Основные теории этногенеза татар и важнейшие этапы их этнической истории
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана
Центр этнологического мониторинга
Серия «Этнополитическая
История татар»
Д. М. Исхаков, И. Л. Измайлов
Этнополитическая история татар
(III – середине XVI вв.)
Научное издание
Школа
Казань
УДК 94(100) «05/..,» ББК 63.3(0)4 И 85
Научный редактор:
доктор исторических наук М.А. Усманов
Рецензент:
доктор политических наук Р. М. Мухаметшин
Ответственный за выпуск: Г.Ф. Шавалиева
Издание книги осуществлено на грант АН РТ № 01-1.5-49/2006 (г)
Исхаков Д. М, Измайлов И. Л.
И 85 Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). -Казанъ: РИЦ «Школа», 2007. -356с.
ISВN 5-94712-030-5
Монография является комплексным изложением основных этапов этногенеза и этнополитической истории татарского народа в период с Ш по XVI вв. В работе предлагаются новые теоретические подходы к изучению проблем этнополитической истории народа, выделяются основные этапы становления и развития средневекового татарского этноса и его предков. Политическая история исследуется в тесной связи с этнокультурной историей и становлением этнического самосознания. Особое значение данного периода связано с тем, что он является этапом самостоятельного политического развития этноса, оказавшего определяющее влияние на последующие процессы трансформации татарской этнической общности. Исследование расширяет и дополняет многие ранее опубликованные статьи и монографии авторов, а также дает новые оригинальные трактовки различных аспектов этнополитической истории татар.
Исхаков Д. М., 2007
Измайлов И. Л., 2007
Институт истории АН РТ, 2007
Оформление РИЦ «Школа», 2007
Обратимся еще раз к истории: она – ключ к пониманию народов.
П. Я. Чаадаев
ПРЕДИСЛОВИЕ
Подлинная история татар – народа во всех отношениях исторического, еще не написана. Зародившаяся в трудах Ш. Марджани национальная историография в начале XX в., благодаря усилиям целой плеяды талантливых историков (Р. Фахретдинов, X. Атласи, Г. Ахмаров, Г. Губайдуллин, А. Рахим, М. Худяков и др.) получила значительное развитие и состоялась как течение общественной мысли. Но в годы сталинского тоталитаризма, да и позже, она находилась в глубоком застое, не имея возможности и не смея выйти за узкие рамки истории национальной «автономии». Правда, и тогда имелись не которые исключения: в 1960-1970-х гг. были опубликованы важные для развития национальной исторической науки работы М. Сафаргалиева, М. Усманова, А. Мухамадиева, Р. Фахрутдинова, вел, постоянно расширяя круг своих интересов, этногенетические исследования А. Халиков.
Однако с конца 1980-х гг. в Татарстане явственно обнаружилось кризисное состояние исторической науки. На фоне общего подъема национального самомознания татар в 1990-х гг. в ходе национального движения «третьей волны», это стало особенно заметно. Крупные недостатки прежней квазиматериалистической методологии явственно обнаружились при первых же попытках перехода от «урезанных» (= «автономных») историй к полноценной и цельной общенациональной истории татар. В ходе дискуссии выявились два подхода проблемы: одни исследователи стали обращать повышенное внимание на этническую составляющую истории, а другие предложили сосредоточиться на истории государственности.
Мы полагаем, что оба эти направления являются достаточно однобокими. Дело не только в том что, вне всякого сомнения, главным субъектом истории являются люди, объединенные в конкретную этническую общность (народ, нацию), а, скорее, в том, что на ранних этапах истории (древность и средневековье) этническая и социально-политическая идентификация не может быть однозначно разделена. Одновременно, стоит отметить, что роль государства в процессах становления татар нельзя недооценивать, поскольку она была чрезвычайно важна. Отсюда следует, что проблемы формирования и дальнейшей трансформации татарс-
кого этнополитического единства образуют некое ядро национальной истории, познание которого вообще немыслимо без учета этого аспекта исторического процесса.
Именно поэтому, учитывая особые роль значение этнической проблематики в историческом исследовании, в настоящей работе была предпринята попытка изучения этнополитической истории татар и их предков в период средневековья (III - середина XVI вв.), как комплексной этноисторической проблемы. Естественно, что в достаточно сжатом труде все этапы этногенеза и этнической истории татарского народа с достаточной полнотой изложить невозможно. Свою задачу авторы видят в том, чтобы последовательно проследить некоторую основную канву исторического процесса, уделяя внимание развитию традиций государственности, цивилизационности и формирования этничности, приведших к возникновению средневекового татарского этноса.
