Счет - фактура, составляемая плательщиками НДС, и особенности их применения
Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) к вычету или возмещению из бюджета соответствующих сумм НДС. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах (первый - покупателю, второй - продавцу) и выставлен покупателю не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Кроме того, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру в одном экземпляре для себя в следующих случаях: - при получении предоплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, том числе и по экспортным операциям; - при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами; - при выполнении обязанностей налогового агента; - при безвозмездной передаче имущества; - при получении финансовой помощи, денежных средств на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств (п.19 Правил); - при возникновении положительных суммовых разниц (в счете-фактуре следует указать формулировку: "Суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав" - см. п.19 Правил) Обязаны составлять счета-фактуры и вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур налогоплательщики: - по операциям, подлежащим налогообложению; - по операциям, освобожденным от налогообложения в соответствии со ст.149 НК РФ; - освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст.145 НК РФ. Не обязаны составлять счета-фактуры: - лица, не являющиеся плательщиками НДС; - организации (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению за наличный расчет, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (бланк строгой отчетности); - налогоплательщики по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), освобождаемых от налогообложения; - банки по операциям, освобождаемым от налогооб-ия; - страховые орг-ии по операциям, освобождаемым от налогооб-ия; - негос-ые пенс-ые фонды по операциям, освобождаемым от налогооб-ия. Если организация реализует товары (работы, услуги) через обособленные структурные подразделения, то согласно Письму МНС РФ счета-фактуры и книги продаж оформляются следующим образом: - счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются обособленными структурными подразделениями от имени организации; - нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации (можно резервировать номера по мере их выборки, или присваивать составные номера с индексом обособленного подразделения); - при заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным подразделениями, в строках 2 "Продавец" и 2а "Адрес" указываются реквизиты организации-продавца; в строке 2б "ИНН/КПП продавца" - КПП соответствующего структурного подразделения; в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" - наименование и почтовый адрес структурного подразделения; - журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета орг-ии; - порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж д.б. отражен в учетной политике орг-ии для целей налогообл-ия.
Функции налогов.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами гос-ой власти различных уровней с орг-ий и физ-их лиц в целях фин-ого обеспечения деятельности государства и (или) мун-ых образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание к-ых носит не безвозмездный характер, а явл-ся условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: - фискальную, - регулирующую, - стимулирующую, - контролирующую. Фискальная ф-ия налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. Контрольная ф-ия налогооб-ия — позволяет гос-ву отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогооб-ия предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предпр., предпр. инвалидов, сельскохозяйственным производителям, орг-иям, осуществляющим капитальные вложения в произв-во и благотворительную деят-ть, и т. д. Дестимулирующая ф-ия налогооб-ия — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.Можно назвать также воспроизвод-ую подф-ию, к-ая предназначена для аккумуляции ср-в на восстановление испол-ых ресурсов. Эту подф-ию вып-ют отчисления на воспроиз-во минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
31.Льготы по налогу на добавленную стоимость.
Льготы по НДС — это преимущества, предоставленные определ-ым субъектам предпр-ой деят-ти, связанные с полным или частичным освобождением от установленных законом обязательств по уплате данного налога в Государственный бюджет.
Глава 21 "НДС" предусматривает специальную статью, благодаря которой налогоплательщики имеют возможность использовать в своей хозяйственной деят-ти ряд льгот. Это статья 149 НК РФ.
Льготы
Все льготы по НДС делятся на 3 группы: 1) Операции, по которым применение льгот является обязательным (медицина, образов-е, культура, транспорт, искусство). 2) Операции, условно освобождаемые от налога – по ним применение льгот не является обязательным (часть банковских операций, проведение лотерей и т.д.). 3) Операции связанные с территориальностью налога (услуги по сдаче в аренду служебных помещений иностранным гражданам или организациям).Чтобы получить освобождение нужно вести раздельный учёт операций.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: 1)Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ: 2)услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необх-ть ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов соц-ой защиты населения; 3)услуг по содержанию детей в дошкольных учреж-ях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; 4) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, 5) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принад-ей. 6)почтовых марок; 7) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собст-ти; 8) монет из драгоценных металлов 9) долей в уставном (складочном) капитале орг-ий, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвест-ых фондах, ценных бумаг и инстр-ов;10) услуг, оказываемых без взимания доп-ой платы, по ремонту и техн-ому обслуживанию товаров и бытовых приборов; 11) услуг в сфере образ-ия по проведению неком-ими образ-ыми орг-ями учебно-производ-ого или воспитат-ого процесса, за исключ. консультац-ых услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.