Государственный строй Франции от Первой республики
До Первой империи
Термидорианская реакция и Конституция 1795 г. Пришедшие к власти в результате переворота контрреволюционные круги французской буржуазии, получившие название термидорианцев, первое время были вынуждены сохранять систему государственных органов, созданную якобинцами. При этом сам механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен, отменено чрезвычайное социально-экономическое законодательство якобинцев. Комитет общественного спасения, где заседали теперь участники контрреволюционного заговора, потерял значение правительственного органа. Были упразднены Парижская коммуна – оплот якобинцев, а также революционные комитеты и народные общества. Реорганизован революционный трибунал.
В августе 1795 г. Конвент принял новую Конституцию Франции (известную как Конституция III года республики). Это была громоздкая по форме, многословная (372 статьи) и консервативная по содержанию конституция буржуазии, все более терявшей свою былую революционность.
В Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 г. уже не было статей, проникнутых революционным духом. Основной упор в ней был сделан на закрепление буржуазной морали и увековечение принципов капиталистического общества.
Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала имущественный ценз. Законодательный корпус состоял из Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет).
Исполнительная власть вручалась Директории из 5 членов, избираемых путем тайного голосования Законодательным корпусом. Ежегодно Директория обновлялась на одного члена. Председательствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев.
Ведущую роль в Директории играл Баррас, беспринципный карьерист, который, как и многие другие представители правящей верхушки, откровенно стремился использовать государственную казну для личного обогащения. Разгул спекуляции, не оставившей в стороне и само правительство, ухудшал и без того тяжелое финансовое положение республики. Директория не в состоянии была решить и те политические проблемы, которые стояли перед пришедшей к власти буржуазии: предотвращение опасности монархической, феодальной реставрации, с одной стороны, и предупреждение нового революционного взрыва масс – с другой. Непоследовательность, резкие повороты в политике Директории делали в глазах буржуазии созданный в 1795 г. конституционный режим все более ненадежным.
Переворот Наполеона Бонапарта и Конституция 1799 г. Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. (18 брюмера – по республиканскому календарю) генералом Наполеоном Бонапартом, явился закономерным результатом усиления в конце XVIII в. буржуазной контрреволюции. Особенность нового государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен с помощью армии, которая в условиях политической неустойчивости конституционной системы становилась стержневым элементом буржуазной власти.
По своей сущности диктатура Наполеона не отличалась от правления Директории, но это была новая форма политического господства крупной буржуазии, открыто прибегнувшей к помощи венного режима.
Будучи дальновидным политическим деятелем, Наполеон ясно представлял, что военная диктатура должна быть облечена в конституционные формы. Он понимал также, что переход от коллегиальных республиканских учреждений к режиму личной власти требует промежуточных ступеней и юридического камуфляжа. Взяв в свои руки составление новой конституции, Наполеон предложил такую организацию и “республиканской” государственной власти, которая открывала простор его честолюбивым политическим замыслам.
Новая конституция (Конституция VIII года республики) была утверждена 13 декабря 1799 г. на плебисците, который проводился под полицейским контролем. В конституции при внешнем сохранении республиканского строя закреплялась военная диктатура Наполеона Бонапарта. В отличие от предшествующих конституций в ней не было уже Декларации прав человека и гражданина, ибо бонапартизм не считал уместным само упоминание о свободе и равенстве. Заигрывая с армией, которой отводилась важная роль в создаваемой им политической системе, Наполеон в конституции специально предусматривал установление пенсий для раненых военных, а также для вдов и детей военных, умерших на поле битвы и вследствие ранений (ст. 86).
С чисто демагогическими целями Наполеон отменил крайне непопулярный, откровенно плутократический ценз. По конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе). Члены коммунальных списков в свою очередь в той же пропорции составляли департаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась одна десятая часть граждан “для осуществления национальных функций”. Однако члены этого национального списка рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Наполеон по существу ликвидировал характерную для республиканского строя выборность государственных органов.
Основным стержнем всей конституционной системы являлась правительственная власть, которая формально вручалась коллегии из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. Хотя конституция содержала туманную фразу о выборах консула на 10 лет, она прямо назначала первым консулом “гражданина Бонапарта”, наделяла его особыми функциями и полномочиями, которые он мог временно осуществлять “в случае необходимости, при помощи своих коллег”, т. е. откровенно устанавливала режим личной власти.
Для ослабления возможной аппозиции со стороны законодательной власти Наполеон предусмотрел в конституции своеобразное расщепление законодательного процесса, который осуществлялся рядом органов. Государственный совет по указанию и под руководством правительства составлял и предлагал законопроекты, которые затем поступали в Трибунат. Трибуны имели право обсуждать законопроекты, а затем со своим мнением вносить их в Законодательный корпус. Члены Законодательного корпуса уже не могли обсуждать законопроект (за что получили название “трехсот немых”), а лишь принимали его или отвергали. Утвержденный закон мог быть направлен первым консулом в Охранительный сенат, который одобрял его или отменял как неконституционный. Наконец, закон вновь возвращался к первому консулу, который подписывал и обнародовал его. Вся эта сложная процедура была лишь грубой маскировкой фактического бессилия законодательных органов и их полной зависимости от первого консула.
Первому консулу принадлежало право назначения и смещения членов Государственного совета, министров, послов, офицеров. Он же назначал судей, начиная от мировых и кончая членами кассационного суда.
Конституция 1799 г. отказалась от выборности департаментской и коммунальной администрации. Назначение местных чиновников было отнесено к прерогативе первого консула. Она сделала первый шаг по пути ликвидации республики и восстановления авторитарных и бюрократических методов управления, характерных еще до эпохи абсолютизма.
Первая империя и дальнейшая бюрократизация государственного аппарата. Режим личной власти позволил первому консулу разгромить остатки якобинского движения и обезвредить деятельность роялистов. Бонапарт подготовил необходимый политический климат для окончательного уничтожения республиканского строя. В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бонапарт был объявлен пожизненным консулом. Согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г., ему был присвоен титул императора (Наполеон I).
Таким образом, Франция превратилась в монархию (империю).
Во время Первой империи во Франции окончательно завершился процесс восстановления централизованного и бюрократически организованного государственного аппарата. К концу правления Наполеона I (1814 г.) во Франции было 12 министерств.
Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации. Выборные местные советы имели лишь совещательное значение, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией.
Наполеон включил в систему государственного аппарата и католическую церковь, которая была восстановлена в своих правах. Еще в 1801 г. он подписал с папой римским конкордат, объявивший католицизм религией подавляющего большинства французского народа. Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право назначать на высшие церковные должности. Священники присягали на верность первому консулу, затем императору.