Внутренняя политика государства

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. произошёл очередной дворцовый переворот. Павел был убит, и российским императором стал его стар- ший сын 23-летний Александр I (годы царствования 1801–1825). Со- временники отмечали «неопределённость и раздвоенность его харак- тера». В этом сыграли свою роль прежде всего воспитание, а затем образование. «Судьба поставила его между бабкой и отцом как пред- мет ревности и спора. Отсюда родилась «неизбежная привычка к дву- личию и притворству». Обучение своего любимца Екатерина II вве- рила передовому воспитателю, швейцарцу Лагарпу, поклоннику рес- публиканских идей и политической свободы. Оказавшись под влия- нием двух противоположных по сути мировоззрений – традиционных

монархистских и передовых республиканских, Александр I не успел

(образование и воспитание было прервано ранней его женитьбой в

1793 г.) и не смог приобрести твёрдых убеждений. Вероятно, потому личность Александра I была лишена цельности и определённости, и он легко приспосабливался к совершенно различным идеям и чувствам. От-

сюда становятся понятными его «переходы от религиозного равнодушия

почти к религиозному экстазу, от освободительных стремлений – к ре-

акции, от Сперанского – к Аракчееву». (С.Ф. Платонов).

Реформы Александра I. Александр вступил на престол как изба- витель Отечества от порядков Павла, как продолжатель традиций ве- ликих предков, прежде всего Екатерины II. Действительно, царь от- менил наиболее ненавистные для дворянства распоряжения Павла. Он удалил его любимцев, объявил широкую амнистию осуждённым, возвратил к прежним служебным занятиям остальных вельмож и чи- новников. Разрешил ввоз иностранных книг, снял запрет на выезд за границу, издал указ об уничтожении Тайной экспедиции и восстано- вил Жалованную грамоту дворянству, поменял и военную форму, уничтожив ненавистные прусские мундиры.

В марте 1801 г. при императоре создаётся Непременный совет – совещательный орган из 12 человек для обсуждения государственных вопросов. В него вошли вельможи екатерининской поры, взгляды ко- торых были весьма консервативны, чем тяготился молодой импера- тор. Гораздо ближе ему стал так называемый Негласный комитет, ко- торый высшая знать окрестила «якобинской шайкой». В него вошли граф В. Кочубей, П. Строганов, польский князь А. Чарторыйский и Н. Новосильцев – довольно узкий круг молодых приятелей Алексан- дра I, мечтательных либералов. И Александр I, воспитанный, как мы помним, в либеральном духе, мечтал «обуздать деспотизм нашего правительства», как сам он выражался.

Из проблем, которые пытался решить Александр I в первые го- ды царствования, можно выделить следующие: реформирование ад- министративного аппарата, крестьянский вопрос и создание системы образования.

Уже в царствование Павла I всем причастным к управлению

страной лицам было очевидно, что в таком виде государственный ап- парат существовать не может. В системе центральной администрации наблюдался явный беспорядок. Всё управление империей распреде- лялось между Сенатом, который являлся и исполнительным, и судеб- ным органом, и коллегиями. При этом функции коллегий не были

точно определены. Области, завоёванные при Екатерине II, управля- лись почти бесконтрольно отдельными лицами. В стране процветали казнокрадство, заметно снизились авторитет и роль Сената. Всё это требовало реформ государственного управления.

В сентябре 1802 г. был издан Указ о правах Сената и учрежде- нии министерств. Сенат признавался верховным органом власти, об- ладающим административной, судебной и контролирующей властью. К 1825 г. в составе Сената числилось 102 сенатора, 90% из них при- надлежали к дворянству. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, однако эту должность стал занимать министр юстиции. Таким обра- зом, высшее судебное учреждение империи оказалось подчинённым одному из министерств.

Одновременно, как уже говорилось, произошла замена коллегий министерствами. Было образовано восемь министерств: военное, мор- ское, иностранных дел, финансов, народного просвещения, юстиции и коммерции – они становились центральными органами исполни- тельной власти. Во главе каждого из них стоял министр и его това- рищ. Министры назначались императором и фактически были ответ- ственны только перед ним. Таким образом, они получали практиче- ски неограниченную власть в своей отрасли управления. Учреждался также Комитет министров, который фактически стал высшим адми- нистративным органом страны и обязан был объединять и направлять деятельность различных министерств. Однако на практике он стал местом совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками и зачастую занимался не свойственными ему делами, к примеру судебными разбирательствами.

