Правовой режим мелиорированных земель
Согласно статье 4 Закона Республики Беларусь «О мелиорации земель» осуществление мелиоративных мероприятий основывается на следующих принципах:
• государственное регулирование и управление в области мелиорации земель;
• государственный учёт мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
• обеспечение экологической безопасности при проведении мелиоративных мероприятий;
• научная, техническая, экономическая и экологическая обоснованность проведения мелиоративных мероприятий;
• использование новейших технологий при строительстве и эксплуатации (обслуживании) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
• сохранение и рациональное использование торфяных почв сельскохозяйственных земель;
• сохранение и повышение продуктивности земель;
• соблюдение при проведении мелиорации земель прав и законных интересов пользователей мелиоративных систем и иных лиц;
• участие граждан в рассмотрении вопросов, затрагивающих их права и законные интересы, связанных с мелиорацией земель.
Государственное регулирование и управление в области мелиорации земель осуществляются Президентом Республики Беларусь, Правительством, Минсельхозпродом, Минлесхозом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами в пределах их компетенции, определённой законодательством.
Правомочия Президента Республики Беларусь в данной сфере общественных отношений закреплены в статье 6 Закона «О мелиорации земель», в соответствии с которой Глава государства:
– определяет основные направления единой государственной политики в области мелиорации земель;
– утверждает государственные программы по мелиорации земель, если иное не установлено законодательными актами;
– осуществляет иные полномочия в данной сфере в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законами.
Так, реализуя свои полномочия в данной сфере в целях совершенствования управления мелиоративным комплексом республики, обеспечения сохранности мелиорированных земель и повышения эффективности их использования Президент Республики Беларусь своим Указом от 12 марта 2001 г. № 130 «О совершенствовании управления мелиоративным комплексом Республики Беларусь» определил правовой статус и основные задачи находящегося в ведении Минсельхозпрода Белорусского государственного концерна по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Белмелиоводхоз» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 28. – 1/2465]. Указом Президента от 2 октября 2002 г. № 502 «О некоторых вопросах управления мелиоративным комплексом» безвозмездно переданы из республиканской собственности в коммунальную собственность областей 142 мелиоративные организации и акции 36 открытых акционерных обществ, находящихся в управлении Белорусского государственного концерна по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйстенных систем «Белмелиоводхоз» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 113. – 1/4055; 2011. – № 46. – 1/12496].
Совет Министров Республики Беларусь в области мелиорации земель:
– обеспечивает реализацию основных направлений единой государственной политики в области мелиорации земель;
– обеспечивает разработку и реализацию государственных программ по мелиорации земель;
– утверждает правила эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
– утверждает формы паспортов мелиоративных систем, технических паспортов гидротехнических сооружений, ведомостей и реестров мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, порядок ведения государственного учёта мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
– утверждает формы примерных договоров на проведение мелиоративных мероприятий и оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
– осуществляет иные полномочия в данной сфере в соответствии с Конституцией, актами Президента Республики Беларусь и законами.
Полномочия республиканских органов государственного управления в области мелиорации земель определяются статьёй 8 Закона «О мелиорации земель». Так, Минсельхозпрод в данной сфере общественных отношений реализует единую государственную политику, в том числе научно-техническую; разрабатывает и реализует государственные программы по мелиорации земель; разрабатывает и принимает нормативные правовые акты; разрабатывает и утверждает (вводит в действие) технические нормативные правовые акты; организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; ведёт государственный учёт мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; устанавливает по согласованию с Минлесхозом и Минархитектуры порядок разработки и утверждения проектной документации по мелиорации земель; устанавливает по согласованию с Минлесхозом порядок проведения инвентаризации и обследования мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, формы актов инвентаризации, обследования, ведомостей технического состояния мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; утверждает по согласованию с Минлесхозом ежегодные планы работ по строительству, эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; осуществляет международное сотрудничество и др.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. «О структуре Правительства Республики Беларусь» в структуре Минсельхозпрода образован Департамент по мелиорации и водному хозяйству [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 74. – 1/7567; 2011. – № 93. – 1/12765]. Согласно Положению, утверждённому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867 [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 78. – 5/34078], указанный Департамент наделён государственно-властными полномочиями и осуществляет специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в области мелиорации, водного хозяйства и рыбохозяйственной деятельности. Департамент имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь, своим наименованием и наименованием Минсельхозпрода, а также иные печати и штампы. Основными задачами Департамента являются:
– проведение единой государственной политики, в том числе научно-технической, в области мелиорации земель, проектирования, строительства и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем, объектов водного хозяйства сельскохозяйственного назначения, в рыбохозяйственной деятельности;
– государственный надзор за проведением мелиоративных мероприятий;
– обеспечение выполнения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемых в соответствии с актами законодательства.
