Военная безопасность страны и ее обеспечение
Концептуальный вывод о том, что главные угрозы безопасности России носят преимущественно невоенный характер, ни в коем случае не должны вводить нас в заблуждение относительно благополучного состояния военного аспекта международных отношений и военного компонента национальной безопасности. Даже в самом общем виде оценка положения России в мировом сообществе содержит сдержанную, но реальную характеристику военно-силовых факторов, которые при возрастающем значении экономических, политических, научно-технических и других факторов сохраняют свое значение. На нынешнем зга не становления много пол яр и ого мира по-прежнему сильны рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанных на односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики.
В Концепции национальной безопасности отмечались обозначившиеся позитивные тенденции в этой сфере: «созданы предпосылки для демилитаризации международных отношений», по, следует заметить, что они пока не демилитаризованы; «уменьшилась опасность прямой агрессин против Российской Федерации», но, однако, она не снята. Прошло более десятка лет. Стратегия национальной безопасности констатирует, что «на обеспечение национальных интересов РФ негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов...»[30]. 57
Выводы о создании предпосылок для обеспечения надежной национальной безопасности страны в XXI в. базируются на определенных факторах с учетом наличия у России мощного потенциала ядерных сил. Как отмечал М. Л. Гареев, «в наше время фактором, сдерживающим развязывание новой мировой войны, является ядерное оружие. Поэтому главная ставка заправилами современного мира делается на достижение политических целей двумя путями: первый - проведение подрывных действий, „цветных революций" внутри противостоящих стран, крупномасштабных информационных акций; второй - достижение политических и стратегических целей по частям, в ходе развязанных локальных войн и конфликтов»[31].
При всем значении экономических, политических, дипломатических и иных факторов в реализации национальных интересов важная роль сохраняется и за военной мощью государств. Для России наличие достаточно мощных вооруженных сил является, наряду с политическими и другими мерами, одним из важнейших условий предотвращения агрессии против псе самой и ее союзников. Имея крупные арсеналы ядерною оружия, особенно стратегического, Россия и после распада Советскою Союза остается военной сверхдержавой.
«Основой сдерживания вероломного противника от агрессин остается возможность причинить ему крупный ущерб при любом варианте его действии, даже при попытке нанесения им внезапною обезоруживающего и обезглавливающего удара. Сотни ядерных боеприпасов, доставляемые до цели, наносящие огромные разрушения, ведущие к потерям десятков миллионов человеческих жизней, и обеспечивают эффект сдерживания», - отмечает Л.А. Кокошин. И далее: «Понимание агрессором неотвратимости возмездия, угрозы гибели населения в колоссальных размерах делает любые политические пели, которые могли бы быть поставлены при развертывании такой войны, бессмысленными»[32]. 58
С точки зрения политики безопасности, военная сила рассматривалась как главный ее компонент. Хотя традиционные причины возникновения крупных войн между великими державами (за передел мира, захват колоний, рынков сбыта, источников сырья и т. п.) уходят в прошлое, массы оружия, накопленные в индустриальных странах, таят в себе разнообразные опасности и угрозы, а распространение ядерного оружия стало угрожающим как никогда. Потому вполне справедливо утверждение о том, что такая сложная система, как национальная безопасность, наряду с другими видами безопасности включает и военную как важнейший элемент.
Концепции отмечалась значимость обеспечения безопасности от военных угроз, но при этом речь шла о национальных интересах. Характеризовались угрозы и обозначались меры по обеспечению национальной безопасности в оборонной сфере. На наш взгляд, это не просто замена терминов, а изменение, имеющее более глубокий смысл.
Во-первых, данным изменением в политическом документе еще раз подчеркивается миролюбивый характер военной политики государства, направленный в основном на обеспечение обороны своих интересов 01 посягательств.59
Во-вторых, национальные интересы России в оборонной сфере сформулированы весьма лаконично и не представлены в том виде, как того заслуживают. Более того, в Концепции не просматривалась связь между национальными интересами России во всех сферах и состоянием военной мощи, способностью вооруженных сил быть дополнительным аргументом в международных спорах. Стратегия национальной безопасности отмечает, что на долгосрочную перспективу РФ «будет стремиться выстраивать международные отношении на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств», но при этом в сфере международной безопасности «сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов «щиты государственного суверенитета и национальных интересов».
