Виды источников трудового права
Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям:
1. По степени важности и субординации;
2. По системе трудового права, ее институтам;
3. По органам, принявшим нормативный акт;
4. По форме акта;
5. По сфере действия;
6. По степени обобщенности.
1. По степени важности и субординации
Источники делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства.
Термин «закон» в популярной и специальной литературе зачастую обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется, по существу, с правом. Однако в строго юридическом смысле закон - это правовой акт, обладающий специфическими, только ему присущими признаками:
- во-первых, закон - это акт высших представительных органов Российской Федерации (или субъектов РФ). Законы, принимаемые представителями всего населения, в наибольшей степени выражают интересы народа (должны, по крайней мере, выражать), являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя отправные начала для всей системы законодательства;
- во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и прежде всего основного из них - Конституции Российской Федерации - закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан и др.;
- в-третьих, законы - это акты, принятые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой. Порядок принятия законов определяется Конституцией РФ и регламентами высших представительных органов власти. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут.
Таким образом, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Принимаемые в Российской Федерации законы можно разделить на следующие виды:
а) по значимости и юридической силе - законы конституционные и текущие. Конституционные законы - это, прежде всего, сами Конституция и законы, которыми вносят изменения и дополнения в действующую Конституцию. Все иные законы - текущие;
б) по органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы представительных органов субъектов РФ;
в) по объему и объекту регулирования – общие и специальные законы.
Главенствующее место среди источников трудового права отводится Конституции РФ, имеющей прямое действие и применяемой на всей территории РФ. В ней закреплены основные принципы трудового права: свобода труда и трудовые права человека, запрещение дискриминации и принудительного труда (ст. 37 КРФ), право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 КРФ), а также право на ограничения рабочего времени и времени отдыха, право на забастовку и д.р.
В современных условиях предается большое значение конвенциям и рекомендациям, принимаемым Международной организацией труда (МОТ). К сожалению, не все конвенции ратифицированы Россией, но многие их положения учитываются в законотворческой и правоприменительной деятельности РФ.
Общепризнанные принципы регулирования отношений в сфере труда отражены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., Европейской социальной хартии 1961г. (пересмотрена в 1996г., ратифицирована Россией частично в 2009г.), Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1956г., Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» 1958г., Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» 1948г., Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» 1949г., Конвенция МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» 1951г., Конвенция МОТ № 138 «О минимальной возрасти для приема на работу»1973г., Конвенция МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» (пересмотренная 1970г., ратифицирована РФ 1 июля 2010г.), и др.
Среди федеральных законов важное место отводиться Трудовому кодексу РФ – кодифицированному акту, действующему на всей территории РФ. Текс ТК РФ начинается с наиболее значимых общих положений, определяющих цели и задачи трудового законодательства, а также круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Трудовой кодекс РФ вступил в силу с 1 февраля 2002г. с последующими дополнениями и изменениями, структура его такова: 6 частей, 14 разделов, 64 главы.
В Трудовом кодексе (ст. 5) подчеркивается его приоритет над иными федеральными законами.
Федеративное устройство России накладывает свой отпечаток на правовую основу регулирования отношений в сфере труда. Свои законы в этой сфере принимают субъекты РФ, например («О квотировании рабочих мест» (Закон города Москвы от 22.12.2004)).
Подзаконный нормативный правовой акт - это акт, принятый в соответствии с законом и ему не противоречащий. Подзаконный акт - понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания - от актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ до актов локального значения. Всем этим актам присуще одно общее свойство - подзаконность. Подзаконные акты имеют весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, в современной общей теории права принято различать следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов, расположенных по иерархии:
1. Нормативные правовые акты Президента РФ. Это - указы Президента РФ, занимающие следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Вполне очевидно, что за последние годы в качестве предмета регулирования указами выступают основные направления внутренней и внешней политики России (например, Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти").
2. Нормативные правовые акты Правительства РФ. Реализуя свои функции, обозначенные в Конституции РФ, Правительство принимает постановления и издает распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов, а также указов Президента РФ (например, Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 17.12.2010) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов" (вместе с "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений") (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)).
3. Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать постановления, приказы, инструкции, положения, правила, разъяснения, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике иногда бывает по иному. Цель принятия таких актов - руководство той или иной отраслью управления или сферой деятельности, реализация специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций министерства (ведомства).
Акты министерств и ведомств чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Однако многие из них имеют внешнюю форму действия, т.е. выходят за рамки министерств и являются обязательными для граждан, их объединений, организаций, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (например, Постановление Минтруда РФ от 25.12.1997 N 66 (ред. от 16.03.2010) "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты").
4. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Решая задачи, поставленные перед этими органами, они согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Кроме того, актами краевой, областной и иной местной администрации являются постановления, распоряжения и приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и издает распоряжения. Издаваемые органами государственной власти субъектов Федерации правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.
5. Локальные нормативные акты. В теории права локальными нормативными актами называются юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления в организации различных форм собственности и ведомственной подчиненности.
Локальные нормативные акты - это предписания, регулирующие внутреннюю жизнь организаций (например, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда работников организации и др.).
Локальное регулирование отличается некоторым своеобразием, которое проявляется, прежде всего, в том, что оно:
- осуществляется непосредственно в сфере труда - в организациях;
- испытывает опосредованное воздействие государства с помощью трудового законодательства (органы государственной власти и управления прямого участия в локальном регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений не принимают);
- имеет подзаконный характер, главным образом развивая, уточняя и конкретизируя положения законодательных и иных нормативных актов, принятых в установленном законом порядке компетентными органами, и не может противоречить централизованному регулированию;
- направлено на упорядочение таких общественных отношений, которые являются специфическими для данной организации и не урегулированы (или не полностью урегулированы) централизованном порядке;
- выступает как форма саморегуляции работниками организации (непосредственно или опосредованно) тех вопросов регулирования социально-трудовых отношений, которые относятся к компетенции организации;
- осуществляется с участием самих работников организации или профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, другого представительного органа в случае, предусмотренном законом;
- нередко выступает в роли экспериментального регулирования, в ходе которого производится проверка целесообразности того или иного варианта решения вопроса;
- может содержать элементы опережающего регулирования, направленного на ликвидацию пробелов в праве.
Деятельность организаций по установлению локальных правовых норм в области трудовых отношений представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пределах установленной законодательством компетенции.
По способу принятия локальные нормативные акты делятся на три вида:
а) нормативные соглашения между работниками организации (их представителями) и работодателем (его представителями), принимаемые
совместно на основе социального партнерства;
б) нормативные акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации;
в) единоличные акты работодателя (должностные инструкция, правила и т.п.).
Таким образом, хотя предмет локального регулирования трудовых отношений значительно уже, чем предмет государственной (централизованной) регламентации таких отношений, это не снижает значимости локальных норм, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.