На местах вся полнота власти принадлежала губернаторам. Од- нако министерская реформа поставила их в двойное положение. С од- ной стороны, они назначались царём и ему подчинялись, с другой – являлись чиновниками Министерства внутренних дел и тем самым за- висели от министра. А исполнительный орган при губернаторе остался подчинённым Сенату. Эта неясность, кто кому подчинён, вносила пу- таницу и произвол.

Таким образом, после всех осуществленных преобразований го- сударственного аппарата функции отдельных органов власти не были чётко определены, отсутствовал контроль за исполнением правитель-

ственных решений, царила неразбериха, процветала бюрократия, каз-

нокрадство и произвол, выросли штаты чиновников (численный со-

став российского чиновничества возрос с 16 тыс. человек в начале ве- ка до 61 тыс. к 1847 г.) – это стало отличительной чертой правитель- ственной власти того времени.

Во главе всей этой пирамиды власти стоял, как и прежде, импе- ратор, который единолично издавал законы и сам же следил за их ис- полнением, был верховным судьёй, бесконтрольно распоряжался фи- нансами, т. е. обладал абсолютной самодержавной властью.

Войны с Ираном (1805–1813 гг.), Турцией (18061812 гг.), с Францией (1805, 1806–1807 гг.) потребовали больших материальных ресурсов. А война с Францией, закончившаяся к тому же поражением

и подписанием невыгодного для страны мира, вызвала возмущение в России. Этот договор ударил не только по национальному самолю- бию – 100 лет Россия не знала поражений, но и по материальному благосостоянию дворянства, всему хозяйству страны. В стране зрело недовольство, направленное лично против Александра I. Опасаясь возможного дворцового переворота, Александр I стремился продол- жить начатые реформы с тем, чтобы укрепить власть. С этой целью в

1808 г. император поручает подготовить проект государственных преобразований в России своему советнику М.М. Сперанскому, челове- ку талантливому и блестяще образованному. К концу 1809 г. М.М. Спе- ранский представил документ, названный им «Введение к уложению государственных законов». В нём М. Сперанский отмечал, что суще-

ствующее общественное устройство «несвойственно уже более со- стоянию общественного духа». В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет «только облечь правление самодержавное всеми внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и то же пространст- во самодержавия».

Согласно проекту во главе государства должен стоять монарх, облечённый всей полнотой власти, а при нём – Государственный со- вет, представляющий совещательный орган из назначаемых царём сановников. В Совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия, через него к государю поступают все дела от ниже- стоящих органов – таким путём осуществляется единство всей дея-

тельности правительства.

Кроме того, должны быть сформированы выборные Государст- венная Дума и местные думы (волостные, окружные и губернские). Государственная Дума обсуждает предложенные ей законопроекты и через Государственный совет передаёт на утверждение императору.

М. Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной власти. Волостные, окружные и губернские суды должны быть выборными и с участием присяжных. Однако высшая судебная инстанция – Сенат – должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернские думы. Исполнитель- ной властью на местах являлись правления – волостные, окружные и губернские, избираемые местными думами. А высшей исполнитель- ной властью становились министерства.

Избирательная система имела в основе не сословный – феодаль- ный принцип, а буржуазный – учитывался имущественный ценз. Всё население России делилось на три категории: дворянство, люди

«среднего состояния» и народ рабочий. Первые две категории населе- ния обладали гражданскими и политическими правами, последние – только общими гражданскими правами.

Объективно этот проект был направлен на некоторое ограниче- ние самодержавия путём расширения прав дворян и других сословий, на более быструю эволюцию абсолютной монархии в сторону буржу- азной монархии.

