Сохранение нематериального культурного наследия народов российской федерации

Культурная политика как предмет современных социальных исследований.

В настоящее время культурная политика как объект научного исследования является той областью культурологических исследований, где сопряженность ее междисциплинарного потенциала с теоретическими ресурсами культурологии как интегративного знания о культуре и непосредственным выходом в социальную реальность выступают ее когнитивным потенциалом. По части разработки категории культурной политики культурологией обеспечивается как общий ракурс политики в сфере культуры разных субъектов, так и целостная картина социокультурных изменений. В этом культурологию не может подменить ни одна из дисциплин, «поставляющих» эмпирический (фактологический и информационный) материал. В свою очередь разработка категории культурной политики без учета накопленных в разных науках знаний о культуре, аналитических материалов по тем или иным проблемам культуры, была бы затруднена.

Культурологические исследования последних лет отличаются возрастающим разнообразием предлагаемых подходов к анализу культурных политик разных субъектов, большим усложнением и дифференциацией методологических подходов и решений.

Диагностика и экспертиза социокультурной сферы являются направлениями прикладной культурологии, частью управленческой деятельности, направленной на выявление реального состояния сферы культуры, его соответствия состоянию правового, экономического, информационного, технического пространства для ее развития. Проведение же специальных научно-исследовательских разработок, имеющих выход в социокультурную практику, инициирует появление инновационных идей и выступает основанием для внесения изменений в стратегию культурной политики всех уровней.

В итоге, разрабатывая концептуальные основы государственной политики в сфере культуры, одним из самых серьезных противоречий выступает слабая соотнесенность между концептуально зафиксированными демократическими ценностями и предлагаемыми инструментально-технологическими решениями.

Трактовка понятия культурная политика в федеральных и отраслевых законодательных актах.

Размышления о культуре и культурной политике следует начинать с того, что в принципе речь идет не только о «качественно близких» терминах, но и взаимозависимых пластах идей, лежащих в их основании. Проблемы культурной политики – это проблемы государственного и общественного статуса культуры, и даже те, кто говорит о ее слабости или вовсе отсутствии в современной России, глубоко заблуждаются.

В.С. Жидков и К.Б. Соколов [1] определяют культурную политику как спе- цифический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее «картины мира».

Не менее значимой проблемой выступает отношение к культурному разнообразию в условиях глобализации культуры. Трактовка этой новой ситуации не может быть дана в концепции культурной политики вне учета актуализирующихся проблем. Среди центральных вопросов, на которые требуются ответы, можно выделить следующие.
– Как сохранить этнокультурную самобытность, стабильность
и социальное единство?
– Каковы перспективы национальной культурной идентичности?
– На каких критериях выстраивать межкультурный диалог?
– Как научить современных людей к совместному сосуществованию
на принципах толерантности, проявлению взаимного уважения
для сохранения культурного разнообразия в мире?
– Какова, в целом, роль культуры в современном мире, во многом
ориентированном на технологические преобразования в социуме,
переживающем серьезные экономические потрясения?

Таким образом, концептуальное обновление современной культурной политики России базируется на стремлении общества к расширению смысла понятия «культура» на желании раскрыть истинные возможности культуры в социальном развитии.

сохранение нематериального культурного наследия народов российской федерации

Нематериальное культурное наследие Российской Федерации представляет собой обычаи, формы представления и выражения, навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.
Нематериальное культурное наследие проявляется в таких областях, как устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами.

Нематериальное культурное наследие является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются такие серьёзные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями и т. п.

Деградация, исчезновение и разрушение нематериального культурного наследия России обусловлены также нехваткой средств для реализации мероприятий по его охране, способом передачи нематериальных ценностей – устно, посредством подражания или иными средствами, от поколения поколению, от человека человеку, минуя институционально-организованные формы. Более того, в обществе исчезает необходимая для существования традиций установка на их сохранение, также современные средства массовой информации влияют на разложение, дискредитацию традиционных ценностей, образа жизни, быта.

Решение проблемы сохранения является одним из определяющих условий поддержания единого национально-культурного пространства России, приобщения населения к фундаментальным духовным ценностям, развития творческого потенциала народа, как субъекта культуры и искусства.

• реализацию системы экстренных и защитных мер, направленных на преодоление негативных факторов и неблагоприятных последствий процессов глобализации, влияющих на нематериальные культурные ценности;
• реализацию системы перспективных мер, закладывающих основы долговременного устойчивого культурного развития в современных неблагоприятных для традиционной культуры социально-экономических условиях.

Существуют следующие варианты решения федеральной целевой программы.
Первый вариант – использование программно-целевого подхода к решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия и реализация программы при условии её полного финансирования. Данный вариант позволит полностью достигнуть целей и задач программы и обеспечить максимально эффективное расходование бюджетных средств. Он предполагает наиболее рациональный и действенный способ решения проблемы сохранения нематериального культурного наследия путём комплексного объединения всех заинтересованных лиц данного процесса на федеральном уровне.
Второй вариант – реализация программы на основе сокращённого объёма финансирования по сравнению с заявленным (на 80 %). В данном случае различными участниками процесса сохранения нематериального культурного наследия будут приниматься разноуровневые документы и программы, сохранится большинство существующих на сегодня проблемных мест в данной области.
Третий вариант – решение проблемы сохранения нематериального наследия без использования программно-целевого метода, на основе сложившегося механизма реализации соответствующих мер. В данном случае будет продолжена реализация мероприятий, планируемых в документах федерального, регионального и местного уровней. При этом возникнут негативные последствия, связанные с низкой эффективностью выполнения указанных мероприятий, их необоснованным выбором, слабой прогнозируемостью их результатов, различием в региональных приоритетах решения рассматриваемых проблем.

Наши рекомендации