Поэтому следует согласиться, что используемое понятие «оборонная сфера» по своему смысловому значению включает более широкий круг проблем, чем собственно подготовка военной силы для обороны страны. В-третьих, используемое понятие «оборонная сфера» в значительной мере отражает изменение функций военной силы.
Догматы силы складывались на протяжении всей истории, и фрагментарно ИХ можно представить в следующем виде:
- война, насилие - извечные спутники человечества;
- война - продолжение политики, ее средство:
- каждое государство должно готовиться к войне, т. к. мир - лишь кратковременная передышка между войнами;
необходимо добиваться максимальною превосходства над потенциальными врагами уже в мирное время, так как только страх перед превосходящей силой может обезопасить страну перед aагрессией;
- чем больше у страны оружия и лучше его качество, тем надежнее безопасность, и полому все силы и средства следует отдавать военной сфере;
- гонка вооружений - закон; разоружение- миф;60
- цель войны - завоевание чужих территорий, передел владений, перекройка границ, ограбление побежденных, утверждение собственной идеологии или догматов веры - оправдывает средства.
Современная разрушительная мощь оружия делает воины все более бессмысленными, а иену войны неизмеримо высокой во всех отношениях. Это утверждение касается и «внутренних войн», при которых использование силы в гражданских войнах, переворотах, столкновениях наносит материальный и морально-психологический ущерб значительно более высокий, чем предполагаемая выгода.
В настоящее время та функция военной силы, которая считалась Главной, т. е. полная победа в крупных войнах, не может быть реализована. и основное предназначение ее состоит в так называемых «непрямых» функциях. Это такие функции военной силы, как: борьба с терроризмом, организованной преступностью: демонстрация военного присутствия п оказание военной) давления: наказание агрессора.
Важной функцией военной силы в современных условиях является содействие политической и военной стабильности. Военная сила проявляет в этом случае свою способность оказывать стабилизирующее воздействие на политические структуры, стихию политических процессов современного мира. В этом отношении военная сила может выступать элементом безопасности как на региональном, так и на глобальном уровне. Также весьма значима функция содействия политики в предотвращении войн н конфликтов, т. к. сдерживающий силовой компонент в политике был п остается влиятельным фактором международных отношений.
Такой сложный комплекс функций военной силы подтверждает наметившуюся тенденцию возрастания роли «небоевых» форм противоборства в войнах и вооруженных конфликтах. Появляется понятие «нетрадиционные войны»особые явления общественной жизни, представляющие собой активное противоборство сторон с использованием небоевых средств насилия во имя достижения решительных политических, Экономических или иных целей, приводящие к глубоким изменениям в ЖИЗНИ участников такою противоборства.[33] 61
Вместе с тем, процесс подготовки и ведения обычной и нетрадиционной войн во многом схожи: стороны заблаговременно разрабатывают планы ведения войны, создают органы управления, формируют специальные силы, накапливают необходимые средства, готовят войска к практическому применению и т. д. Основной функцией военной силы по-прежнему выступает национальная безопасность и оборона. Даже самая миролюбивая политика не имеет неопровержимых аргументов, способных убеждать в том, что изменившаяся обстановка не потребует использования силового механизма. Именно эта неопределенность и требует сохранения и постоянной модернизации военной силы.
Концепция отмечала, что «национальные интересы в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств», и требуют концентрации усилий государе та и общества на планомерном военном строительстве. Стратегия национальной безопасности стратегические цеди совершенствования национальной обороны видит в «предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны».
Главным субъектом обеспечения военной безопасности, равно как и других элементов национальной безопасности, является государство, которое разрабатывает и осуществляет военную политику, Содержи'! вооруженные силы, принимает решение но их применению. 62
Проявление военной безопасности имеет два аспекта. Первый военная безопасность заключается в способности государства не допустить войны против себя путем угрозы применения военной силы или другим се использованием. Второй военная безопасность проявляется в способности государства отстоять независимость и суверенитет нации в войне, если ее не удалось избежать.
