Вопрос 3. Политические партии и другие общественные объединения в политической системе общества
В политической системе политические партии играют существенную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.
В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия «политическая партия». В них нередко подчеркивается, что основное назначение партии – участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, принимающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.
В российском Законе «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3).
Главные цели политической партии: а) формирование общественного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов государственной власти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.
Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:
1. это объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства
1. это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства
2. это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру
Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:
а) социального представительства;
б) борьбы за государственную власть;
в) идеологическую;
г) кадровую;
д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;
е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.
Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.
Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древней Греции и Древнем Риме.
Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.
Существующие современные партии разнообразны как по идеологии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.
Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:
1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.
2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.
3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870 - 1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.
Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.
4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые – участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.
Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти.
Согласно Конституции Российской Федерации, «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).
Право на объединение включает в себя следующие правомочия:
1) создавать на добровольной основе общественные объединения;
2) вступать в существующие объединения;
3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;
4) беспрепятственно выходить из любых объединений.
Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т.д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов.
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.
Таким образом, законодательством выделяются следующие признаки общественного объединения:
а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объединение;
б) самоуправление собственными делами, т.е. государство не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает законодательство;
в) некоммерческий характер деятельности, т.е. общественное формирование не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности;
г) инициатива граждан в создании общественного объединения; только граждане или негосударственные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не государственные органы;
д) основа объединения – общность целей и интересов.
В Российской Федерации предусмотрена возможность создания следующих шести видов общественных объединений:
· политические партии
· общественные организации;
· общественные движения;
· общественные фонды;
· общественное учреждение;
· органы общественной самодеятельности.
Рассмотрим данные виды:
· общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (Профсоюзы, союз художников, союз адвокатов, итд.
· общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (Наши, Против наркотиков, Против СПИДА).
· общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели (Поколение, Милосердие,)
· общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (школы, детские сады,)
· орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (домовой комитет, родительский комитет,)
Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица – российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица – общественные объединения. Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет). Для молодежных организаций установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских организаций – 10 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями или участниками общественных объединений.
Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них – право свободы распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность.
Среди обязанностей наиболее значительные – соблюдать законодательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и др. Важное положение содержится в законе о политических партиях – они не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, иностранных организаций и граждан, связанную с избирательной кампанией.
Как уже указывалось, государство не может вмешиваться в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. В то же время государство: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение государственных заказов и др.
Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются государством с участием соответствующих объединений или по согласованию с ними.
В случаях нарушения Конституции Российской Федерации, нарушения прав и интересов граждан, систематического осуществления мероприятий, противоречащих уставу, деятельность общественного объединения может быть по решению суда приостановлена на срок до шести месяцев. Данное приостановление влечет для общественного объединения следующие юридические последствия. Ему запрещается:
организовывать митинги, шествия, демонстрации;
принимать участие в избирательных кампаниях;
иметь СМИ;
использовать банковские вклады, кроме выплат по заработной плате аппарату, и др.
Деятельность общественного объединения может быть прекращена в следующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.