Особенности процедуры конституционного судопроизводства

Рассмотрение дел Конституционным Судом осуществляется в открытых судебных заседаниях его палат или Пленума. Проведение закрытых заседаний в КС допускается лишь по основаниям, предусмотренным ФКЗ о КС. Решение о проведении закрытого заседания принимается коллегиально в пленарном заседании, одновременно с назначением дела к слушанию. Но такое решение может быть принято также в начале или в ходе заседания по делу. Это зависит от того, когда обнаруживаются обстоятельства, обосновывающие исключение гласности. Однако на практике в течение всего времени функционирования КС на основе закона о нем 1994 г. не было проведено ни одного закрытого заседания.

В то же время открытость (гласность) судебных заседаний предполагает не только присутствие публики, в т.ч. представителей СМИ, при рассмотрении дел и провозглашении решений, но, прежде всего свободный доступ в зал судебного заседания и равную возможность для всех желающих попасть в число присутствующих. Поэтому попытки разрешать допуск в заседания только на основании специальных пропусков, что реально имеет место, являются нарушением конституционного требования гласности, хотя заседания и проводятся открыто.

Начала коллегиальности, которые в практике других судов – наряду с единоличным рассмотрением дел – связаны с участием в правосудии судей-непрофессионалов, например, присяжных заседателей, либо с рассмотрением дел в судах выше уровня районных составом из трех профессиональных судей, в КС имеют более широкое воплощение. Конституционное судопроизводство не знает единоличного рассмотрения дел, а осуществляющие это рассмотрение в КС Пленум и палаты представляют собой более широкие судейские коллегии, состоящие из 19, 10 и 9 судей.

Кроме того, коллегиально разрешаются не только дела о конституционности правовых актов, рассматриваемые в открытых заседаниях, но и все иные вопросы, связанные с предварительным рассмотрением обращений, когда в пленарном заседании определяется их допустимость и выносится решение о принятии к рассмотрению или об отказе в этом.

Коллегиальное рассмотрение любых вопросов обеспечено высокими требованиями к кворуму, при котором КС правомочен принимать решения. В пленарных заседаниях требуется участие не менее, чем двух третей от общего числа судей, в заседаниях палат должны присутствовать три четверти судей от числа входящих в состав палаты.

На конституционное судопроизводство распространяется общий конституционный принцип состязательности, который не ограничивается признанием равноправия сторон, участвующих в рассмотрении дела, и предполагает в качестве обязательного условия отделение функции самого суда по разрешению дела от функций сторон, возбуждающих производство и отстаивающих перед судом свои интересы. КС не наделен правом рассматривать какие-либо дела по собственной инициативе[4].

Это обусловлено в конституционном судопроизводстве также логикой разделения властей. Начало производства по инициативе суда не только препятствовало бы его объективности, но влекло бы и другие отрицательные последствия: КС, выбирая момент для начала производства, тем самым вмешивался бы в решение политических вопросов, выступая в пользу законодательной или исполнительной власти, акты которых он проверяет.

Состязательность и равноправие сторон в КС имеют свои особенности. Стороны в конституционном судопроизводстве являются нередко представителями органов государственной власти, т.е. действуют не из собственных, а из публичных интересов. В процедуре толкования Конституции органу, обратившемуся в КС, не противостоит процессуальный противник. Но при этом сохраняется обязанность изложить свои доводы суду. Тем самым разграничиваются функции заявителя и суда.

Равноправие сторон в процессуальном смысле обеспечивается во всех процедурах конституционного судопроизводства. При этом на процессуальных правомочиях стороны не отражается, представляет ли она свои личные интересы, например, как гражданин, подавший жалобу, или интересы государственных структур. Стороны могут отказаться от своей

позиции, изменить ее, согласившись с позицией другой стороны, но это не влечет прекращение дела: КС не связан позицией сторон, когда рассмотрение дела уже началось, т.к. отозвать свое обращение сторона вправе только до начала заседания.

В пленарных заседаниях КС и в заседаниях его палат действует единый порядок рассмотрения дел. КС принимает решения по делу, рассмотренному в открытом заседании, в закрытом совещании судей, при строгом соблюдении тайны совещания – никто не вправе разглашать содержание обсуждения и результаты голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвующих в рассмотрении дела.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение, оно подлежит опубликованию в Вестнике КС вместе с решением.

Наши рекомендации