Понятие и структура методологии познания государства и права
Государство и право принадлежат к числу сложных, многогранных объектов, изучение которых требует привлечения не одного, а целого ряда научных методов. Учение о наиболее целесообразных методах познания государственно-правовых явлений называется методологией и составляет важную часть науки теории государства и права. Методологический арсенал теории государства и права достаточно сложен. Он включает в себя различные по степени общности и познавательным задачам средства и методы познания, как заимствованные из других наук, так и разрабатываемые самой теорией государства и права.
Основой методологии вообще, и юридической методологии – в частности, выступает та философская система, которая определяет мировоззрение исследователя, предопределяя, в значительной мере, цели и результаты его исследования. Государственно-правовые явления привлекали внимание человека с давних пор и изучались в разное время с различных философских, мировоззренческих позиций (метафизики или диалектики, материализма или идеализма и т.д.), вызвав к жизни многообразные политико-правовые теории и доктрины. Современная наука стоит на позициях философии диалектического материализма, как всеобщего, универсального методапознания явлений природы, общества и мышления человека. Содержание метода материалистической диалектики образуют основные принципы познания, законы диалектики, категории диалектического и исторического материализма.
Главными принципами познаниягосударственно-правовых явлений на сегодняшний день являются:
1) принцип диалектического подхода, состоящий в изучении государства и права в процессе их исторического развития, с учетом тех изменений, которые происходят в них сообразно развитию и изменению самого человеческого общества;
2) принцип материалистического подхода, означающий признание государства и права продуктами экономического, социального и духовного развития общества. Не идеи или воля богов выступают причиной возникновения и существования государства и права, а материальные условия жизни людей: отношения производства и распределения, порождающие определенные формы собственности, обусловливают характер власти и права в обществе;
3) принцип всеобщей связи явлений(системности познания), требующий всестороннего исследования государства и права во всем многообразии их внутренних и внешних связей с окружающим миром, а также друг с другом;
3) принцип объективности, означающий научную беспристрастность исследования, умение видеть государство и право какими они есть в действительности, а не какими их хотелось бы видеть в угоду личным, групповым и иным коньюктурным интересам. Объективность – это «беспартийность» науки, ее ориентир на общечеловеческие ценности. Сокрытие или «дозирование» правды не просто тормозит развитие знаний, но превращает теорию государства и права в лженауку, не нужную (и даже вредную) для общества;
4) принцип научного плюрализма, предполагающий научную терпимость, умение собирать и использовать все то ценное, что накоплено правовой наукой разных стран и эпох для создания цельной системы представлений о государстве и праве. Плюралистическому подходу противостоит монистический, долгое время господствовавший в советской юридической науке, при котором правильной считалась лишь одна - марксистско-ленинская классовая теория государства и права, получившая «монополию на истину». Все другие теории признавались ложными и подвергались критике. Это обедняло знание о государстве и праве, не позволяло использовать достижения «коллективного разума человечества». Сегодня Конституция России закрепляет идеологическое многообразие, выражением которого в науке выступает принцип научного плюрализма.
Помимо принципов методологическое значение для теории государства и права имеют законы диалектики. Законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания раскрывают сущность всех явлений и процессов в мире, в том числе – в государственно-правовой сфере. Так, любое правоотношение отражает единство и противоположность субъективных прав и обязанностей его сторон, взаимопредполагающих друг друга. Противоречия социальной жизни, коллизии правовых норм, накапливаясь количественно, требуют качественного изменения структур механизма государства, обновления законодательства. Каждый новый исторический тип демократии, отрицая предыдущий, несет в себе его определенные черты и, в свою очередь, будет подвергнут отрицанию в дальнейшем. Таким образом, законы диалектики позволяют проникнуть вглубь природы государственно-правовых явлений, вскрыть закономерности и тенденции их развития, объяснить современное и даже прогнозировать будущее их состояние.
Общие (общенаучные и общелогические) методы– это приемы и способы исследования, применяемые во многих, в большинстве наук при обработке научной информации. К числу общих методов принадлежат: анализ (мысленное расчленение и изучение объекта по частям) и синтез (воссоединение в понятии целого из его частей и признаков), индукция (движение от частного знания к общему) и дедукция (выводы о частном на основе общего знания), структурно-системный (изучение строения явления с точки зрения связи его элементов), функциональный (выявление роли, социального назначения и направлений воздействия одного явления на другие) и др.
Специальные методы, получив разработку в рамках одной области знаний, находят свое применение в ряде других, в том числе – в юридической науке. Специальные методы включают как предметные (приборы), так и мыслительные средства. К ним относят математический, социологический, статистический, филологический, кибернетический и другие методы, необходимые для получения и систематизации научной информации о государственных и правовых явлениях.