Разумеется, многие проблемы, поднимаемые в настоящем исследовании, требуют дополнительных изысканий и более развернутой аргументации, как в концептуальном плане: так и в контексте специальных частных проблем. В этой связи, работа открыта для любой критики, положения могут быть скорректированы. Но вместе с тем нам хотелось, чтобы все эти замечания и уточнения были основаны на фактах, изложенных в рамках еще более непротиворечивой схемы, чем авторская модель этнополитической истории татарского этноса. В том и состоит одна из целей публикации данной работы - начать более плодотворную и продуктивную дискуссию вокруг поднятых в ней научных проблем. Надеемся, что предлагаемое исследование послужит не только началом дискуссии по проблемам истории татарского народа, но и откроет в ней новые страницы.
В движении к истине важен первый шаг, также как, впрочем, и каждый последующий. Как говорил по сходному случаю уже слегка подзабытый ныне немецкий философ К. Маркс: «В науке нет столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Надеемся, что и настоящая книга послужит ступенькой на этом кремнистом пути.
В целом представляется, что это введение к цельной этнополитической истории татарского народа за период более тысячи лет, являясь одним из первых опытов нового подхода е написанию нашей национальной истории, будет определять развитие нашей исторической науки в XXI веке, служа делу у крепления идентичности единой татарской наций.
ВВЕДЕНИЕ
Основные теории этногенеза татар и важнейшие этапы их этнической истории.
Методика этноисторической реконструкции: обретение настоящего через прошлое.Татары прошли длительный путь этнического становления, но их этногенез и отдельные моменты этнической истории до сих их пор остаются предметом острых дискуссий. Древний и средневековый период их этнической истории сравнительно мало освещен в письменных источниках, что затрудняет полноценное изучение ранних этапов этногенеза и становления предпосылок формирования современной нации. Между тем все более отчетливо становятся ясна истина - история осознания и сопереживания общей исторической судьбы, является одной из важнейших скреп современной нации (Shaloglu 1990^ 39-49; Искахов 1994: 5-26; Iskhakov, Sagitova, Izmailov 2004-2005: 11-44; Измайлов 2006: 100-116). Недаром в свое время один американский историк и политолог, говоря о национальной истории, высказал мысль, что «самой сильной из всех является идентичность политических предшественников; наличие национальной истории, а следовательно, общие воспоминания; коллективная гордость и унижения, радость и сожаления, связанные с тем, что случилось в прошлом» (Mill 1919:120).
В этой связи нельзя, как нам кажется, обойти стороной один важный методологический вопрос о самой сути понятия «национальная история». Существует целый ряд определений истории и ее места в общественной жизни человечества. Не вдаваясь в теорию и метатеорию истории, можно констатировать, что в самом общем виде история - это коллективная память поколений. Для нас в данном случае малозначимо, что существует история, как коллективная память и история, как наука, познающая прошлое. Ведь в условиях развития средств, массовой информации и всеобщего среднего образования грань между ними постепенно стирается. В коллективной памяти народа оригинальны в большей степени воспоминания в пределах одного - двух поколений, тогда как о далеком прошлом широкие массы народа узнают не из семейных преданий, а из книги средств масс - медиа, как своеобразное эхо,
многократно повторенное и искаженное от гласа самого народа, артикулированного трудами историков. В этом смысле как правильно заметил историк М. А. Бойцов: « история – прежде всего рефлексия общества, а потому будет существовать, пока существует само общество». Но рефлексия эта очень своеобразная, поскольку, по его мнению, « масс больше не, а есть индивид, все более освобождаемый от … социальных связей…, и не испытывающий потребности ни в одной форме групповой идентификации» (Бойцов 1999: 26-28). Думается, что последняя фраза – дань постмодернистскому дискурсу, поскольку в обозримом будущем нигде в мире, кроме как у продвинутых интеллигентов, не заметно массового отказа от форм групповой самоидентификации. Одной из таких форм является представление об общем историческом прошлом, как прямом, так и опосредованном учебниками, трудами профессиональных историков и средствами массовой информации. В этом смысле история, как писанная, так и существующая в наших головах, как пережитый опыт, наш собственный и ближайшие к нам поколений, является ничем иным, как индивидуальной исторической памятью.