Роль военной безопасности прямо связана со степенью угрозы, которая зависит от множества условий и обстоятельств, определяющих характер и состояние противоречий как внутри государства, так и между странами, В этом смысле под военной безопасностью понимается такое состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внутренних и. в первую очередь, внешних угроз, при которых вероятность вооруженного насилия ничтожна или отсутствует совсем. Именно так определяет военную безопасность Военная доктрина РФ. В военной безопасности сфокусированы материальные и духовные затраты народа на оснащение вооруженных сил, боевая выучка и дисциплина военнослужащих, искусство командною состава в управлении подчиненными и др.
Цели военной безопасности достигаются комплексом военных средств, который включает обороноспособность (военную мощь) государства и прежде всего боеспособность (боевую мощь), количество и качество резервов.
Под военной мощью понимается совокупность материальных и духовных возможностей государства, которые могут быть использованы им для ведения войны, а также с целью решения других задач во внутренней и внешней политике с применением вооруженных сил. В структуре военной мощи выделяют экономический, научный, морально-политический, социальный и собственно военный потенциал. 63
Экономический потенциал - это экономические возможности государства по обеспечению различных погребное гей общества, а также по производству всего необходимого на случай войны.
Возможности науки в решении гражданских и военных задач, стоящих перед обществом, представляют научный потенциал.
Социальный потенциал - это сложившаяся социальная структура общества, обусловливающая степень сто прочности и функционирование всех сфер, в том числе и военной.
Степень духовной готовности народа к решению стоящих перед обществом задач, в том числе и военных, характеризует морально-политический потенциал.
Военный потенциал - это способность государства содержать, совершенствовать и использован, вооруженные силы. Каждый из основных потенциалов, кроме собственно военного, содержит в себе часть, которая непосредственно связана с военной сферой, что находит отражение в таких понятиях, как «военно-политический потенциал», «военно-научный потенциал», «морально-политический потенциал», «военно-социальный потенциал».
Для предотвращения воины и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдаст предпочтение невоенным средствам. Но пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы страны требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи.
Непосредственно военная мощь воплощается в вооруженных силах государства, т.е. обороноспособность страны неразрывно связана с боевой мощью и боевой готовностью вооруженных сил.[34]
Численность и качество личного состава, количество и качество оружия и военной техники, наличие и состояние элементов военной инфраструктуры, уровень развития военно-теоретической мысли составляет боевую мощь вооруженных сил. Главным показателем мощи вооруженных сил выступает их постоянная боевая готовность.
Боевая готовность вооруженных сил, качественный и количественный состав армии и флота, их боевые возможности составляют основу обороноспособности государства и, в конечном счете, определяют их поенную безопасность. Но, как показывает история, обороноспособность страны во многом зависит и от уровня развития экономики, культуры, патриотизма парода, его готовности к защите родины. Только совокупностью мер можно предотвратить реальную военную опасность.
Под военной опасностью в Военной доктрине понимается «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы».[35] Такими факторами могут быть начало подготовки общественного мнения средствами массовой информации, создание военного союза, экономические и политические санкции, усиление разведывательной деятельности, демонстрация военной силы и т.д. 65
Существует ли сегодня военная опасность для России? Текст стратегии национальной безопасности содержит целый перечень угроз военной безопасности в современных условиях: «политика ряда ведущих стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и другим высокотехнологичных средств веления вооруженной борьбы, стратегических вооружении в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологии, производство оружия массового уничтожения либо компонентов и средств доставки».
Военная опасность, как и всякая другая, предполагает наличие мер безопасности. К ним относится приостановление или уменьшение военной опасности путем воздействия на источник се причин политическими средствами. В случае недостаточности принимаемых мер по предотвращению военной опасности она перерастает в непосредственную угрозу.[36]
Военная угроза, как отмечено в Военной доктрине, - это «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций в применению военной силы (вооруженному насилию)». Военная угроза[37] проявляется в случае подкрепления агрессивных политических намерений соответствующими поенными возможностями или стремлениями приобрести такие возможности. 66
С появлением военной yi-розы наступает угрожающий период, который характеризуется усиливающейся активностью средств массовой информации по обработке общественного мнения. Готовится почва для действий «пятой колонны», среди населения противника нагнетается массовый психоз, формируется атмосфера безысходности, подрывается доверие граждан к своему правительству.
