Исторические корни и традиции российской государственной службы
Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а её традиции уходят в глубины времени более чем на тысячу лет.
Можно полагать, что явление «служба» возникло в тот период, когда начала формироваться в треугольнике Владимир – Киев – Новгород государственность Руси. Уже в Московском великом княжестве были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести общую военную службу. Местничество, возникшее несколько позже, тоже первоначально носило служебный характер. Со времен Ивана IV Грозного каждое сословие, исходя из своего места в структуре общества, обязано было служить самодержавной и религиозной власти.
Но рубежным событием,придавшим службе подлинно государственное предназначение, стала утвержденная Петром I 24 января 1722 года «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако воинские выше прочих, хотя б и старее, кто в ином классе пожалован был».
К анализу и оценке роли Табели в становлении государственной службы России следует подходить с учетом следующих принципиальных моментов:
Во-первых,этот документ принимался в определенную историческую эпоху,в которой действовали свои идеалы и ценности, нравственные и правовые нормы, традиции и обычаи, организационные структуры и правила поведения.
Во-вторых,Табель о рангах был особым правовым явлениемв истории России. Если Судебники 1497 и 1550 годов были сугубо русским творением, то Табель представляет собой документ, составленный на основе изучения и заимствования опыта законодательства европейских государств. Имеются достоверные сведения, что при подготовки Табели изучалось законодательство о чинах Англии, Франции, Голландии, Дании, Пруссии, королевств Шведского и Датско-Норвежского.
В то же время нужно подчеркнуть, что это было не слепое копирование и механический синтез. Проделана большая работа самостоятельной мысли, в которой на первом месте стояла русская практика,затем челобитные (просьбы-предложения разных органов и лиц) и лишь на третьем месте – иностранное законодательство. В архивах сохранились четыре последовательные редакции табели о рангах и три редакции пунктов к ней.
В третьих, Табель о рангах впервые сформировала в России единую государственную службу. Взамен разных служб с января 1722 года все введенные чины: воинские (подразделяющиеся, в свою очередь , на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские (статские, штатские) и придворные – были разбиты на 14 классов или рангов: с низшего –14-го до высшего – 1-го.
В четвертых,Табель о рангах была в какой-то мере попыткой преодоления стереотипов родовой аристократии. На смену иерархии званий, основанных на знатности происхождения, вводилась иерархия в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг, знаний человека.
В-пятых,Табель о рангах была задумана и учреждена в рамках широкой и комплексной реформы всего Российского государства. Это, в частности, установление в городах самоуправления (1691г.), учреждение Сената (1711г.), реформирование губернского управления (1721г.), создание практически новой армии и флота, научных и учебных заведений.
После смерти Петра I последующие русские самодержцы Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр III , Екатерина II, Павел I и другие были людьми другого масштаба, по своему относились к Табелю о рангах и её использованию, корректировали и интерпретировали её по своему разумению. Наиболее существенные изменения были внесены Петром III и Екатериной II . Так, Петр III издал 18 февраля 1762 года Манифест о вольности дворянства, которым вывел дворян из табеля о рангах, то есть освободил их от обязательного несения военной и гражданской службы.
Следует отметить, что первая серьезная попытка (после Петра I) попытка рационализации российской статской службы была предпринята в царствование Александра I и связана с именем М.М.Сперанского. Став одним из сподвижников молодого царя, Сперанский предложил полную реформу всей структуры государственной власти на базе передовых идей XVIII века. Но многое ему сделать не удалось. Что удалось частично – провести перестройку центрального управления – образование министерств и Государственного совета и введение в систему чинопроизводства критерия образования.
Так, согласно царскому Указу от 6 августа 1809 года для производства в чины коллежского асессора (8-1 класс) и статского советника (5-й класс) требовались, помимо соответствующей выслуги, свидетельство об окончании курса в одном из российских университетов либо сдача экзамена по прилагавшейся к Указу программе.
Но эти начинания встретили, как известно, яростное сопротивление министров, которые стали «пробивать» у царя исключения для своих ведомств, доказывая, что для них опыт важнее знаний. Постепенно эти исключения вошли в норму, смысл Указа был утерян. И реформатор Сперанский был отправлен в отставку.
Порочность чинов продолжала существовать.
Лишь кровавая драма 1825 года (восстание декабристов) заставила Николая I вновь обратить внимание на вопросы государственной службы. В годы его правления произошло фактическое разделениегосударственной службы на военную и гражданскую, каждая из которых стала постепенно приобретать свои специфические свойства.
В 1832 году был утвержден Свод Уставов о службе гражданской, который включал в себя три книги:
1)Свод Устава о службе по определению от правительства;
2)Свод Устава по выборам;
3)Свод Устава о пенсиях и единовременных пособиях.
В 1834 году принято «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе». В соответствии с этими документами гражданская служба и чиновничество получили свой правовой статус, порядок прохождения, профессиональные характеристики. Начали возникать элементы наемного труда.
Особенно много попыток изменений и дополнений в гражданскую службу было внесено после отмены крепостного права в 1861 году и проведения известных реформ Александра II.
Александр II начал реформы с образования «комиссии» - особого Совещательного собрания. Собрание осудило манию роста чинов, взяточничество и другие пороки служилых людей, а также предложило реформу всей системы управления, включавшую, в частности, желательность отмены «Табели», но лишь после значительного повышения жалованья чиновников. В результате жалованье за время царствования Александра возросло в среднем в 2 раза, но «Табель» осталась в неприкосновенности.
