Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ
Классификация налогов.
Классификационные признаки:
1. Субъект налога:
- с физических лиц;
- юридических лиц;
- с физических и юридических лиц.
2. Вид ставки:
· Твердые (когда они устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения).
· Процентные (адвалорные).
Сочетания этих ставок дает позицию комбинированных ставок.
3. Объект налога:
- Реализация ТРУ товаров, работ, услуг. Отличается реализация от продажи и определяется методом исключения.
- Доход.
- Имущество (определяется в гражданском кодексе, здесь несколько иные критерии отнесения, но когда мы говорим об имуществе физических лиц – другой подход к имуществу. Необходимо проследить различие налогового и гражданского кодекса.
- Расход и прибыль.
4. Возможность переложения:
· Косвенные налоги (В России – НДС, акцизы) – налоги, которые включаются в цену товара в виде надбавки, увеличивают её и, соответственно, перекладываются на конечного потребителя;
· Прямые – те налоги, которые взимаются непосредственно из дохода налогоплательщика.
5. Метод обложения – порядок изменения ставки в зависимости от просто налоговой базы:
· Пропорциональный – для каждой категории налогоплательщиков устанавливается равная ставка налога и соответственно для одной категории- 13% НДФЛ, для другой -35.
· Равный – для каждого плательщика устанавливается единая ставка налога ;
· Регрессивный – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога (по взносам в социальные фонды, которые напрямую не относятся к налогу);
· Прогрессивный – с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.
6. Периодичность:
- разовые
- регулярные
7. Принадлежность к уровням власти и управления:
· Федеральные
· Региональные
· Местные
8. По способу уплаты:
· Декларационный (когда заполняется декларация, официальное заявление о своих налоговых обязательствах)
· Кадастровый – налогообложение имущества производится по внешним признакам и его предполагаемой доходности.
9. Платежеспособность налогоплательщика:
· Личные, которые учитывают платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль);
· Реальные (налоги, которые не учитываю финансовое положение налогоплательщика и уровень доходности объекта налогообложения).
Основные теории налогообложения.
В настоящее время в налоговом законодательстве большинства государств используются в законодательстве максимы Смита: (3 статья перекликается)
1. Равномерность ( Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, то есть каждый по возможности, соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.
2. Определенность (налог, который обязан уплачивать каждый должен быть четко определен. Размер налога, время и способы его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому.
3. Удобство. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
4. Дешевизна. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что планирует получать государство. Государство планирует закон о бюджете, и основную статью составляют налоговые поступления.
Дешевизна – субъективная категория для каждого налогоплательщика.
Налоговая политика государства.
Повторить что такое категория, понятие, термин.
НПГ– система мероприятий государства в области налогов, направленная на достижение конкретных целей.
Задачами налоговой политики являются:
1. Фискальная, так как налог как категория входит в категорию финансы, а значит налоговая политика как термин не будет иметь больше задач, чем принципов финансов.
Фискальная – мобилизация денежных средств бюджетов всех уровней для обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций.
2. Экономическая или регулирующая. Направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране. В условиях кризиса в 2009 году были антикризисные меры, и те 6 законов, которые привнесены направлены на достижение инвестиционной привлекательности и усиление экономической налоговой ответственности.
· Контрольная. Но она не носит самостоятельный характер. В чем отличие налоговой функции контроля, налогового контроля, контрольной задачей налоговой политики.
Контроль – деятельность.
Контрольная функция – присущая соответствующему субъекту функциональная значимость
Деятельность – функция для выполнения задач.
Типы налоговой политики:
1. Максимальный уровень налогового бремени
2. Достаточно низкий уровень, вплоть до полного освобождения в оффшорах
3. Существенный уровень, который при этом компенсируется высоким уровнем социальной защиты.
Тема №2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.
Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ.
Налоговые отношения регулируются:
1. Законами:
· в том числе Конституцией, Налоговым кодексом и другими кодексами, Федеральные законы о налогах и сборах, Законы субъектов РФ о налогах, Закон муниципальных образований местных налогов, дополняя положения Налогового кодекса.
Ст. 11 – Если в Налоговом кодексе что-то не определено, нужно обратиться к другим кодексам.
2. Подзаконными актами.