Частные идеологии и национальное законодательство
Признавая идейный плюрализм гражданского общества, государство не может допустить легального существования и открытой пропаганды идей и доктрин, направленных на разрушение общественных устоев или насильственное изменение политического устройства. Даже в самых демократических обществах в законодательном порядке запрещается деятельность объединений людей экстремистского, общественно-опасного характера. Государство сознательно регламентирует идеологическую деятельность социальных субъектов, отвергая те или иные постулаты, установки и цели, которые ведут к расколу и разрушению общества.
В разных странах практикуются различные формы и способы регулирования содержания частных идеологий, выражающих интересы различных групп людей. В демократических обществах одним из наиболее распространенных способов контроля со стороны государства содержания идеологических доктрин, скажем, политических партий является регистрация партий в соответствующем органе государства. В Республике Беларусь, например, эта функция возложена на Министерство юстиции. И если в ходе осуществления процедуры регистрации в уставе или политической программе партии будут выявлены положения (идейные постулаты, принципы, цели, задачи или способы деятельности), противоречащие национальному законодательству, то такой партии будет отказано в придании ей статуса юридического лица.
Это означает, что идейное многообразие в гражданском обществе имеет право на свое проявление лишь в рамках основополагающих ценностей и принципов национально-государственной идеологии, получивших свое нормативное закрепление в Конституции и законах страны. Идейный «плюрализм», проявляющийся вне рамок правового поля, в сущности, антинационален и во всех странах преследуются по закону [29]. В мире нет государств с безбрежным идейным плюрализмом. Каждое государство своим уголовным законодательством предусматривает суровое наказание за такие практические проявления идейного «плюрализма», как измена государству, заговор с целью захвата или удержания власти неконституционным путем, шпионаж, террористический акт, призывы к свержению существующего строя и др. Более того, примечательной чертой современного развитого гражданского общества, в частности США, является постепенное ограничение конкуренции идей и смещение акцентов в сторону «принципа идеологического господства и подчинения», что особенно проявилось после террористических актов 11 сентября 2001 г. [30].
Из сказанного видно, что нет непреодолимой грани между национальной, государственной идеологией и идейно-политическими воззрениями составляющих гражданское общество социально-политических сил. В демократическом обществе государственная идеология существует как одна из множества идеологий, не насаждаемая насильственно, а объективно занимающая приоритетное положение в силу общезначимости своего содержания. Лежащие в основе организации и деятельности государства идеи, ценности и представления, претендуя на универсальность, вполне толерантны в отношении иных существующих в данном обществе ценностных систем. Государство выступает здесь как равноправный политический субъект, ведущий в рамках правового поля конкурентную борьбу с другими субъектами политических отношений за влияние на население и стремящийся убедить его в адекватности именно лежащих в основе деятельности государства, а значит, и поддерживаемых государством идей, ценностей и программ деятельности потребностям и интересам всех членов сообщества.
Таким образом, анализ соотношения мировоззренческого плюрализма и государственной идеологии в гражданском обществе подтверждает необходимость серьезного отношения к формированию и развитию национально-государственной идеологии Республики Беларусь как непременного условия эффективного функционирования белорусского общества.
Из выполненного здесь анализа государственной идеологии как социально-политического феномена следует, что рассмотрение основ идеологии белорусского государства предполагает выяснение следующего комплекса вопросов:
• представлений белорусов о своих этнических истоках, процессе их формирования как самобытной общности и конституирования в качестве нации-государства;
• цивилизационной идентичности и социокультурной самобытности белорусской общности и связанных с этим традиционных идеалов и ценностей белорусов как духовно-культурных основ их бытия;
• содержания системы политических, социально-экономических и социогуманитарных идей, ценностей, принципов и представлений, закрепленных народом в Конституции Республики Беларусь и обеспечиваемых с помощью государственно-правовых средств;
• понимания белорусами тенденций эволюции современного мира, своего места и роли в этом процессе, видения ими будущего своего общества и вытекающей из этого стратегии развития Беларуси в XXI в.;
• механизма функционирования государственной идеологии Республики Беларусь.