Все это сопровождается действиями, содержание которых позволяем судить о сроках перехода от угрозы к непосредственному применению Оружия. Последующее развитие военной угрозы может привести к вооруженному инциденту, а затем перерасти в военный конфликт. Военная угроза может сразу перерасти в крупную агрессию с применением армии и флота.[38]
Особое внимание в Концепции национальной безопасности уделялось своевременному обнаружению угроз и определению их источников, что достигалось непрерывным отслеживанием, при координирующей роли службы внешней разведки РФ, политических, военных, экономических, информационных, технологических, социальных и иных внешних угроз, которые влияют на национальную безопасность РФ, на состояние п боевую готовность ее Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов. В нынешней ситуации с большей долей вероятности можно утверждать, что, несмотря на возрастание геополитической нестабильности, военная опасность для России не дошла до отметки военной угрозы. Цели раньше считалось, что нашим вероятным противником является чуть ли не весь мир, то теперь часто впадают в другую крайность: у нас нет вероятных противников и быть нс может, а все бывшие противники - друзья. Военная угроза национальным интересам России существует и вряд ли в ближайшее время исчезнет.67
Этот вывод содержался в Концепции национальной безопасности РФ, где подчеркивалось, что угроза крупномасштабной агрессии против пашен страны в обозримом будущем практически отсутствует, но попытки силового соперничества не исключаются. Не потерял своей актуальности и содержащийся в Концепции вывод о том, что «наиболее реальную угрозу для России в оборонной сфере представляю г существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы».
Военная доктрина отмечает, что «несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлении военные опасности Российской Федерации усиливаются».
Основными внешними опасностями в оборонной сфере Военная доктрина РФ определяет: стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права и путем расширения блока приблизить военную инфраструктуру к российской границе; попытки дестабилизировать обстановку в отдельных странах и регионах и подорвать стратегическую стабильность; развертывание воинских контингентов иностранных государств на территориях сопредельных с Россией стран; создание и развертывание систем противоракетной обороны, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточною оружия; территориальные претензии к России и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; распространение оружия массового поражения; нарушение отдельными государствами международных договоренностей и несоблюдение ранее заключенных договоров по ограничению и сокращению вооружений; применение военной силы в нарушение норм международного права и эскалация вооруженных конфликтов па сопредельных России территориях; распространение международного терроризма; возникновение очагов межнациональной (межконфесспональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе РФ, а также территориальные противоречия, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира. 68
Попытки насильственного изменения конституционного строя, подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности страны, дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры страны - основные внутренние военные опасности.
В Военной доктрине РФ содержится перечень основных военных угроз. Это резкое обострение военно-политической обстановки и создание условий для применения военной силы; воспрепятствование работе систем государственного и военного управления, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов; деятельность на территории страны пли на территории союзников незаконных вооруженных формирований; демонстрация военной силы в ходе проведения учений на сопредельной территории или па территории союзников с провокационными целями; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств с проведением частичной пли полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени. 69
Характер угроз требует уточнения задач Вооруженных сил РФ, Других войск, воинских формирований и органов, оптимизации их структуры и состава, расширение их профессионального ядра, совершенствования правовой основы и механизма планирования военного строительства, разработки современных подходов его обеспечения.
Современное состояние международных отношений показывает, что избавиться от войн, военных конфликтов, военных угроз и источников военной опасности в обозримом будущем невозможно.
В среднесрочной перспективе главной задачей укрепления национальной обороны является, как отмечено в Стратегии национальной безопасное т. переход к новому облику Сооруженных сил с сохранением потенциала стратегических ядерных сил и счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил.