Однако этот проект не нашёл поддержки среди высших государ- ственных сановников и осуществлён не был. Вместо этого в 1810 г. был учреждён лишь Государственный совет. Предполагалось, что он будет высшим законосовещательным органом империи. Члены Совета назначались императором только из одного сословия - дворянства. Его решение принимались большинством голосов и представлялись царю. В соответствии с этим все законы должны были содержать формулу:

«Вняв мнению Государственного совета», однако она очень быстро исчезла из употребления. С течением незначительного времени Госу- дарственный совет потерял статус законосовещательного органа, и по- степенно его наделили финансовыми, судебными и другими, совсем не свойственными его первоначальному назначению функциями.

В марте 1812 г. М.М. Сперанский был отстранён от государст- венной деятельности и отправлен в ссылку. Столь скорая расправа над ним связывается не только с непопулярностью его проекта среди высшей знати и чиновничества, но и с переменой во внешней поли- тике Александра I. М.М. Сперанский был ближайшим советником Александра I в пору его сближения с Францией в 1807–1811 гг., был как бы символом этого сближения, а потому должен был сойти со сцены при обострении отношений между Россией и Францией.

Таким образом, ни одна из проведённых в этот период реформ государственного аппарата ни в коей степени не изменила основ фео- дально-абсолютистского строя.

Крестьянский вопрос. В назревшей необходимости его решения шли разговоры на заседаниях Негласного комитета. Одни стояли за радикальные меры, например П. Кочубей, другие предлагали дейст-

вовать постепенно, не раздражая помещиков.

Но Александр I занимал нерешительную позицию. И вместо крестьянской реформы последовали указы, которые практически ни- чего не решили в крестьянском вопросе.

Указ в 1801 г. запрещал печатать в «Санкт-Петербургских ведо- мостях» объявления о продаже крестьян без земли и с раздроблением семьи. Однако находчивые помещики стали заменять слово «прода- жа» фразой «отдача в услужение», и, таким образом, закон был обой- дён. В том же году последовал указ о праве купцов, мещан и казён- ных крестьян покупать свободные земли без крестьян и владеть всем,

«что на поверхности и в недрах их находится». Тем самым указ давал начало буржуазному землепользованию в России, разрушал одновре-

менно многовековую монополию дворянства, которое одно могло приобретать землю в личную собственность.

Но наибольшее значение из всех законов по крестьянскому во- просу имел Указ о свободных хлебопашцах 1803 г. Он давал право помещикам по своему усмотрению отпускать своих крестьян едино- лично или целым селением с земли на волю по собственному догово- ру. Отпущенные по этому указу крестьяне становились свободными хлебопашцами и составляли особую категорию населения, занимая промежуточное положение между государственными и помещичьи- ми. Но этот документ носил характер частного разрешения и не мог решить острой проблемы наделения крестьян землёй и их освобож- дения. За 25 лет в разряд свободных хлебопашцев перешло всего око-

ло 50 тыс. крестьян.

В начале ХIХ в. правительство сократило раздачу казённых кре- стьян в частные руки, однако практически ничего не сделало для ре- шения крестьянского вопроса.

Просвещение. Население страны было практически неграмот-

ным. Правительственный аппарат был заполнен в основном малогра- мотными служащими. Порой с большим трудом можно было подыс- кать образованного человека даже на должность губернатора. От по- добного положения страдало управление государством, сдерживалось

развитие торговли и промышленности, ощущалась нехватка образо-

ванных технических, военных кадров, чиновников различного ранга.

Учитывая это, правительство приняло решение о создании еди- ной системы просвещения. Новая структура образования имела четы- ре ступени: приходские школы для низших слоев населения (одно-

классные), где обучали чтению, письму, закону божьему; уездные училища для горожан, купцов и мещан (двухклассные); губернские (четырёхклассные) гимназии для дворян и университеты. Предпола- галась преемственность в программах между этими учебными заве- дениями, что открывало возможность получения полного образова- ния для всех слоёв населения.

В России появились новые университеты: Дерптский (немецкий) в 1802 г., Виленский – (польский) в 1803 г., Харьковский – в 1804 г., Петербургский – в 1819 г. На правах университетов исключительно для дворян были открыты: Царскосельский лицей в 1811 г., Демидов- ский лицей в Ярославле, лицей Безбородко в Нежине.

В 1804 г. был принят указ, который предусматривал автономию

университетской жизни: выборность ректора и профессуры, собст- венный суд и невмешательство администрации в дела университетов. В уставе не устанавливалась привилегия дворян на поступление в университет. Выпускники гимназий зачислялись без экзаменов.

