VII. Введение государственного ценового регулирования на товары и услуги на территориях государств-членов
81. Введение государствами-членами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся в том числе чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
82. В качестве временной меры государства-члены могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном законодательством государств-членов.
Общий срок применения предусмотренного настоящим пунктом государственного ценового регулирования по одному виду социально значимого товара на отдельной территории не может превышать 90 календарных дней в течение 1 года. Продление этого срока может осуществляться по согласованию с Комиссией.
83. О введении государственного ценового регулирования, предусмотренного пунктами 81 и 82 настоящего Протокола, государство-член уведомляет Комиссию и другие государства-члены в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
84. Положения пунктов 81 - 83 настоящего Протокола не применяются к государственному ценовому регулированию всех услуг, включая услуги субъектов естественных монополий, а также к сфере государственных закупочных и товарных интервенций.
85. Положения пунктов 81 - 83 настоящего Протокола помимо услуг, перечисленных в пункте 84 настоящего Протокола, не применяются к случаям государственного ценового регулирования на следующие товары:
1) природный газ;
2) сжиженный газ для бытовых нужд;
3) электрическая и тепловая энергия;
4) водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов (минимальная цена);
5) этиловый спирт из пищевого сырья (минимальная цена);
6) топливо твердое, топливо печное;
7) продукция ядерно-энергетического цикла;
8) керосин для бытовых нужд;
9) нефтепродукты;
10) лекарственные препараты;
11) табачные изделия.
86. В случае поступления в Комиссию обращения одного из государств-членов о несогласии с решением другого государства-члена о введении им государственного ценового регулирования, предусмотренного пунктами 81 и 82 настоящего Протокола, Комиссия вправе принять решение о необходимости отмены государственного ценового регулирования в случае наличия оснований, предусмотренных пунктом 87 настоящего Протокола.
87. Решение о необходимости отмены государственного ценового регулирования принимается Комиссией, если данное регулирование приводит или может привести к ограничению конкуренции, в том числе:
созданию барьеров входа на рынок;
сокращению на таком рынке числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц.
При этом государство-член, которое оспаривает решение о введении государственного ценового регулирования другим государством-членом, должно доказать, что цели введения государственного ценового регулирования возможно достичь иным способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
Комиссия принимает решение о наличии или об отсутствии необходимости отмены государственного ценового регулирования в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления в Комиссию обращения, предусмотренного пунктом 86 настоящего Протокола.
88. Комиссия рассматривает обращение государства-члена об оспаривании решения о введении другим государством-членом государственного ценового регулирования в установленном ею порядке.
89. Решение Комиссии о необходимости отмены государственного ценового регулирования, принятое на основании пункта 87 настоящего Протокола, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется в орган государства-члена, принявший решение о введении государственного ценового регулирования, и исполняется в соответствии с законодательством государства-члена, принявшего решение о введении государственного ценового регулирования.
Если государство-член не согласно с решением Комиссии о необходимости отмены государственного ценового регулирования, вопрос выносится на рассмотрение Высшего совета. В этом случае решение Комиссии не подлежит исполнению до его рассмотрения Высшим советом.
Приложение N 20
к Договору о Евразийском
экономическом союзе
ПРОТОКОЛ
О ЕДИНЫХ ПРИНЦИПАХ И ПРАВИЛАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
(в ред. Договора от 10.10.2014,
с изм., внесенными Протоколом от 08.05.2015)
I. Общие положения
1. Настоящий Протокол разработан в соответствии со статьей 78 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) и направлен на создание правовых основ для применения единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств-членов в сферах, указанных в приложении N 1 к настоящему Протоколу.
2. Понятия, используемые в настоящем Протоколе, означают следующее:
"внутренний рынок" - рынок государства-члена, на котором обращаются услуги субъектов естественных монополий;
"доступ к услугам субъектов естественных монополий" - оказание субъектами естественных монополий одного государства-члена услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям другого государства-члена на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства-члена при наличии технической возможности;
"естественная монополия" - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;
"законодательство государств-членов" - национальное законодательство каждого из государств-членов, касающееся сфер естественных монополий;
"национальные органы государств-членов" - органы государства-члена, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;
"оказание услуг" - предоставление услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектом гражданского оборота;
"потребитель" - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;
"субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных законодательством государств-членов;
"сфера естественных монополий" - сфера обращения услуги, законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой потребитель может приобрести услуги субъектов естественных монополий.