Обеспечению военной безопасности государства служит развитие системы двух- и многосторонних договоренностей об отказе от силовой политики и исключение применения военной силы пли угрозы се применения; совершенствование существующих и создание новых эффективных международных механизмов контроля над распространением оружия массового поражения и средств его доставки; развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами в военной области; расширение мер доверия в военной области, включающих обмен информацией военного характера на взаимной основе, координацию военных доктрин и планов военного строительства с союзниками и партнерами. К обеспечению военной безопасности следует также отнести такие направления деятельности, как вхождение России в международные структуры безопасности пли установление с ними сотрудничества, урегулирование статуса российских войск, военных баз и объектов на территории других стран и др. 70
В период становления и укрепления российской государственности возникают серьезные внутренние конфликты, способные привести к вооруженным столкновениям, вплоть до развязывания гражданской войны. Обстановка может потребовать решительных профессиональных и законных действий с целью локализации очагов напряженности и разрешения назревших противоречий. Для этого в системе средств безопасности России должны быть предусмотрены специальные структуры, которые смогут вести борьбу с преступностью, обеспечивать защиту личности, общества и государства от преступных посягательств силовыми методами. Приоритет в решении задач по предотвращению и Парированию внутренних угроз принадлежит Министерству внутренних дел, Федеральной службе безопасности. Министерству но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Они имеют соответствующие силы, средства и органы, способные выполнять специальные задачи.
К сожалению, сегодня потенциальная угроза и актуальное насилие являются сильнодействующими факторами, а часто решающими аргументами в политической борьбе.
Пока установка на насилие числится в ряду приоритетных, наивно рассчитывать на безопасность. Поэтому вполне закономерен вопрос о том, в каких условиях оправдано и возможно применение вооруженного насилия для обеспечения национальной безопасности. Показателем здесь может служить, с одной стороны, иерархия национальных ценностей, а с другой, размер допустимой платы за ущерб, который может быть нанесен при их защите.
Применение вооруженного насилия (допускаемое, хотя и не прилагаемое) при защите жизненно важных национальных интересов с использованием всех имеющихся государстве сия и средств. 71
Эти интересы связаны с сохранением, приумножением и защитой национальных интересов, потеря которых ставит пол сомнение идентификацию и, в конечном счете, само существование народа. Это суверенитет, государственная и территориальная целостность, эффективная система обороны и безопасности. Для защиты важных национальных интересов допускается ограниченное применение вооруженного насилия, в рамках правового поля. К их числу относятся те интересы, которые связаны с реализацией прав и свобод человека, сохранением материального и духовного состояния государства, обеспечением общественной безопасности, предотвращением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности, поддержанием международной стабильности, региональной и глобальной безопасности.
Применение вооруженного насилия, не допускаемое при saiuumt' групп интересов, которые имеют общегосударственный, общенациональный масштаб и коррелирующей с теми или иными национальными ценностями. Это группа национальных интересов включает в себя интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий для устойчивого социально-' экономического и духовного развития страны, гражданского мира и согласия, реализации принципов социальной справедливости; с формированием уважения к национальной истории, культуре и традициям государства, с сохранением и защитой окружающей среды; утверждением равноправного сотрудничества и добрососедства с зарубежными странами.
В Концепции национальной безопасности формулировались принципы, определяющие возможность применения военной силы для обеспечения национальной безопасности:
- право на применение всех сил и средств, включая ядерное оружие, в случае, если в результате агрессин создана угроза существования России как суверенно независимого государства; 72
- решительное, последовательное и планомерное применение вооруженных сил, вплоть до создания выгодных для России условий заключения мира;
- применение вооруженных сил в условиях, когда все другие невоенные меры исчерпаны или оказались неэффективными, исключительно па законной основе;
- недопущение применения военной силы против мирных граждан и для достижения политических целей;
- участие вооруженных сил в войнах и вооруженных конфликтах для решения задач военно-политических и военно-стратегических задач, отвечающих национальным интересам России и ее союзническим обязательствам.
В Военной доктрине зафиксирована правомерность применения военной силы РФ для отражения агрессии против нее и союзников, полдержания (восстановления мира по решению Совета Безопасности ООН и других структур коллективной безопасности), а также для защиты своих граждан за рубежом в соответствии с нормами международного нрава.
Подготовка личности, общества, государства к защите от внешних и внутренних военных опасностей и угроз к обеспечению безопасности -многогранная проблема, обеспечиваемая целой совокупностью средств.