Эти мероприятия, бесспорно, имели свой результат, однако для низших слоев образование оставалось практически недоступным.

Деятельность Александра I в первое десятилетие его царствова- ния носила, бесспорно, преобразовательный характер. Однако ре- формы его, как отмечал В.О. Ключевский, «недостаточно обдумыва- лись и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другим, велись чрезвычайно торопливо...». А в целом это была политика, направленная на защиту интересов дворянства и объектив-

но вела к усилению верховной власти. Эти преобразования в стране были прерваны наполеоновским нашествием.

Дорогой ценой заплатила страна за победу в Отечественной войне 1812 г. В ходе её погибло около 2 млн человек. Расходы на

войну превысили 200 млн руб., более 1 млрд составила общая сумма материальных потерь. Война затронула все слои русского общества,

однако основная её тяжесть пала на плечи крестьянства. Крестьянст-

во, ожидавшее в награду за победу над врагом получить освобожде- ние от крепостной зависимости, по-прежнему оставалось в кабале у крепостников. И проблема крепостного права оставалась острейшей в

государстве. С одной стороны, нараставший протест крестьян против крепостничества вызывал тревогу царского двора. С другой – низкая производительность крепостного труда, а отсюда нищета деревни от- рицательно сказывались на доходах государства.

Правительству был представлен целый ряд проектов освобож- дения крестьян. Однако ни один из них не получил практического воплощения. Лишь в прибалтийских губерниях была проведена кре- стьянская реформа, и в 1816 г. эстляндские, а в 1819 г. лифляндские крестьяне получили личную свободу, но без земли, которая провоз- глашалась собственностью помещика. Таким образом, юридическая форма зависимости крестьян от помещика заменялась не менее тяжё- лой – экономической, поземельной. Реформа эта не сыграла заметной роли в России, так как регион этот отличался специфическими усло- виями развития, а кроме того, существовал языковой барьер.

На волне преобразований Александр I подписал в ноябре 1815 г.

Конституцию образованного в составе Российской империи Царства

Польского. Высшую законодательную власть осуществляли сейм, со- биравшийся раз в два года, и постоянно действующий Государствен- ный совет. Провозглашались свобода печати и личности. Все акты должны были совершаться на польском языке. Королём провозгла- шался император, представленный в Варшаве наместником либо из лиц царской фамилии, либо из поляков.

Открывая весной 1818 г. Варшавский сейм, Александр I заявил, что намерен ограничить самодержавие и в самой России. В этом же го- ду он поручил министру юстиции Н. Новосельцеву подготовить план конституционного устройства России. Однако настроения российского дворянства были таковы, что внедрять в жизнь этот проект Александр

не решился. Таким образом, наметившееся к концу царствования Алек- сандра I угасание реформ и нарастание консервативных тенденций объясняется не только изменениями в настроении царя, но и отсутстви- ем поддержки его реформаторской деятельности в обществе.

Одним из наиболее уродливых проявлений аракчеевщины в Рос-

сии стали военные поселения. Эта идея принадлежала Александру I, который надеялся таким путём значительно увеличить действующую армию. Осенью 1816 г. Аракчеев приступил к выполнению царского поручения. За 10 лет в разряд военных поселений было переведено

375 тыс. государственных крестьян, что составило 1/3 русской армии. Жизнь поселенцев была поистине рабской, что вызвало крупные вы- ступления протеста в 1818–1819 гг., которые были жестоко подавле-

ны регулярными войсками. Об усмирении восставших Аракчеев до- ложил личным рапортом государю, на котором царь написал: «Благо- дарю тебя искренне, от чистого сердца за все твои труды».

Начавшаяся реакция в стране затронула просвещение и культу- ру. В 1816 г. Александр I назначил на пост министра просвещения обер-прокурора Святейшего Синода князя А.Н. Голицына, и в 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано в Министерство ду- ховных дел и народного просвещения. Теперь борьба с революцион- ными идеями, распространившимися в стране, велась посредством расширения религиозной пропаганды. Была создана новая, более строгая организация надзора за печатью. Начались гонения на выс- шую школу. В Петербургском университете лучших профессоров философии, всеобщей истории, статистики обвинили в неблагонаме- ренности, уволили с работы и отдали под суд.

