и стали преследоваться. Ослабленная расколом, русская церковь все больше попадала под влияние самодержавной власти, которая использовала религию как идеологию формирующейся абсолютной монархии.