Социально-политическое обеспечение военной безопасности представляет собой комплекс скоординированных, взаимосогласованных актов и практических мер государственной деятельное]и. проводимых в различных сферах и направленных на всестороннюю подготовку личности и общества к защите жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. К ним относится:
- создание и совершенствование правовых основ обеспечения военной безопасности; 73
- совершенствование механизма формирования военной политики, обеспечивающего государственный контроль за прнятием и выполнением военно-политических решений;
- обеспечение требуемой укомплектованности войск с учетом демографических факторов;
- обеспечение социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, а также лиц, уволенных с военной службы;
- осуществление комплекса мер по повышению престижа военной службы;
- создание и совершенствование системы патриотического воспитания и допризывной подготовки;
- формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества;
- создание и совершенствование системы воспитания военнослужащих;
- взаимодействие органов управления с государственными органами, общественными и религиозными организациями;
недопущение пропаганды насилия и войны;
- запрещение деятельности в вооруженных силах политических партий, политических движений и организаций;
- информационное обеспечение военнослужащих, открытость во взаимоотношениях с общественностью.
Следует иметь в виду, что военные средства безопасности нашей страны не имеют других задач, кроме как обеспечение мирных условии для строительства нового общества, сдерживание и, в случае необходимости, отражения агрессивных нападений.
Реальность, к сожалению, такова, что, призывая все страны решать спорные вопросы политическими средствами, не следует рассчитывать, что средства вооруженного насилия отодвинутся на второй план. Пока военные аспекты противоборства в мире достаточно популярны и иногда превалируют. 74
Именно поэтому Военная доктрина определяет задачи Вооруженных сил для различных периодов военной угрозы.
В мирное время основными задачами Вооруженных сил и других войск являются:
- защита суверенитета, целостности и неприкосновенности
территории страны;
- стратегическое сдерживание, предотвращение военных конфликтов;
поддержание стратегических ядерных сил на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск о военных опасностях и военных угрозах;
- поддержание способности Вооруженных сил к заблаговременному развертыванию группировок на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;
обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов РФ и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;
развертывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооруженных сил;
- охрана важных государственных и военных объектов, объектов па коммуникациях и специальных грузов;
- оперативное оборудование территории страны и подготовка коммуникаций в целях обороны; 75
- защита граждан РФ за пределами страны от вооруженного нападения на них;
- участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;
- обеспечение безопасности экономической деятельности страны в Мировом океане, безопасности судоходства;
- борьба с терроризмом, пиратством:
- подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;
- участие в охране общественного порядка, обеспечении режима чрезвычайного положения, обеспечении общественной безопасности, в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- восстановление объектов специального назначения. В период непосредственной угрозы агрессин основные задачи Вооруженных сил и других войск сводятся к осуществлению комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессин и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания: поддержанию потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности; участию в обеспечении режима военного положения; осуществлению мероприятий по территориальной обороне, а также выполнению мероприятий гражданской обороны; выполнению международных обязательств по коллективной обороне, отражению или предотвращению в соответствии с нормами международного права вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой. 76
Основными задачами Вооруженных сил и других войск в военное время являются отражение агрессии против России и ее союзников, нанесение поражения войскам агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и ее союзников.
Обеспечить безопасность возможно комплексом сил. средств и способов, соответствующих характеру и масштабам существующих yipoj. В нынешних условиях политические, экономические, экологические, военные и другие средства зашиты России значительно отстают от потребностей, вызванных современными опасностями.
30 ноября 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев в традиционном Послании Федеральному собранию изложил свою позицию по основным направлениям развития экономики, социальной сферы, политической системы страны, вопросам безопасности и обороны. Он отметил, что развитие нашего государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны. Взят курс на глубокую модернизацию Вооруженных сил, на проведение в них системных, значимых преобразований. Обновлен боевой состав Вооруженных сил. система боеготовности, управления и материально-технического обеспечения войск. Вновь регулярными и, что немаловажно, масштабными стали наши боевые учения. Сформированы четыре военных округа вместо шести. В рамках Госпрограммы вооружения до 2020 г. войска оснащаются современной техникой.
В Послании Президента обозначены четыре задачи, которые предстоит решить:77
1. В 2011 году особое внимание нужно уделить укреплению воздушно-космической обороны страны, объединить существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, которые должны действовать под единым управлением стратегического командования.