В соответствии с возложенными на него задачами Департамент по мелиорации и водному хозяйству:
– принимает участие в разработке проектов государственных программ по развитию мелиорации, водного хозяйства, осуществляет реализацию государственных программ и подготовку проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов в этих областях;
– организует работу по созданию оптимального водного режима на мелиорированных землях, предотвращению деградации построенных водотоков и водоёмов мелиоративных и водохозяйственных систем, их ремонт и эксплуатацию;
– вносит в установленном порядке предложения о разработке регламентов технической и безопасной эксплуатации созданных водохозяйственных комплексов и объектов, мелиоративных и водных систем, гидротехнических сооружений сельскохозяйственного назначения;
– во взаимодействии с другими государственными органами разрабатывает и организует выполнение комплексной механизации мелиоративных и водохозяйственных систем, обеспечение их работоспособности, предотвращение затопления сельскохозяйственных угодий;
– выполняет функции государственного заказчика на водохозяйственные, мелиоративные, гидротехнические работы, финансируемые за счёт средств республиканского бюджета;
– разрабатывает предложения о совершенствовании экономического механизма при использовании водохозяйственных комплексов, мелиорированных земель, выполнении строительных и ремонтно-эксплуатационных работ на водохозяйственных и мелиоративных объектах сельскохозяйственного назначения;
– участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации объектов мелиорации, водного хозяйства;
– ведёт государственный учёт мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, осуществляет организацию и проведение учёта рыбных ресурсов, участие в ведении государственного кадастра и мониторинга животного мира и др.
Помимо отмеченных выше полномочий в области мелиорации земель Минлесхоз принимает участие в разработке и реализации государственных программ по мелиорации земель, организует проведение экологомелиоративного мониторинга мелиорированных лесных земель и др.
На местные Советы депутатов законодательством возложено утверждение региональных программ по мелиорации земель и осуществление контроля за их реализацией, а также участие в реализации государственных программ в данной области.
Местные исполнительные и распорядительные органы в области мелиорации земель:
– обеспечивают разработку и реализацию региональных программ по мелиорации земель;
– принимают участие в разработке и реализации государственных программ по мелиорации земель;
– разрабатывают ежегодные планы работ по строительству, эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
– ведут государственный учёт мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в пределах соответствующей административно-территориальной единицы и др.
Право собственности на межхозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, имеющие межхозяйственное значение, а также внутрихозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения (далее мелиоративные системы), строительство которых осуществлялось за счёт средств республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц, принадлежит исключительно государству. Вместе с тем, как установлено статьёй 3 Закона Республики Беларусь «О мелиорации земель», внутрихозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в государственной или частной собственности.
Согласно законодательству, эксплуатация и обслуживание мелиоративных систем осуществляются пользователями мелиоративных систем или организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем на основании договора на оказание услуг в данной области в соответствии с правилами эксплуатации данных объектов, техническими нормативными правовыми актами и проектами мелиорации земель. Форма примерного договора на оказание услуг по эксплуатации мелиоративных систем, а также правила их эксплуатации утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды определены требования в данной области при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Так, согласно статье 42 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (в ред. Закона от 17 июля 2002 г.), при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений юридические лица и индивидуальные предприниматели должны принимать меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель (включая почвы), лесов, объектов растительного и животного мира, а также предупреждению иного вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем.
В связи с этим Законом «О мелиорации земель» введены ограничения и запреты на хозяйственную и иную деятельность на мелиоративных либо мелиорированных землях. Так, размещение и строительство зданий и сооружений на этих землях, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности не должны ухудшать водный, воздушный, тепловой, питательный режимы почв, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем и сооружений. Размещение и строительство не связанных с мелиорацией земель зданий и сооружений на указанных землях осуществляются только по согласованию с пользователями мелиоративных систем и организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем.
Согласно статье 21 Закона «О мелиорации земель», на введённых в эксплуатацию объектах мелиорации земель запрещается:
• ухудшать водный, воздушный, тепловой и питательный режимы почв;
• устраивать перемычки, скотопрогоны и другие устройства на каналах без согласования с пользователями мелиоративных систем и организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем;
• распахивать земли ближе 2 м от начала откоса канала на водоприёмниках и магистральных каналах и 1 м от начала откоса канала на коллекторах и осушителях;
• пасти скот по откосам и бермам каналов, плотин и дамб;
• самовольно устраивать водозаборы из мелиоративных каналов, водохранилищ и прудов;
• самовольно открывать и закрывать затворы гидротехнических сооружений;
• провозить негабаритные грузы по проезжей части плотин, дамб и иных гидротехнических сооружений;
• вести ближе 200 м от плотин, дамб и других гидротехнических сооружений земляные работы, добычу полезных ископаемых открытым способом без согласования с пользователями мелиоративных систем и организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем;
• разжигать костры, осуществлять выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков;
• складировать строительные материалы, камни, корчи и другие предметы, а также размещать отходы на откосах и берегах каналов.
В целом же проведение мелиорации земель запрещается на территории заповедников и национальных парков; на участках недр, на которых расположены месторождения торфа с повышенным содержанием битума и низкой степени разложения; на торфяных месторождениях в местах произрастания дикорастущих ягод, лекарственного растительного сырья и иных дикорастущих хозяйственно ценных растений, в местах их заготовки, в лесах первой и частично второй группы, на путях миграции диких животных, на верховых болотах и др. Запрещается также проведение гидротехнической, культуртехнической и химической мелиорации на торфяных месторождениях, расположенных в истоках и устьях водотоков.