Важнейшей стороной деятельности профессиональных историков, открывающих прошлое и собственно делающих ее изучение особой наукой, являлось и является специфичная практика сбора, критики и анализа различных сведений и свидетельств о прошлом, как то устных рассказов, письменных материалов или документов. Данная отрасль деятельности историков позволяет отфильтровывать целый ряд сведений и отбирать их в соответствии с определенным видением прошлого. Разумеется, в значительной части все эти концепции были в той или иной степени осознанным и неосознанным творчеством. Однако наибольшую популярность и значимость приобретали только те, что отвечали местной традиции и коллективной памяти. Постоянная актуализация сведений о прошлом, выбор ориентиров в прошлом для понимания настоящего и выработки планов на будущее – важнейшая черта исторического сознания, как совместного творчества народа и историка.
Всеобщим свойством человеческого сознания служит, очевидно, стремление к универсализму и построению объяснительных моделей. Прошлое не является исключением. Любой нормальный человек должен понимать свое местно среди других людей, как в социально – экономическом, статусном, так и историческом плане. Вакуума в этом быть не может. Полноценной личностью человек может стать, только приобщившись в той или иной степени к осознанию своего место в череде прошлых и будущих поколений. Познание прошлого может
протекать как через приобщение к устным преданиям, так и через письменную традицию. Сумма этих индивидуальных воспоминаний в свою очередь является коллективной памятью. Но поскольку речь идет о больших коллективах людей, то общность, объединенную обшей исторической памятью, состоящей как из суммы личных воспоминаний и памяти предков, а также из «воображаемой», т.е. писанной истории и будет этносом – этнонациональной общностью. В этой связи можно привести слова одного из творцов современных представлений о нации Эрнеста Ренана, который в своей провидческой статье «Что есть нация?» писал о том, то «нация - это ежедневный плебисцит» (Renan, 1994: 17) Это во многом относятся именно к овладению коллективным прошлым.
В этой связи историческая память, наряду с общностью языка, общностью культурно-бытовых особенностей, общностью религии, является стержневой скрепой нации, причем как в политическом (политическая нация), так и этнокультурном (этно - нация) плане. Различия будут только в том, что у политической нации общими будут представления с своем прошлом в составе единого государства, близкие к понятию государственного патриотизма, тогда как у этно - нации общими будут являться представления об общности этно - культурного, этноконфессионального и регионального прошлого. Иногда, она может дополняться представлениями об общности в составе древнего или средневекового государства, например, как у татар периода Золотой Орды или у армян - Великой Армении.
История и нация: воображенное прошлое или объективная реальность. Здесь мы подходим к важному вопросу о сути исторической памяти, которая формирует данную этнонациональную общность. Известный немецкий социолог и историк культуры Макс Вебер, разбирая вопрос о сути нации, писал, что это такая группа, члены которой «обладают субъективной верой в их общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и другого вместе, или же по причине обшей памяти о колонизации и миграции» (Цит. по: Тишков, 2003: 60). Ему вторит крупнейший французский историк Эрнест Ренан: «Забвение, я бы даже сказал — искаженное восприятие собственной истории, - это существенный фактор в процессе формирования нации» (Renan, 1994: 18). Тем самым, он, очевидно, ясно указывал на то, что национальная история является прошлым, которое особым образом организовано, подчеркивая, что при этом нация должна многое «забыть», но при этом и многое «вспомнить». Данный подход представляется совершенно правильным и оправданным с точки зрения современной
науки, как справедлива и его мысль, что «прогресс исторических знаний нередко таит угрозу для национальности», поскольку, очевидно, разоблачает миф и устраняет искажения прошлого. Следует однако, иметь в виду только одно уточнение – национальная история не является «сконструированным» прошлым. Она – важнейшая и часто определяющая часть самосознания нации и в этом смысле не может ни исчезнуть, ни быть отменена, поскольку живет вместе с нацией, является ее коллективной памятью. В определенном смысле национальная история - это не сборник мифов, а скорее «оптический прибор», который собран в соответствии с национальным технологией и который время от времени «протирается» и «наводится на резкость» мастерами этой специальной «оптики», попутно устраняющих и некоторые «искажения» и «оптические обманы».
