Минусы присоединения России к ВТО
Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.
Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).
Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)
Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга.
Некоторые очевидные аргументы «за»
Современная ситуация | Ситуация после присоединения |
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. На ноябрь2004 г. против России применяется около 114 мер дискриминационного характера. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны *. | Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки - снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, ик возможности принудительного исполнения решений. |
Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны, например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями. | Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов. |
Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений. | Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций |
Субъекты Российской Федерации часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам. | В соответствии с нормами ВТО участник должен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России. |
Лоббирование интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. | Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования — Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации. |
Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива. | Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам. |
Интеграция России и других стран СНГ идет крайне медленно, и поставлена под угрозу в связи с присоединением к ВТО Грузии, Киргизии, Молдовы и Армении и намерением присоединиться к ВТО Украины и ряда других стран. | Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельныхслучаях, таможенного союза. |
Некоторые дискуссионные аргументы
Против присоединения | Контраргументы |
Россия лишится возможности защитытоваропроизводителей —тариф будет связан, субсидии ограничены. | Уровень «связывания» тарифа — вопрос переговоров. Скорее всего, удастся добиться среднего уровня «связывания» в 12 % — что выше, чем ожидаемый уровень тарифной защиты после реализации последних решений о «гармонизации». Россия сможет активно применять инструменты селективной защиты секторовот наносящей или угрожающей нанести ущерб недобросовестной конкуренции, которые до сих пор практическине используются. Наконец,в критических случаях Россия сможет выйти из «связывания» тарифа. Что касается субсидий, то запреты касаются главным образом только экспортных субсидий в промышленности(в России практическине предоставляются). Практика селективного субсидированияв последние год-два ограниченадо минимума. Отдельным вопросом является субсидирование аграрного сектора, где все виды субсидирования пока разрешены ВТО. Задачей является согласование разумного уровня таких субсидий для России. |
Россия будет вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальныминтересам. | Это также вопрос переговоров. Ни одинпартнер пока не требует полной либерализации доступа на эти рынки. Кроме того, в проект обязательств России “заложены” некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранной конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги.В настоящее время доступ для иностранных поставщиков ограничен только в 6 секторах услуг.В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступуна конкретный рынок услуг. |
Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, и проводитьсуверенную экономическую политику. | Россия давно не суверенна в принятиирешений. Ее суверенитет ограничивает более 4000 международных договоров,в которых она участвует. Ряд этихдоговоров (Договор к Энергетическойхартии, Соглашение о партнерствеи сотрудничестве с ЕС) содержит, в томчисле через прямую ссылкуна конкретные статьи соглашений ВТО, обязательства, идентичные или сопоставимые с обязательствамиучастников ВТО. С другой стороны, решение ряда важных макроэкономических задач нереально без использования уже накопленного опыта других стран. |
Участие в ВТО приведетк росту расходов федерального бюджета. | Эти расходы не превышают1−2 миллионов долларов в год(членский взнос, расходына содержание аппарата). |
Участие в ВТО потребует серьезных измененийв работе Правительства Российской Федерации. | Это не совсем так — речь идето решении достаточно непростой задачи подготовки квалифицированных госслужащих. |
Очевиден еще один аргумент «за» – скорейшее присоединение России к ВТО будет способствовать улучшению предпринимательского климата в стране, и таким образом росту конкурентоспособности ее экономики
29.Международные организации, занимающиеся экономическими проблемами за пределами ООН. Деятельность Транснациональных корпораций (ТНК). Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Международные организации по урегулированию торговых рынков. Организации регионального сотрудничества. Европейский Союз. Повышение роли СНГ. Таможенный Союз, ЕврАзЭС и инициатива России о создании Евразийского экономического союза.
По определению ООН, ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.
При этом эксперты ООН относят к международно-оперирующим корпорации, которые осуществляют любую производственную и (или) сбытовую деятельность, главное, чтобы их деятельность была вынесена за пределы национального государства. Однако это определение не является исчерпывающим, поскольку не учитывает важнейших признаков этого современного международного хозяйствующего субъекта, отличающего его от других субъектов МЭ и МЭО. Поэтому, прежде чем сформулировать дефиницию ТНК, определим ее основные признаки.
Подразделение ТНК- это относительно самостоятельное предприятие, действующее в экономике этой страны и участвующее в ее внешних экономических связях, ради целей и по направлениям сообразно интересам головной компании.
Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциации компании.
Филиал
Филиалы ТНК отличаются от филиалов других зарубежных компаний (некорпораций) тем, что головная компания на их создание предоставляет свои средства, а национальный бизнесмен создает фирму и регистрирует ее как национальное юридическое лицо, что открывает ему широкие возможности для деятельности в стране и участия в ее внешнеэкономических связях. Финансовые, менеджерские и другие связи филиала с головной компанией более или менее прозрачны, но национальный статус создает ему особо благоприятные условия для его деятельности и обеспечивает для головных компаний ряд преимуществ. Прежде всего это отличное знание местных экономических условий, национального законодательства, практики воздействия государства на частного предпринимателя. Личные связи национальных руководителей и ответственных сотрудников создают возможность вписать их деятельность в рамки и направления государственной политики. В итоге в экономике принимающей страны филиал, будучи внешненациональным, получает возможность действовать как национальный хозяйственный субъект, что позволяет ему сократить в существенном объеме как политические, так и коммерческие риски.
На это же работает стратегия размещения филиалов, обеспечивающая максимальное их приближение к ресурсам(природным, трудовым, менеджерским, технологическим, информационным, финансовым), использование передовых технологий управления филиалами, предоставляющее большую самостоятельность в маркетинге, с одной стороны (что позволяет им быстрее приспособиться к условиям принимающей страны), и концентрацию, централизацию финансовых потоков и управление финансами — с другой. Например, ТНК весьма часто используют дивизионную схему управления филиалами. Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциации компании.
Независимо от типа филиала ТНК — это всегда имманентная часть корпорации, выполняющая в принимающей стране ее функции. Филиалы ТНК создаются в порядке, установленном законодательством принимающей страны.
Водораздел между типами филиалов лежит по линии головной компании. Именно это определяет степень юридической самостоятельности филиала и жесткости контроля со стороны головной компании.
Дочерняя компания
Дочерняя компания является юридическим лицом с собственным балансом. Создание дочерних предприятий — это обеспечение возможности руководства данным филиалом со стороны головной компании. При этом она юридически не отвечает за деятельность дочерней фирмы сверх номинальной цены своего контрольного пакета в ней. Между головным и дочерним предприятиями заключаются любые сделки, отвечающие интересам головной компании. Все прибыли “дочки” могут быть искусственно сосредоточены в головной компании вплоть до частичного или полного ее банкротства. Таким образом ТНК реализует возможности системы участия в капитале, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая головной компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль за громадными капиталами. Как правило, головной компании принадлежит больше половины акций (паев) филиала, а потому она имеет право (и на практике его реализует) осуществлять контроль за его деятельностью, назначать или увольнять большинство членов органов администрации и управления.
Вне ООН влиятельной межправительственной организацией межрегионального характера является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая начала свою деятельность в 1961 г. на базе Организации европейского экономического сотрудничества.Штаб-квартира организации располагается в Париже.
В ОЭСР входят 30 экономически развитых стран, в том числе Венгрия, Греция, Мексика, Польша, Республика Корея, Турция, Чехия и Словакия.
РФ имеет в ОЭСР статус наблюдателя, однако заинтересована в полноправном членстве.