Запреты и ограничения на проведение отдельных типов или видов мелиорации земель могут устанавливаться в местах обитания диких животных и произрастания редких видов растений, включённых в Красную книгу Республики Беларусь, и видов, подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь.
Проведение мелиорации земель в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов может быть запрещено или ограничено в соответствии с законодательством об охране и использовании вод, если это не согласуется с правовым режимом охраны и использования водных объектов.
Мониторинг мелиорированных земель является составной частью мониторинга земель и осуществляется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. В рамках ведения государственного земельного кадастра и в соответствии с законодательством об охране и использовании земель осуществляется учёт мелиорированных земель.
Законодательством определяются требования к эксплуатации, обслуживанию и использованию мелиоративных систем. Так, согласно статье 28 Закона «О мелиорации земель», пользователи мелиоративных систем и организации по строительству и эксплуатации мелиоративных систем обязаны выполнять следующие требования:
– соблюдать законодательство в области мелиорации земель, в том числе требования технических нормативных правовых актов;
– вести учёт мелиоративных систем;
– эксплуатировать и использовать мелиоративные системы в соответствии с правилами и договорами их эксплуатации;
– не допускать нарушения прав и законных интересов других лиц при эксплуатации и использовании мелиоративных систем.
Кроме того, пользователи мелиоративных систем обязаны проводить агротехнические и другие работы способами, предотвращающими эрозию почв, повреждение и уничтожение мелиоративных систем, загрязнение почв, вод и других природных объектов.
Контроль (надзор) в области мелиорации земель осуществляется в соответствии с законодательством. Полномочия органов, осуществляющих контроль (надзор) в области использования земель, в том числе мелиорированных, закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 253. – 1/11062; 2010. – № 66. – 1/11477].
Лица, виновные в нарушении законодательства в области мелиорации земель, несут ответственность, установленную законодательными актами. Так, в соответствии со статьёй 15.15 КоАП невыполнение требований по эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений влечёт наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин. В соответствии со статьёй 265 Уголовного кодекса нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, консервации, демонтаже, сносе или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов лицом, ответственным за их соблюдение, повлёкшее по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения. То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления указанных выше последствий, наказывается штрафом или лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
При этом привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства в данной области не освобождает их от обязанности возмещения вреда, причинённого пользователям мелиоративных систем и иным лицам.
Вред, причинённый пользователям мелиоративных систем и иным лицам, подлежит возмещению добровольно или по решению суда лицом, его причинившим, в порядке, установленном законодательством. Споры в области мелиорации земель разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Правовые основы охраны и рационального использования земель, в том числе мелиорированных, закреплены законодательством об охране и использовании земель, Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О мелиорации земель», Государственной программой сохранения и использования мелиорированных земель на 2011–2015 гг., утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2010 г. № 1262, и другими актами законодательства.
Так, основными задачами Государственной программы сохранения и использования мелиорированных земель на 2011–2015 гг. в области охраны почв и земель являются защита от эрозии, затопления и подтопления, загрязнения животноводческими стоками, восстановление ранее созданного потенциала осушенных земель и его увеличение, сохранение природно-ресурсного потенциала агроландшафтов и его использование в системе сельскохозяйственного производства, повышение продуктивности мелиорированных земель, их устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды, разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий выполнения работ, связанных с повышением почвенного плодородия.
В ходе реализации мероприятий Государственной программы сохранения и использования мелиорированных земель на 2011–2015 гг. охрана почв и земель будет достигаться путём:
– совершенствования технических возможностей существующих мелиоративных систем, применения новейших методов и современных технологий, мировой практики при проведении реконструкции и восстановлении мелиоративных систем;
– замены простейших самотечных осушительных систем осушительно-увлажнительными системами на базе закрытого дренажа с гарантированным водоисточником;
– сохранения защитных лесных насаждений и устройства лесных полос;
– поддержания оптимального для растений гидрологического режима с помощью управления водорегулирующими сооружениями;
– своевременного выполнения ремонта, реконструкции износившихся мелиоративных систем и элементов, обеспечивающих их надёжное функционирование.
После проведения мелиоративных мероприятий сохранению почв и мелиорированных земель будут способствовать:
– внедрение зональной специализации использования мелиорированных земель;
– проведение пользователями мелиоративных систем комплекса агромелиоративных работ;
– совершенствование мелиоративного земледелия и луговодства;
– внедрение адаптивно-ландшафтных систем земледелия;
– осуществление контроля за использованием мелиорированных земель в соответствии с проектами мелиорации земель, которые в обязательном порядке содержат конкретные рекомендации по охране почв и земель в зависимости от типа используемой мелиоративной системы и с учётом почвенного покрова объекта мелиорации земель;
– осуществление в соответствии с требованиями законодательных актов контроля за использованием мелиорированных земель, в том числе земель с торфяно-болотными почвами.