Из «стоглава»: о монастырской жизни
В 1550 году по приказу царя Ивана IV Васильевича был разработан новый Судебник — сборник основных законов Русского государства.
Сборник соборных решений, поделенных на сто глав (отсюда «Стоглав»), принятый церковным Собором с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, который заседал в Москве в январе — феврале 1551 г. По названию этого документа Собор был назван Стоглавым.
Вопросы и задания к документу № 26:
1. Как вы думаете, почему царя так интересовали церковные дела?
2.Выделите в тексте явления в церковной и общественной жизни, о которых говорится в документе, и впишите их в таблицу:
Факты | Оценка | Причины |
3. Сформулируйте причины развития церковного ростовщичества. К каким последствиям оно приводило? Какие меры были приняты Собором для ликвидации ростовщичества?
4. Каковы решения Собора относительно монастырских слобод? С чем это связано? К каким последствиям для жизни и занятий горожан привело это решение?
5. Выделите в тексте те отрицательные моменты в жизни церкви, на которые указывает царь. Какие меры ввел Собор для наведения порядка в церкви и достаточно ли их? Какие средства могли предложитьвы?
6. Как решения Собора характеризуют взаимоотношения государства и церкви?
8. О монастырях и иноках.
Некоторые же стригутся [становятся монахами] покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать. А архимандриты и игумены некоторые также власти докупаются, да службы Божий и трапезы и братства не знает, покоят себя в кельи с гостьми. Да племянников своих вмещают в монастырь и доводят всем монастырским. А монастыри тем пустошат, а старых слуг и вкладчиков изводят.
А священники и братия бедные алчны, и жадны, и всячески непокойны, всякими нуждами одержимы. Весь покой монастырский и богатство и всякое изобилие с роды, и с племянники, и с бояры, и с гостьми, и с любимыми друзи истощили.
16. О церковных и о монастырских деньгах.
Еже в росты дают: угодно ли се богови, и что писание о сем глаголет?
Божественное писание и мирянам резоимство возбраняет, нежели церквам Божиим деньги в росты давати, а хлеб в наспы, где то писано во святых правилах?
Отныне, по священным правилам, святителем и всем монастырям деньги давати по своим селам, своим крестьянам, без росту и хлеб без наспу, того для чтобы за ними крестьяне жили и села бы их были не пусты.
Да по грехам бесстрашие вошло в люди в церквах Божиих стоят без страха и в шапках. Якоже на торжищи, или на позори-щи, или на пиру и говор, и ропот, и смрадные словеса.
И пастыри и овцы вкупе заблудиша и погибоша. А попы в церкви всегда пьяны и без страха стоят и бранятся и всякие речи неподобные всегда из уст их исходят. Попы же в церквах бьются и дерутся промеж себя, а в монастырях такое же бесчиние творится.
Митрополия повелела избирати протопопов священников искусных добрых и житием непорочным. Дозирать по все дни по всем церквам священников и дьяконов, чтобы у них было сполна чинно и немятежно.
98. О монастырских слободах.
Слободам всем новым тянуть с государскими людьми во всякое тягло и с судом. А новых слобод не ставить и дворов многих в старых слободах не прибавлять. А с посаду вперед городских людей в слободы не называти и не принимати, разве казаков нетяглых людей.
Царь и великий князь Иван Васильевич Всея Руси приговорил со отцем своим Макарием митрополитом Всея Руси и со своим собором: что впредь архиепископам и епископам, и монастырям вотчин без царева ведома и доклада не покупать ни у кого, а князьям и детям боярским, и всяким людям вотчину без доклада им не продати же: а кто купит или продаст и у тех, кто купит, деньги пропали, а у продавца вотчина, а взять вотчину на государя и великого князя безденежно.
Глоссарий:
резоимство — ростовщичество
наспы — обязанность вернуть хлеб с излишком
слобода — поселение
тягло — повинность в пользу государства.
Документ №27
Из «Никоновской летописи»: о кормлениях.
Вопросы и задания к документу № 27:
1. Вспомните, что такое кормление? О каких последствиях кормлений идет речь в летописном рассказе?
2. Определите причины таких последствий системы кормлений.
3. В чем смысл изменений управления на местах? Какие обязанности царь возложил на своих управляющих?
4. Обоснуйте результаты изменения системы местного управления.
Лета 1555 года. Приговорил царь и великий князь Иван Васильевич о кормлениях и о службе всем.
И вниде [вошел] в слух благочестивому царю, что многие грады и волости пусты учинились, наместники и волостели изо многих лет, презрев страх Божий и государские уставы, много злокозненных на них дел учиниша, и не быша им пастыри и учители, но сотворишася им гонители и разорители.
Повелел царь и государь во городах и волостях разчинить [установить] старосты и сротские со страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтобы рассуждали в разбоях и татьбе.
На грады и волости положити оброки по их промыслам и по землям, те оброки збирать в царскую казну свою дьякам; а бояр, детей боярских и всех воинов достоит [наградит] по отечеству и по дородству, а в городовых в четвертый год, а иных в третий год денежным жалованьем.
Документ №28