Таким образом, политика самодержавия после войны 1812 г. сводилась главным образом к усилению централизации власти, её бюрократизации, к стремлению регламентировать и поставить под контроль все стороны общественной жизни. И носила, таким обра- зом, консервативный характер.

Преобразования Николая I. 18 ноября 1825 г. на 48-м году жизни Александр I скоропостижно скончался от болезни. Его преемником на престоле стал брат, третий сын Павла I, Николай I, родившийся 25

июня 1796 г. «Воспитан он был кое-как, так как готовился к военной карьере. Его не посвящали в вопросы внешней политики, не давали ему участия в серьёзных государственных делах» (В. Ключевский). По свидетельству современников, он был солдат по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности.

Его царствование началось с расправы над декабристами, с ви- селиц и ссылок в Сибирь. На восстание самодержавие ответило уже- сточением военно-крепостнической власти, созданием внутренних звеньев управления без каких-либо их коренных перемен.

Дела, представлявшие особую важность, Николай I стремился подчинить своему личному контролю. Для этой цели была создана Собственная его императорского величества канцелярия, состоявшая

из шести отделений.

Николай I попытался упорядочить русское законодательство (о не-

обходимости этого говорили на следствии декабристы). Эта работа осу- ществлялась во II Отделении канцелярии под руководством М.М. Спе- ранского, который из разных канцелярий и архивов собрал все указы,

начиная с Уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и рас- положил их в хронологическом порядке. Составленный сборник на- зывался «Полное собрание законов Российской империи», насчиты- вал 45 томов и был опубликован в 1830 г. М.М. Сперанский сделал также отбор и произвёл классификацию действующих законов. Полу- чился «Свод законов Российской империи» в 15 томах, он стал офи- циальным руководством в практике царского суда и управления.

Политика правительства, как уже говорилось, приняла с самого начала царствования Николая I репрессивный характер. Особое вни- мание было обращено на расширение полицейского аппарата. Особую роль в этом сыграло III Отделение канцелярии, которое возглавлял А.Х. Бенкендорф. Служебные функции III Отделения были достаточно широкими: ведение дел высшей политической полиции, осуществле- ние высылки подозрительных лиц, заведование местами заключения, осуществление контроля за театральной деятельностью в стране и т.д.

III Отделению был придан корпус жандармов, а вся страна по-

делена на восемь жандармских округов. Целью этих мероприятий яв- лялось осуществление слежки и наблюдения за частной жизнью на- селения. Сосредоточив в своих руках огромную власть, осуществляя шпионаж и подкуп, действуя с помощью тайных агентов, III Отделе- ние, по словам современников, стало «государством в государстве». Многие передовые люди России стали его жертвами.

В экономическом и политическом отношении помещики остава-

лись основной опорой самодержавия. Ряд мероприятий правительства был направлен на поддержку этого сословия, ибо процесс обеднения и разорения дворянских имений продолжался. В 1845 г. были повы- шены чины, дававшие дворянское звание. Теперь звание потомствен- ного дворянина могли получить чиновники не восьмого, а пятого класса; звание личного дворянина получали чиновники не двенадца-

того, а девятого класса. Это ограничило доступ в дворянское сосло-

вие. В этом же году был принят закон, разрешавший крупным поме- щикам объявлять свои имения заповедными с целью предотвращения дальнейшего дробления дворянских имений.

Дворянам также выдавались денежные ссуды, дворянские дети бесплатно принимались в специальные военные и гражданские учре- ждения, были приняты и другие меры. Однако это не принесло ожи- даемого результата – крепостное помещичье хозяйство переживало

стадию разложения.

Новый император был вынужден также приступить и к решению крестьянского вопроса, который крайне обострился к этому времени.