Наконец, частные методы правовой науки вырабатываются самой теорией государства и права и используются только в пределах юриспруденции. Они не многочисленны и в наибольшей степени приспособлены к сбору точных данных о государстве и праве.
Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление государственных и правовых явлений и процессов разных стран и эпох с целью установления сходства или различий между ними. Предмет теории государства и права, как говорилось выше, составляют общие государственно-правовые закономерности, поэтому он по сути своей не должен и не может быть ограничен пределами одной или нескольких стран. Мировые интеграционные процессы, восприятие отечественным правом ценностей мировой цивилизации, опыта построения правового государства предполагает использование сравнительного метода. Особенно возрастает значение этого метода в период реформ, когда достоинства и недостатки вновь созданных государственных органов или законов оцениваются в сравнении с предыдущими, а также с аналогичными – в других странах.
Специально-юридический (нормативно-догматический) метод состоит в изучении государства и права «в чистом виде», т. е. вне связи их с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями. Один из основателей «чистой» теории права Г. Кельзен (ХХ в.) писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле». Этот метод позволяет описывать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внутренние и внешние формы, формулировать на основе специальных терминов определения юридических понятий.
Метод государственно-правового моделирования предполагает изучение государственных и правовых явлений и процессов на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов. Зная свойства и признаки модели, можно с высокой степенью точности судить о ее реальном прототипе. Моделирование помогает при поиске оптимальных схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и проч.
Метод государственно-правового эксперимента позволяет на ограниченном пространстве проверить новые теоретические модели государственно-правового развития (создание свободных экономических зон, введение особых режимов управления отдельными предприятиями) и т. д.
К частным методам юриспруденции относятся, также, методы толкования права, построения следственных версий, криминалистической идентификации и некоторые другие. Нетрудно заметить, что частные методы являются определенной модификацией общих и специальных методов, их конкретизаций применительно к специфике познаваемых государственно-правовых явлений. В то же время, успешное использование юридической наукой всего ее научного инструментария возможно только при непременном следовании основным философским принципам и законам познания. Таким образом, методология правоведения имеет многоуровневый характер и включает универсальный, общие, специальные и частно-научные методы. Причем, каждый последующий уровень является продолжением и дальнейшей конкретизацией предыдущего. Так, принцип системности познания воплощается в общенаучном системно-структурном методе и непосредственно реализуется в частном методе систематизации законодательства. Конечно, все эти методы применяются не одновременно, а «обслуживают» разные этапы познавательного процесса. В познании, как и при езде в лифте, нельзя попасть на верхние этажи, минуя нижние. На нижнем – эмпирическом уровне познания осуществляется сбор, фиксация (сохранение) и первоначальная сортировка объективных данных о государственных и правовых явлениях. При этом используются частно-правовые и специальные методы, оптимально приспособленные к особенностям информации о таких объектах, как государство и право (социологический, сравнительно-правовой и др.).
Но факты сами по себе ничего не доказывают и не опровергают, не способны объяснять или предсказывать государственно-правовые процессы. Поэтому от эмпирического познание поднимается на более высокий – научно-теоретический уровень, где происходит осмысление, обобщение, интерпретация, оценка накопленной информации и построение на ее основе теоретических понятий, конструкций; гипотез и т. д.
Поскольку оперирование информацией является разновидностью мыслительной деятельности, общей для познавательных процессов во всех сферах, оно необходимо включает в себя общелогические (анализ, синтез, абстрагирование и др.) и общенаучные методы (математический, системно-структурный, функциональный и др.). И, наконец, на заключительном этапе познания теоретические взгляды, концепции должны занять свое место в общей системе знаний и представлений человека об окружающем мире, составив органическую часть мировоззрения личности (философский уровень).
Таким образом, методология теории государства и права – это применение обусловленной материалистической диалектикой совокупности общих, специальных и частных методов исследования государственно-правовых явлений.
Методы теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки | ||||
Частнонаучные методы | Всеобщие методы | Общенаучные методы | ||
- Статистический метод; - Формально – юридический; - Сравнительно – правовой; - Конкретно –социологический | -Диалектика; -Метафизика; -Идеализм (субъективный и объективный) | -Анализ; -Синтез; -Системный подход; - Функциональный подход | ||
4. Функции теории государства и права, ее роль в профессиональном юридическом образовании.
Как особая, специальная область научного знания теория государства и права выполняет определенные функции, выражающие ее социальную ценность и конкретизирующие ее служебное назначение в обществе.