Между тем, очень широко, особенно в кругах дилетантов, преобладает мнение, что история может быть произвольно изменена или исправлена. Отсюда желание как «переписать» отдельные страницы и/ или целые главы национальной истории, так и «вписать» «подходящие». В последнее время по мере освоения классических трудов западной этнологии у ряда отечественных исследователей растет уверенность, что национальные истории, особенна Российской Федерации и бывшего СССР, большей частью мифологизированы и имеют тенденцию к романтико – идеализированному описанию и восприятию. При этом происходит заметная политизация прошлого, своеобразный «передел исторической картины мира», сложившейся в российской и советской науке {Гузенкова, 1993:67-74; Гузенкова, 1997: 35-45; Национальной истории...), происходит острая идеологическая борьба за «великих предков», например, за «аланское наследие), или право считаться потомками волжских булгар (См.:Shnirelman, 1996; Шнирельман, 1996:100-113; Шнирельман, 1998:137-159;Uyama, 2000: 163-190; Цвиклински, 2003: 361-392). Политизация прошлого, превращение его из объекта исследования в идеологему происходит по принципу, по которому шли последователи и критики школы историка-марксиста М.Н. Покровского в 20-е-30-е гг., определявшие историю, как «политику, опрокинутую а прошлое». Для таких авторов феномены прошлого, будь то деяния исторических персонажей или названия народов –это только кусочки смальты, из которых при известном желании и вне какого-либо научного подхода можно собрать любую картину прошлого. Разумеется, в подобном подходе много неверного, искажающего и ненаучного. Однако если не впадать в грех релятивизма а вопросе о
характере истины и способности познания прошлого, следует признать, что эти штудии не имеют ничего общего с наукой, ни с реальной историей. Наука не только опирается на систему из методов выявления, обработки и систематизации, то есть на методологию познания истины, но и находится в определенном национально-культурном контексте, в котором это познание происходит, опираясь на тернистый путь осознания своего прошлого. Однако, как не существует «чистой» гуманитарной науки, вне человека и его представлений, заблуждений и предрассудков, так не было, и быть не может истории вне определенной идеологии. Вспомним, что в своем посвящении своему труду «История государства Российского» Н.М. Карамзин сказал, что «История - это священная книга народов». Опыт рассмотрения, например, преподавания истории в различных школах мира, показывает, что нигде она не свободна от определенной идеализации и мифологизации (Ферро, 1995).
Можно ли в таком случае серьезно говорить об объективности при изучении своей истории и, вообще, рассматривать «национальную историю», как научную дисциплину? Некоторые отечественные исследователи склонны давать на этот вопрос отрицательный ответ. Однако, кажется, что часто их сомнения также являются частью политизации прошлого, но только в угоду наднациональному имперскому дискурсу. В науке следует выбирать «золотое сечение» истины - она должна задевать мысли и чувства ученого, но оставлять место для здоровых сомнений и здравого смысла, так сказать смотреть на историю своего народа cum grano salis, т.е. с некоторой долей самоиронии. Прошлое от этого не пострадает, а наука заметно выиграет. Представляетя что степень научности при рассмотрении национального прошлого, как остроумно заметил историк Э. Хобсбаум, прямо зависит от того, насколько историк способен «оставить собственные убеждения за порогом кабинета или библиотеки» (Хобсбаум, 1998: 24).
Вообще же, если определить формирование нации как процесс этнополитический, то в контексте «национальной концепцией прошлого» итория предстает как взгляд нации на свое прошлое сквозь различные искажения, мифологемы и традиции. Действительно, актуализация исторического прошлого, наряду с демократизацией литературного языка, реформацией религии, становлением единой системы образования, и либерализацией общества, являются важнейшими факторами формирования наций и национального самосознания. Особый характер имеет апелляция к историческому прошлому, когда необходимо выработать теорию и идеологию борьбы за национальные интересы и приоритеты.
Именно обращение к «великим предкам» является, как правило, одним из ресурсов этнической мобилизации в борьбе за национальную государственность. Все это делает артикулированное отношение к истории ключевыми звеньями этнополитической истории, важнейшей частые этнической идентификации.
Именно в таком ракурсе существует и функционирует дискурс «национальной истории» в рамках национально ориентированной картины мира и структурах ментальности. В этой связи трактовать понятие национальная история можно как коллективное представление нации о своем прошлом, историческом пути, пройденном от становления до настоящего времени, а в концептуальном, теоретическом плане, как правило, вырабатываемом профессиональными историками и этнологами - это определенная модель этнополитической истории нации, акцентирующая внимание на некоторых ключевых, переломных периодах и эпизодах прошлого. Такой подход предполагает, что внимание социума акцентируется не только на определенной реконструкции прошлого, но и на ценностном, оценочном отношении к фактам и событиям истории, формируя соответствующую реакцию на них.
