Рабство и свободный труд в Греции

Не всегда правильно понимается и соотношение рабского и свободного труда в античных обществах.

Рабство в античных обществах не исключало элементов свободного труда ни в ремесле, ни в сельском хозяйстве. Именно сосуществование рабского и свободного труда отличает античные общества от рабовладельческих штатов Северной Америки, где свободный труд был совершенно вытеснен рабством и не играл никакой роли в хозяйственной жизни страны. История же античных обществ представляет историю постоянной борьбы рабского и свободного труда. И, как указывает Маркс, расцвет античных культур приходится на тот период, когда свободный труд окончательно ещё не потерял своего значения. Так, например, было в Афинах в «золотой век» Перикла.

Аристотель (в «Политике») различает пять основных групп населения полиса: 1) большинство жителей полиса составляют земледельцы, работающие над производством продуктов питания; 2) затем следует класс ремесленников, занимающихся изготовлением ремесленных изделий, без которых невозможно существование государства; 3) третье место в социальной иерархии занимает класс купцов-оптовиков, закупающих массы товаров, и мелких торговцев, продающих товары в розницу; 4) четвёртую категорию составляют феты, выполняющие сезонные работы или работающие по найму в качестве подёнщиков; 5) к пятой категории относятся военные, «существование которых столь же необходимо, как и всех других вышеупомянутых сословий, если только государство не желает подпасть во время войны под чужеземное иго» (Аристотель, Политика, IV, 3, 11.). Рабы выделены в особую категорию, поскольку они не принадлежат к гражданской общине.

Свободные земледельцы и ремесленники — плотники, оружейники, сапожники, кузнецы, ткачи, медники, кирпичники, скульпторы и т. д. — по самым различным поводам постоянно упоминаются в литературных источниках и надписях. Ремесленники и крестьяне постоянно фигурируют в греческих драмах, трагедиях и комедиях.

Богатейший материал для понимания быта античных ремесленников и крестьян представляют между прочим.комедии Аристофана, вводящие нас в самую гущу народной жизни Эллады и с этой стороны ещё мало использованные.

... По петушечьей утренней песне

Поднимаются все на работу: ткачи, печники, скорняки, мукомолы,

Гончары, маляры, столяры, мастера по слесарно-кузнечному делу,

Обуваются наспех, впотьмах и бегут.

(Аристофан, Птицы, 489—492.)

Большую часть афинской экклесии в V—IV вв., как видно из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, составляли свободные ремесленники—кожевники, горшечники, сапожники и пр. Ремесленные мастерские по большей части были одновременно мастерскими и лавками, в которых торговал и работал хозяин-мастер с несколькими подмастерьями — рабами и свободными. Хозяевами же ремесленных мастерских в Афинах, как и в других греческих торговых центрах, чаще всего являлись метэки.

Роль метэков в хозяйственной жизни античных обществ, значительная уже в самом начале, увеличивалась с каждым столетием. В последнее столетие греческой истории среди метэков и вольноотпущенников имелось много богачей, писателей, адвокатов и представителей других интеллигентных профессий. Свободный труд существовал даже в таких сугубо рабовладельческих полисах, как Коринф, Милет, Сиракузы, Афины и т. п.

Наличие свободного труда в античных обществах, однако, не превращало этих обществ в капиталистические. Наоборот, свободный труд, где он применялся в античности, предполагал рабство как основную базу. Ведущая роль в античном производстве всегда принадлежала не свободному, а рабскому труду. Рабский труд наложил свой отпечаток и на свободного мастера. По большей части ремесленники, в особенности в последние столетия полиса, когда рабство пустило глубокие корни в почву эллинских городов, влачили довольно жалкое существование. Презрительное отношение к рабам как к бесправным существам и ко всей их деятельности перешло и на свободных ремесленников. В идеальном государстве Аристотеля рабы и ремесленники исключены из числа полноправных граждан. «Идеальное государство не даст ремесленнику гражданских прав; а если и ремесленник—гражданин, то нужно признать, что та гражданская добродетель, о которой речь была выше, подходит не ко всем, даже и не ко всем свободнорождённым, но только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания» (Аристотель, Политика, III, 3, 1).

Мастерские ремесленников, работавших лично или с помощью одного-двух рабов, были мелкими предприятиями, существовавшими при наличии крупного рабского производства. Иногда чисто искусственными мерами поддерживался свободный труд и устанавливалась норма применения рабского труда. Так, например, в Афинах в V в., при Перикле, число рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено приблизительно до четверти общего числа работников. При постройке Эрехтейона число рабов не превышало 20—22 процентов. К классу свободных и полусвободных демиургов надо отнести также среднюю и мелкую интеллигенцию, весьма многочисленную в античном обществе: врачей, архитекторов, служащих, торговцев, писцов и многие подобные им категории.

Много свободных граждан проживало вне города, в деревне, так как наряду с крупными рабскими плантациями во всех греческих полисах существовала масса мелкого и среднего крестьянства, обрабатывавшего свои наделы личным трудом, с участием одного-двух рабов-слуг, и лишь в слабой мере затронутого торговым капиталом. В комедии Аристофана «Мир» нарисована сельская идиллия крестьянина, возвращающегося с войны и мечтающего о приятном времяпрепровождении в кругу своих односельчан. Подобные же сцены найдём мы и в другой комедии Аристофана — «Ахарняне».

Владения греческих крестьян были весьма скромны. По большей части это были мелкие усадьбы с небольшим виноградником, с огородом в несколько борозд и соседней рощей, в которой можно было собрать несколько охапок хвороста. Идеалы крестьян, как видно из высказываний аристофановских героев, вполне соответствовали размерам их имений. Греческий крестьянин не любил войны и города, предпочитая им мирное сельское житьё, довольствуясь парой волов, несколькими амфорами вина, несколькими парами овец и праздничным обедом из зябликов и дроздов. В классический период Греции крестьянское население, как показал французский исследователь Поль Гиро в «Земельной собственности в древней Греции», было ещё довольно густо. Выводы Гиро в отношении устойчивости античного крестьянства вполне совпадают с выводами Маркса и Энгельса. При ведущей роли рабского труда в греческих полисах, в том числе и в Афинах, не последнюю роль играют в первый период классической демократии и свободные земледельцы, ослабевшие и разорившиеся в последующий период после пелопоннесской войны.

Наши рекомендации