Административные, судебные и аграрные реформы 60-90х годов
Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, реформы, направление на развитие капиталистических общественных отношении не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Для подготовки реформ в 1865 году была создана специальная Степная комиссия, в которую пошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители, эта комиссия должна была выработать проект реформ. В 1865-1866 годах комиссией был составлен проект но управлению Казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», а 21 октября 1868 года «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства». Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское. Вся полнота военной и гражданской власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, а Туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская; в Западно-Сибирское: Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское: Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии; Мангыстау - под управление Кавказского военного округа, а позже вошел в Закаспийскую область. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Пограничные области: Семиреченская и Сырдарьинская занимались пограничными делами. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять лишь должность младшего помощника уездного начальника. Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились па волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости от 1000 до 2000, иногда до 3000 кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов. По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п. Реформы устанавливали ежегодный денежный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве 2 рубля 75 копеек; в Оренбургском и Западно-Сибирском - 3 рубля. Для оседлого земледельческого населения сохранялся традиционный налог -одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Устанавливались различные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ, больниц, обеспечение подводами военных частей и т.п. Перепись кибиток проводилась каждые три года. Ограничивались права мусульманского духовенства, например, выборного муллу, утверждал губернатор. Согласно реформе, в уездных городах предполагалось открыть одну общую школу и медпункт. Положения 1867-1868 годов были «Временными»; поскольку царское правительство рассчитывало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопротивление со стороны местного населения, понимавшего, что эта реформа окончательно превращает Казахстан в колонию Российской империи, и этот процесс растянулся на 20 лет. Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Казахи отказались принимать ноше порядки. 2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», а 25 марта 1891 года «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями». На территории Казахстана было два генерал-губернаторства: Туркестанское с центром в Ташкенте, в состав которого входили Ферганская» Самаркандская и Сырдарьинская области деление областей на уезды в основном сохранилось прежнее; вторым стало Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, в него вошли Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская (которая в 1897 году была передана в состав Туркестанского края), Уральская и Тургайская области. Еще более усиливалась власть генерал-губернаторов. В областных центрах Верном, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске были созданы полицейские управления, а в уездных городах Акмолинске, Кокчетаве, Зайсане, Павлодаре, Усть-Каменогорске Джаркенте, Капале, Лепсииске, Костанае вводились полицейские приставства. Размер кпбиточной подати повысился до 4 рублей, в общей сложности налоги и повинности достигли 10 рублей в год с кибитки. Все земли объявлялись государственной собственностью. Земельные споры решали волостне съезды. Система российских судов складывалась из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и правительствующий сенат. Был модифицирован и суд биевЮ которые становились выборными народными судьями.
48.Восстание казахов в Уральской, Тургайской областях в 1868-1869 гг. и на Мангышлаке в 1870 г.
Начиная с середины 60-х гг. Казахстан становится колониальной окраиной царизма. Реформы, проводимые царским правительством были направлены на ломку прежней системы административно-территориального управления, на превращение края в рынок сбыта, источник дешевого сырья. Все эти нововведения вызвали протест и возмущение казахского народа и дали толчок к началу народных выступлений на всей территории Младшего жуза. Антиколониальное восстание началось в декабре 1868г. И длилось по октябрь 1869г. Возглавили его султаны Хангали Арсланов и Ихлас Досов, и др. Восставшие байкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. 6 мая 1868 г. Около урочища Жаансай они атаковали отряд фон Штемпеля из 200 всадников и роты пехоты. В течение 7 дней повстанцы держали его в осаде. С марта по июнь 1869 года на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием 3000 человек.Напуганные размахом восстания в Уральской и Тургайской областях, царские власти на подавление восстания двинули крупные карательные отряды.. вследствие слабой организованности, стихийности, разногласий между руководителями повстанцы потерпели поражение. Восстание казахов на Мангышлаке также было связано с введением Временного положения в ущерб местному населению. Восставшими руководили Досан Тажиев и Иса Тленбаев. На подавление повстанцев был напарвлен отряд полковника Рукина, имевшего в своем распоряжении 60 человек при четырех орудиях. 22 марта 1870 года повстанцы окружили и разгромили отряд, а раненый Рукин застрелился. Число повстанцев-10 тыс. Ими были атакованы Николаевская станица и Александровский форпост, разгромлены многие крепости. На подавление восстания были направлены крупные войсковые соединения с Кавказа. Восстание было подавлено. Руководители восстания ушли в пределы Хивинского ханства. Поражение казахов в 60-70-х годах XIX. в. было обусловлено определенным экономическим и техническим превосходством России, непоследовательностью, а порой и предательством байской верхушки.