Данная совокупность вопросов может быть сгруппирована по определенным блокам или разделам (например, по перечисленным выше основным составляющим государственной идеологии) и представлена с различной степенью детализации.
Рекомендуемая литература
Алексеев, СВ. Идеологические ориентиры России (Основы новой общероссийской национальной идеологии) / СВ. Алексеев, В.А. Каламанов, А.К. Черненко: в 2 т. М., 1998.
Барсаманов, В А. Национальная идеология складывается в процессе нациеобразования / В.А. Барсаманов. М, 1997. № 3.
Горшков, М.К. Государственная идеология и национальная идея / М.К. Горшков // Власть. 1996. № 12.
Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания 2—3 марта 2006 г. Минск, 2006.
Коротченко, ЕЛ. Идеологические аппараты государства / Е.П. Коротченко // Социология: энциклопедия. Минск, 2003.
Мельник, ВА. Государственная идеология и функционирование общества / В.А. Мельник. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. Минск, 2007.
О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003.
Сальников, ВЛ. Государственная идеология и язык закона / В.П. Сальников, СВ. Степашин, Н.И. Хабибулина. СПб., 2001.
Сиземская, И.Н. Идеология — фактор социального консенсуса / И.Н. Сиземская // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1993. № 5.
Тишков, ВА. Забыть о нации (Постнационалистическое понимание национализма) / В.А. Тишков // Вопросы философии. 1998. № 9.
Хабибулин, А.Г. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории / А.Г. Хабибулин, Р.А. Рахимов // Государство и право. 1999. № 3.
Шевченко, В.Н. Идеология / В.Н. Шевченко // Философский словарь. М., 2001.
Шинкарев, В.В. Идеология и государственность / В.В. Шинкарев // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2002. № 6.
Яковлев, А.И. Государственная идеология / А.И. Яковлев. Калуга, 2001.
Примечания
1. В своей знаменитой работе «Политика как призвание и профессия» (1919) М. Вебер отмечает, что дать определение государства «можно, в конечном счете, только исходя из специфически применяемого ими, как всяким политическим союзом, средства — физического насилия». Приведем его аргументацию: «Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и речи, — но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Именно в наше время отношение государства к насилию особенно интимно. В прошлом различным союзам — начиная с рода — физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположенность этому мы должны будем сказать: государство есть такое человеческое сообщество, которое внутри определенной области — «область» включается в признак! — претендует (с успехом) на монополию легитимного [т.е. узаконенного — В.М.] физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство .... Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует». (Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М„ 1990. С. 645-646.). Эти положения немецкого социолога вряд ли кто-нибудь пытался подвергнуть сомнению.
2. Цыганенко, ГЛ. Этимологический словарь русского языка / Г.П. Цыганенко. Киев, 1970. С. 109-110.
3. Тишков, А. Этнология и политика / А. Тишков. М„ 2001. С. 239.
4. Там же. С. 235.
5. См.: Кара-Мурза, С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза. М., 2007; Тишков, А. Этнология и политика С. 238.
6. Сталин, И.В. Сочинения: в 13 т. / И.В. Сталин. М., 1946-1951. Т. 2. С. 296. Кстати будет заметить, что данное определение нации И.В. Сталин практически полностью заимствовал из изданной в 1909 г. на русском языке в Петербурге книги австрийского марксиста Отто Бауэра (1882-1938) «Национальный вопрос и социал-демократия», опустив из него «кровное родство» как еще один, по О. Бауэру, признак нации. (См.: Брошей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М., 1983. С. 209).
7. Кравченко, С.А. Социология: Парадигмы и темы / С.А. Кравченко [и др.]. М., 1997. С. 251.
8. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. М., 1991. С. 35.
9. Кола, Д. Политическая социология / Д. Кола. М., 2001. С. 351.
10. Алексеева, В.А. Национальная идея / В.А. Алексеева // Современный философский словарь/ под ред. В.Е. Кемерова. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск, 1988. С 555.
11. Кола, Д. Политическая социология / Д. Кола. М., 2001. С. 393.
12. Ильин, М.В. Слова и смыслы / М.В. Ильин. М., 1997. С. 200.
Раздел II