Не секрет, что проблема соотношения национальной истории с нациостроительством является предметом острой дискуссии между разными школами этнологии, которые различаются своими подходами к сути этноса. Одни (Р.Ф. Итс, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлов, Н.И. Воробьев, А.Х. Халиков и др.) - примордиалисты (эссенциалисты) - считают, что нации (этносы) существовали практически вечно, имея особые свойства, которые делали их именно таким народом, а не иным, другие - перенниалисты (Дж. Армстронг, Э. Смит, В. Коннор) считают, что этносы, хотя и имеют глубокие этнические корни, но существовали отнюдь не вечно, третьи-конструктивисты (Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, Б. Андерсон, Ф. Барт, В.А. Тишков и др.) - полагают, что нация есть недавно сконструированная и воображаемая общность. Не втягиваясь в дискуссию между сторонниками этих концепций, следует отметить, что авторы данной работы, являясь сторонниками конструктивистского подхода, считают, что процесс формирования современных наций был многоступенчатым и на определенном этапе мы можем говорить о сложении особого средневекового этноса, ставшего основой для нации нового времени. При этом авторы применяют для анализа диахронных процессов стратегию конструктивизма, а для рассмотрения синхронных - эссенциализма (о некоторых аспектах нашей концепции см.: Исхаков 1996). Иными словами, авторы полагают, что этнополитические
общности в периоды древности и средневековья формировались в значительной мере на основе субъективной веры в общее происхождение, осознанно или неосознанно внедрявшейся в сознание элитарной части общества, т.е. эта вера в той или иной степени конструировалась в связи с изменением этнополитической, религиозной или социальной ситуации. Однако в каждый определенный момент времени данная общность представляла собой единство или содружество (то, что по-английски звучит как commonwealth), считавшее себя гомогенным образованием и имеющее представление о своей собственной и отличной от других, общности, основанной на генеалогическом родстве с предками, единстве территории, политических институтов, языка, культуры, религии, хозяйственных и бытовых особенностей. При этом иногда часть из этих представлений могла (и даже чаще всего) являлась воображаемой, что не делало эту общность менее сплоченной или единой. Наоборот, именно воображенное единство, выраженное в генеалогических преданиях, а в развитых этнополитических огранизмах и в историографической традиции, делало этносоциальную общность довольно устойчивой и во многих случаях неразрывной.
Применительно к этнополитической истории татарского народа это означает стремление исследователей выявить саму последовательность событий, связанной с выделением, объединением и взаимодействием различных тюркских этнических групп, а также изучение процессов становления государств и формирования внутри них этнополитических общностей. Программа эта довольно сложная и до сих пор никогда не была предметом последовательного и комплексного анализа.
Основные теории этногенеза. Дискуссии об этапах и ключевых точках этнической истории татарского народа и месте в ней тюрок, булгар, кыпчаков и средневековых татар имеют довольно давнюю историю. Можно сказать, что они начались уже в конце XVIII века, с этапа становления самой исторической науки. Существует несколько классификаций точек зрения на этногенез татарского народа и место в этом процессе булгар и других предков татар (например см.: Фахрутдинов 1984: 166-187; Закиев 1995: 12-16), которые однако не могут быть приняты из-за своего несистемного и неконцептуального характера, поскольку основаны на случайных и несопоставимых факторах, что противоречит элементарным законам систематики. По нашему прошедшему уже определенную апробацию, мнению, все труды по данной проблеме ус -
ловно можно разделить на ряд основных концепций (Исхаков, Измайлов 1999: 14-22; Исхаков, Измайлов 2001: 42-44).
Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. н. э. (в последнее время некоторые сторонники этой теории стали относить появление тюрко-булгарских племен в крае к УШ-УП вв. до н. э. и даже ранее, вплоть до появления здесь первых людей). Наиболее важные положения этой концепции формулируются на основе приоритета булгар и непрерывности проживания их в Волго-Уральском регионе. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булга-ро-татарского) нарола сформировались в период Волжской Булгарии (Х-Х1Н вв.), а в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русский периоды) они претерпевали лишь незначительные изменения в языке и культуре. Княжества (эмираты) волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополи-тической системы власти и культуры (в частности, литературы, искусства и архитектуры) носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности -на две этнотерриг ориальные группы («булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств). В период Казанского ханства булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил ранние домон-гольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться (включая и самоназвание «булгары») вплоть до 1920-х гг., когда ему татарскими буржуазными националистами и советской властью был насильственно навязан этноним «татары».