Правительством Николая I было издано более 100 указов по ограни- чению власти помещиков над крестьянами. Законом 1827 г. запреща- лось отдавать крестьян на заводы. Закон 1833 г. запретил продавать крестьян с публичного торга с раздроблением их семей, дарить их или платить ими частные долги. По закону 1848 г. крестьяне получи- ли право с согласия помещиков приобретать недвижимую собствен- ность. Наконец, в 1845–1846 гг. юридически были определены нормы наказаний крестьян помещиками. Однако все эти меры лишь регла- ментировали крепостное право, которое оставалось незыблемым. Наиболее значительным мероприятием правительства можно считать реформу второй половины 30-х годов, которая касалась государст- венных крестьян. Было организовано частичное переселение крестьян из густонаселённых районов, увеличены земельные наделы, умень- шены подати, создана сеть медицинских и учебных учреждений в де- ревнях и сёлах.

Однако в целом ни Александру I, ни Николаю I не удалось унич- тожить главный узел противоречий в деревне - покончить с системой крепостнических отношений. В своих попытках смягчить крепостное право самодержавие следовало главному принципу: не ущемить инте- ресы помещиков. И этим самым власть обрекала себя на неудачу, а Россия стремительно приближалась к глубочайшему кризису.

Внешняя политика

Борьба России против экспансии Франции. Отечественная вой- на 1812 г. В течение ХVIII в. Россия обрела важное место в системе международных отношений. К его концу она обладала сильной арми- ей, насчитывавшей около 0,5 млн человек, имела постоянные дипло- матические отношения со многими государствами Европы, Осман- ской империей и Соединёнными Штатами Америки.

Главным противоречием в международных отношениях начала ХIХ в. оставалась борьба Англии и Франции за экономическое и по- литическое господство. Россия не намеревалась вмешиваться в сопер- ничество двух держав, однако сохранить нейтралитет Александру I не удалось. Агрессивные действия Наполеона затронули интересы Рос- сии в Европе, также обострились русско-французские противоречия в восточном вопросе, где французская дипломатия поставила себе це- лью подорвать русско-турецкий союз. Таким образом, главной зада- чей внешней политики России в начале XIX в. оставалось сдержива- ние французской экспансии в Европе.

В 1805 г. Англией и Россией была подписана союзная конвенция против Франции, к которой затем присоединились Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство. В этом же году начались военные действия в Европе. Участники конвенции поставили целью возвра- тить Францию в старые её границы, т.е. изгнать её из Германии, Ита- лии, Швейцарии и Голландии. 20 ноября 1805 г. близ деревни Ау- стерлиц в 120 км от Вены произошло генеральное сражение войск Наполеона против армий Австрии и России. Русско-австрийские войска потерпели не просто поражение, а полный разгром, потеряв 15 тыс. убитыми, 20 тыс. ранеными. Австрия была вынуждена подписать с победителем сепаратный мирный договор.

Русское правительство после некоторых колебаний решило про- должить борьбу с Наполеоном. В 1806 г. сложилась антинаполеонов- ская коалиция (четвёртая по счёту), куда вошли Англия, Россия, Швеция и Пруссия. Однако Пруссия потерпела поражение уже через три недели после начала военных действий. А 14 июня 1807 г. в мес- течке Фридланд в Восточной Пруссии проиграли сражение русские войска, потеряв 25 тыс. убитыми и ранеными и оставив всю артилле- рию. 19 июня войска Наполеона достигли Немана и остановились у Тильзита – на границе Российской империи. Поражение русской ар- мии при Фридланде, сложная обстановка на Востоке (с 1804 г. Россия вела войну с Ираном, а с 1806 г. – с Османской империей) заставили Александра I вступить с Наполеоном в переговоры о мире. В Тильзи- те 25 июня 1807 г. были подписаны соглашения о мире и дружбе и о наступательном и оборонительном союзе между Францией и Россией. По договору Россия не понесла территориальных потерь, однако влияние её в Центральной Европе было ослаблено. А образование герцогства Варшавского стало для Франции плацдармом для даль- нейшего наступления на Россию. Однако наиболее тяжёлым для Рос- сии был пункт об участии её в континентальной блокаде против Анг- лии. Прекращение торговли с ней тяжело отразилось на экономике страны и ударило по интересам дворянства и купечества. Были утра- чены также позиции России и в Средиземноморье, завоёванные в конце ХVIII – начале ХIХ вв. Вместе с тем мир с Наполеоном был для России необходимостью – затягивать войну с Францией было не только бесперспективно, но и рискованно.