1. Гносеологическая (познавательная) функция не является специфичной только для теории, но присуща любой науке. Она заключается в глубоком и всестороннем познании теорией своего предмета. Не обладая объективным знанием о закономерностях государственно-правовых явлений, теория государства и права не просто лишается своего предмета, а вместе с ним и статуса самостоятельной науки, но и оказывается неспособной выполнять иные функции, а значит – становится ненужной обществу.
В рамках гносеологической функции теоретически можно выделить два направления: констатационное (сбор и фиксация объективных данных о том, что и как в государственно-правовой сфере есть на самом деле) и интерпретационное (анализ и оценка собранной информации, попытки ее объяснения и выработка к ней определенного отношения).
2. Прогностическая функция состоит в возможности науки предугадывать, прогнозировать состояние государственно-правовых явлений в будущем на основе изучения тенденций их предыдущего развития. Разумеется, достоверность таких прогнозов прямо зависит от полноты и объективности собранных данных, правильной их оценки, т.е. от состояния гносеологической функции науки. Без научного прогнозирования нельзя грамотно и эффективно управлять государственно-правовой сферой жизни общества.
3. Эвристическая функция науки означает постоянное развитие, «приращение» ее предмета за счет новых научных открытий. Теория государства и права – не догма, претендующая на незыблемость и завершенность своих постулатов. Это живое и творческое учение, развивающееся от незнания – к знанию, от знаний неполных и неточных – ко все более полным и точным, от научной гипотезы – к научной концепции. С изменением исторических условий существования общества, теория призвана открывать все новые закономерности его государственно-правового развития.
4. Мировоззренческая функция теории заключается в ее способности формировать правовое сознание и правовую культуру личности, целостную систему обобщенных взглядов на государственно-правовую действительность. Юридическое мировоззрение помогает человеку правильно ориентироваться в вопросах внутренней и внешней политики государства, прививает уважение к праву, дает глубокое научное понимание политико-правовых процессов и происходящих в обществе перемен, способствует формированию активной гражданской позиции личности.
5. Прагматическая (практически-прикладная) функция науки состоит в ее направляющем воздействии на юридическую практику всех уровней. Опираясь на познанные теорией закономерности, обосновываются научные рекомендации по оптимизации структуры, форм и методов деятельности государственного механизма, совершенствованию содержания и технико-юридических средств выражения источников права, организации правового воспитания населения и др.
6. Методологическая функция теории государства и права отражает ее особое, ведущее место и роль в системе правоведения. Теория раскрывает глубинные связи и отношения государственно-правовых явлений и формулирует на этой основе главные, основополагающие выводы, имеющие принципиальное значение для всех юридических наук, юридической практики в целом. Вырабатываемые ею понятия, категории, принципы, структуры, выражающие закономерности государственно-правовых явлений, выступают «несущими конструкциями» отраслевых и иных юридических наук, служат «ключом» к решению частных отраслевых проблем. Кроме того, благодаря понятийному аппарату теории государства и права создается универсальный юридический язык, который обеспечивает взаимопонимание между представителями разных отраслей правоведения. Вообще, любая теория (если она верна) не только обобщает и систематизирует накопленную по предмету информацию, но и служит средством поиска новых знаний. То есть теория превращается в метод дальнейшей теоретической и практической деятельности, а метод, в свою очередь, - это теория, обращенная к практике. Более того, степень зрелости теории определяется именно ее способностью служить методом научного познания.
Рекомендованная литература:
Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. М., 1999.
Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.
Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4.
Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.
Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.
Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник для вузов. М., 1995.
Леви Э. Введение в правовое мышление. М., 1995.
Магазинер Я.М., Правоведение в системе наук // Правоведение. 1998. № 1.
Малахов В.П. Основы философии права. М., 2005.
Нерсесянц В.С. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции // Государство и право. 2001. № 6.
Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1999.
Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. № 2.
Поляков А.В., Тимошина Е.В. Теория государства и права на рубеже веков: проблемы и перспективы // Правоведение. 2000. № 3.
Пучков О.А. Теория государства и права: проблемы и перспективы // Правоведение. 2001. № 6.
Социология права. Учебное пособие. Под ред. Сырых В.М. М., 2002.
Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001. № 1.
Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях // Государство и право. М., 1992. № 3.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права: Учебное пособие. М., 1997.
Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право, 1996, № 12.
Вопросы студентам для самопроверки:
1. Что изучает дисциплина «Теория государства и права»
2. Роль и значение дисциплины «Теории государства и права» в современном обществе.
3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
4. Функции теории государства и права как науки