Все остальные группы татар возникли на самостоятельной основе и к этнической общности булгаро-татар Волго-Уральского региона не имеют прямого отношения, являясь фактически этносами с самостоятельными этногенезом и этнической историей (например, сибирские, крымские и польско-литовские татары).
Данная концепция была разработана в основных чертах в 1920-е гг. с появлением теории стадиальности развития языка и автохтонного происхождения народов («яфетическая теория» Марра о развитии языка и общества) (Фирсив 1921; Худяков 1922; 1923). В 20-е - 30-е гг. XX в. булгаро-татарская концепция конкурировала с другими теориями, но
по мере внедрения в советскую историческую и лингвистическую науку вульгарного марксизма в виде марристских идей, она становится определяющей для трудов ведущих историков, археологов и языковедов А.П. Смирнова (1946: 1948; 1951; 1952), Х.Г. Гимади (1948; 1954; 1955), Н.Ф. Калинина (1948). Но с середины 1940-х гг., после постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. и научной сессии по происхождению казанских татар (25-26 апреля 1946 г.), данная концепция была основательно отредактирована и приобрела вид однозначной и определенной теории. В ней важнейшим периодом татарской истории был признан булгарский, а в большинстве советских исторических трудов она стала утверждаться как прямая и непосредственная преемственность между булгарами и татарами. Основная проблема была не в самом факте подобного отождествления, а в насильственных партийно-административных методах ее утверждения (Подробнее см.: Исхаков 1997; Измайлов 1996; 1997). Но и позднее, в начале 1960-х и до конца 1980-х гг. эта концепция, пользовавшаяся официальной поддержкой, активно разрабатывалась в советской историографии и даже приобрела вид стройной научной теории в трудах Г.В.Юсупова (1960); 1971), А.Х.Халикова (1978; 1989), М.З.Закиева (7977; 1995; 2003), А.Г.Каримуллина (1988), С.Х.Алишева (1995; 2000), Р.Х. Бариева (1992; 2005), я также в определенной степени Ф.А.Валеева и Н.А.Томилова (1996).
Теория татаро-монгальского происхождения татарского народа, основывается на гипотезе о переселении в Европу кочевых татаро-монгольских (центральноазиатских) этнических групп (по одним предположениям в домонгольское, по другим—в начале золотоордынского времени), которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу культуры современных татар. Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением. По их данным, в период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины (став основой формирующегося чувашского народа), а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кып-чакского типа. В некоторых, крайних версиях, авторы выдвигают мысль о «татаризащш» населения Булгарии еще в домонгольское время.
Теория возникла в начале XX в. в работах Н.И.Ашмарина (1902) и была обоснована В.Ф. Смолиным (1921) и в некоторых аспектах актив-
но развивалась в трудах татарских историках-эмигрантов А.-З. Валили (Тогана), Р.Рахмати. В последнее время ее активно разрабатывали В.Ф.Каховский (1965; 1984), В.Д.Димитриев (7957; 1984; 1997), Н.И.Егоров (1984), М.Р.Федотов (1984), Н.А.Мажитов и А.Н. Султанова (1994; 1997), Р.Г.Фахрутдинов (/992; 1993; 1993а; 2001), М.И.Ахметзянов (7995) а такжев некоторых аспектах- А.П. Смирнов (7972) и Ю.А.Краснов (1974).
Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских итатаро-монгольских этнических грутт степей Евразии. Основным элементом в процессах этногенеза и этнической истории её сторонники считают факторы становления и развития самосознания (выражающегося в этнониме, исторических представлениях и традициях), религии, государственности, письменной культуры и системы образования. В своих исследованиях они указывают на более широкие евразийские этнокультурные корни общности татарской нации, не ограничиваясь рамками Урало-Поволжья.
В качестве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Улуса Джучи, когда на основе пришлых монголо-татарских и предшествующих местных булгарских и кыпчакских традиций, возникли новая государственность, культура, литературный язык. В Улусе Джучи, в первую очередь - в среде мусульманизировавшейся военно-чиновной знати, возникли новые исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание. После распада Улуса Джучи на несколько независимых государств были созданы предпосылки для разделения татарского этноса, группы которого начали развиваться самостоятельно. Большое значение в этот период, и, особенно, после русского завоевания татарских ханств, стало играть религиозное (мусульманское) самосознание и этносоциальное самосознание кочевой аристократии.