То же повторилось и при его сыне – Александре III. Он также утвердил в начале своего царствования Особое совещание,которое признало необходимым отменить чины, поскольку они стали архаикой, утратившей всякое положительное значение, они лишь стимулируют угодливое чинопочитание, не стесняющийся в средствах карьеризм, приводит в государственную службу людей беспринципных, обладающих вместо необходимых деловых и моральных качеств только неукротимым желанием любым путем «выбиться наверх». Главным выводом совещания стало предложение о слиянии чинов с должностями. Царь поначалу поддержал это вывод.
Но когда заключение Совещания было разослано на отзыв главам министерств и ведомств, все повернулось иначе. Подавляющее большинство министров высказалось против отмены чинов. Аргументы: чин-де возвышает его обладателя над прочими подданными, а поскольку он дается за службу государству, то тем самым укрепляет власть и поднимает её престиж.
И Александр III отказался от своих нововведений.
Новая комиссия по совершенствованию гражданской службы, по сложившейся традиции, была образована в начале царствования Николая II, в 1895г. – при Госсовете.Но комиссия работала неспешно – свой доклад она представила лишь в 1901 году. Содержавшиеся в ней предложения были нерадикальными – не был даже поставлен вопрос ни об отмене чинов, ни об упразднении сословного ценза. Предлагалось лишь заменить при чинопроизводстве принцип выслуги лет принципом поощрения за заслуги, а также восстановить отмененный полвека назад образовательный ценз для чиновников.
Лишь после революции 1905 года, в 1906году был принят закон об отмене сословного принципа при получении чинов и замене его критерием образования. Но сами чины все же сохранились.
Временное правительство в августе-сентябре 1917 года подготовило проект постановления «Об отмене гражданских чинов, орденов и других знаков отличия», но не успело его утвердить – произошла Октябрьская революция.
Большевистская партия, став правящей, первоначально, конечно, ориентировалась на отказ от услуг дореволюционной бюрократии и чиновников вообще, заменив их выборными от народа. Декрет ВЦИК и СНК от 24 ноября 1917 г. ликвидировал прежнюю иерархию государственных служащих и зафиксировал, что «все гражданские чины упраздняются» и «наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются».
Однако мечта о государстве – коммуне, в котором не будет профессиональной бюрократии и все станут управленцами, осталась нереализованной. Очень скоро выяснилось, что в охваченной гражданской войной стране для овладения ситуацией необходима четкая система организации власти и управления.
Становление жестко централизованной системы власти происходило на базе аппарата партии большевиков. В.И.Ленин был убежден, что в России нет другой политической силы, кроме партии большевиков, способной возглавить и повести народ от раскола к единству, а затем – к социализму. Партийный аппарат стал становым хребтом системы власти.
Это связано с тем, что в условиях развала только партия большевиков сохранила всероссийскую организацию: ячейки на фабриках, заводах, на селе, в армии, в массовых организациях (профсоюзы, Советы и т.п.), работоспособные партийные структуры на всех уровнях – ЦК, областные бюро, губернские, городские, районные комитеты. В силу этого партия была фактически готовой основой для формирования структур власти.
Кадровый корпус государственных служащих формировался прежде всего из членов РКП(б). Принципы отбора кадров были простыми:
-личные контакты видных большевиков с будущими назначенцами по революционной деятельности;
-выяснение социального происхождения и степени политической преданности целям большевистской партии.
В 1920 году 53% коммунистов являлись служащими советских учреждений. Власть по форме оставалась советской. Советы продолжали функционировать, однако советские органы постепенно теряли значение. Происходит сращивание партийного и советского аппаратов с переходом прерогативы принятия решений к партийным органам.
Однако, сфера управления, как известно, независимо от её уровня требует квалификации, компетентности, соответствующих навыков и качеств. А коммунистическая система власти призвала к управлению страной новую элиту, которая в большинстве своем не имела образования и навыков в управлении.
Отсутствие у большинства большевиков-партийцев элементарных управленческих знаний и опыта заставило, преодолевая сопротивление и нежелание сотрудничать с новой властью, привлечь в государственный аппарат значительную часть старого чиновничества. Управленцы соглашались работать не только под влиянием властей, но и в силу необходимости – государственная служба была для них единственным источником средств для жизни.
Таким образом, в первые годы советской власти корпус государственных служащих состоял как бы из двух частей:
-новая, советская управленческая бюрократия, которая исповедовала коммунистические принципы;
-старое, дореволюционное чиновничество, которое постепенно размывалось( либо полностью принимало новые принципы, либо вытеснялось, в том числе репрессивными методами).
В связи с тем, что как было сказано выше, во многих ведомствах преобладающую часть составляли рабоче-крестьянские представители, не имевшие ни знаний, ни опыта управленческой деятельности, развернулась подготовка квалифицированных управленческих кадров в Социалистической академии, коммунистических университетах, в разветвленной сети совпартшкол.
С окончанием гражданской войны и формированием СССР многие черты государственного управления, сложившиеся в первые годы советской власти, были упрочены. Коммунистическая партия оставалась ядром системы власти и инструментом государственного управления. Конституции 1936г. и особенно 1977г. прямо говорили о руководящей роли партии в обществе.
Важнейшими задачами партийных органов были подбор, воспитание и расстановка кадров:
-от колхозного бригадира до Председателя Совета Министров СССР
-от председателя сельского Совета до Председателя Верховного Совета СССР
Тогда же появилось понятие «номенклатура». Номенклатура представляла собой перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате, хозяйственных органах и в общественных организациях, кандидатуры на которые рассматривались и утверждались в партийных органах – от первичных партийных организаций до ЦК КПСС.
Номенклатурный принцип начал складываться сразу после прихода большевиков к власти, но в полном своем виде сформировался к концу 30-х годов и просуществовал до конца 80-х годов(номенклатура была отменена постановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990 года). Он охватывал всю сферу управления, хотя и не имел правового оформления.