Во второй половине XIX в., в период убыстрения развития буржуазных социально-экономических отношений, особенно заметных в среде татар Волго-Уральского региона, и подъема национальной культуры, были актуализированы представления о культурно-историческом единстве татарского этноса и воссоздана историческая традиция в форме татарской идеологии (Ш. Марджани, И. Гаспралы, X. Атласи, Г. Исхаки и др.). Благодаря культурной трансформации, волго-уральские татары стали центром притяжения тюрко-мусульманских народов России и
ядром формирующейся татарской нации. Результатом культурно-интеграционных процессов явилось сложение современной («этношлити-ческой») нации, что выразилось в закреплении татарского национального самосознания и утверждении общего самоназвания «татары».
Теорию эту в тех или ины х аспектах развивали в XX в. в своих трудах Г.Губайдуллин(1925; 1994), Г.Баттал-Таймас(1996),М.Г.Сафаргалиев (1951; 1960), Э.Н. Наджип (1979; 1989), Н.А. Баскаков (1969), Ш.Ф. Му-хамедьяров (1968; 1977), Р.Г. Кузеев (/957, /992), М.А. Усманов (/972), Н.Даулет(/99б), Д.М. Исхаков (/997; 1998, 2000, 2005), Ю.Шамильог-лу (8сНатПо§1и 1990; 2006), А.-А. Рорлих (КогНс/г 1989; 2000), А.Дж. Франк (РгапЬ 1998), И.Л.Измайлов (1993; 1996; 2001; 2002) и др.
Три концепции и два подхода. Все теории, рассматривающие этногенез татарского народа, роль и место в этом процессе булгар, дают только наиболее общую картину деления историографии. Внутри каждого направления существуют расхождения и дискуссии по различным проблемам и отдельным вопросам. Но среди сторонников различных концепций есть такие, чьи точки зрения, при всей несхожести деталей, довольно близки. Сходство взглядов таких разных исследователей, как, например, в 1920-е гг. М.Г. Худякова и Г. Губайдуллина, в 1970-е А.П. Смирнова и А.Х. Халикова, или ныне Р.Г. Фахрутдиноваи Ф.Ш. Хузина, М.И. Ахметзянова и В.Д. Димитриева и других, проявляется, прежде всего, в подходе к пониманию сущности важнейшего понятия изучаемой дисциплины — этноса (и этничности), а также методов его изучения. Этот вывод только на первый взгляд выглядит парадоксальным. Действительно, именно методика сбора этнологической информации, способы и методы ее извлечения из исторических, археологических и палеоэтно-логических источников, ее интерпретация, являются ключевым в реконструкции этнической истории и создании модели этнических связей реально существовавшего в средневековье этноса, определяя и направление научного поиска, и характер полученных результатов. Детерминируются же все эти важнейшие методико-методологические подходы той системой взглядов (или парадигмой), которой вольно или невольно, осознанно или неосознанно руководствовался в своей работе каждый исследователь.
В последнее время в историографии утвердилось разделение трудов по проблеме этнической истории татар на две группы (Халиков 1989: 39-49; 1992; 1994; Фахрутдшюв 1984: 166-187; Закиев 1995: 12-28; Хузин 1997: 3-6, 121-126). Первая, сторонники которой называют себя «булгаристами» («булгаро-татарская теория» по нашей классификации)
считает, что материальная и духовная культура булгар домонгольского, золотоордынского и казанского ханского периодов обнаруживает преемственность между собой, тогда как никакой культуры «тюркоязычных татар» выявить не удалось. Вторая, «татаристы» («татаро-монгольская теория» по нашей классификации) предпочитает указывать на преемственность татарского языка от кыпчакского и на сам этноним «татар», утвердившийся у современных татар, что, по их мнению, позволяет реконструировать исчезновение булгар и переселение в Среднее Поволжье тюрко-кыпчакских (татарских) групп из Центральной Азии. Таким образом, если суммировать содержательную сторону обеих этих точ-кек зрения, то можно заметить, что и та, и другая гораздо ближе друг к другу, чем принято думать и если судить только по непримиримым спорам и выпадам в адрес оппонентов из одного и другого лагеря.