В 1808–1809 гг. Россия согласно условиям Тильзитского мира оказалась втянутой в войну со Швецией. Результатом этой войны стало присоединение Финляндии с Аландскими островами к России на пра-

вах великого княжества. При этом Финляндия как автономное государ- ство имела свои внутренние законы, свою конституцию и свой изби- раемый четырёхсословный сейм. Все доходы княжества шли на его внутренние нужды и не поступали в общеимперскую казну. Делопро- изводство в княжестве велось на шведском языке, а с середины ХIХ в. Финляндия получила свою самостоятельную денежную систему. Всё это способствовало быстрому развитию экономики Финляндии.

Условия Тильзитского мира оказались слишком невыгодны для

России. Континентальная блокада постоянно нарушалась. Это приве- ло к обострению русско-французских отношений. В июне 1812 г. На- полеон начал поход на Россию.

Отечественная война 1812 г. была крупнейшим событием рус- ской истории, имевшим общеевропейское и мировое значение. Для России она носила освободительный, справедливый характер, а пото- му способствовала росту национального самосознания.

Главной причиной её возникновения было стремление француз- ской крупной буржуазии к мировому господству, а выразителем этой агрессивной политики стал Наполеон Бонапарт. Справедливые войны времён революции он превратил в захватнические, разгромив Прус-

сию, Австрию, Италию, Голландию и стремясь подчинить своему контролю все страны Европы. На пути к достижению этой цели стоя- ли Англия и Россия. Наполеон стремился подчинить Россию и ис- пользовать её в своих дальнейших планах. Замыслы Наполеона ком- ментировал русский посол в Париже князь А.Б. Куракин. В августе

1811 г. он писал: «Французский император готовит против русских войну, цель которой оттеснить Россию к прежним границам, лишить её территорий, завоёванных ею у Швеции и Польши, возродив это королевство, низвести её к тому положению, в котором она находи- лась до славного царствования Петра Великого – одним словом, пре- вратить её в чисто азиатскую державу, лишив того положения одной из первых держав, которое она сейчас занимает».

Наполеону к 1811 г. удалось создать антирусскую коалицию и вовлечь в неё почти все государства Европы. Ни одну из своих войн

Бонапарт не готовил так тщательно, как войну против России. Ему удалось сформировать армию численностью свыше 600 тыс. человек,

ядро которой составляла 10-тысячная старая гвардия, помнившая по-

беду при Аустерлице. Возглавили армию талантливые полководцы, прославленные маршалы Луи Даву, Мишель Ней, Иоахим Мюрат. План кампании был прост и рассчитан не более чем на месяц: всей

массой войск вклиниться между русскими армиями, разбить каждую поодиночке как можно ближе к западной границе.

В Петербурге знали о подготовке Наполеона к войне и пытались принять меры в том же направлении. Однако разработанная Военным министерством программа не была выполнена из-за тяжёлого финан-

сового положения государства. Проблемы были и с людскими ресур- сами, поэтому к началу войны русская армия, прикрывавшая западную границу, насчитывала 220–230 тыс. человек. Таким образом, француз- ская сторона имела почти тройное превосходство в силах. Крупным просчётом следует рассматривать и расположение русских войск. Они были разделены на три армии. Между первой армией М.Б. Барклая де Толли и второй армией П.И. Багратиона был разрыв в 100 км, а тре- тья армия генерала А.П. Тормасова была отрезана от армии П.И. Баг- ратиона лесисто-болотистой полосой в 200 км. Кроме всего, если

600-тысячная армия Наполеона была развёрнута на фронте в 300 км, то 200-тысячная армия русских растянулась на линии более шестисот километров.

Однако в русской армии ещё жили традиции славной военной школы генералиссимуса А.В. Суворова побеждать малым числом, умением и храбростью. Среди русских было немало способных офи- церов и талантливых опытных полководцев: Пётр Багратион, Алексей Ермолов, Николай Раевский, Дмитрий Дохтуров, Михаил Кутузов.

Таким образом, проигрывая противнику в численности, страте- гическом положении войск, русская армия не уступала ему в воору- жении и боевой подготовке.

В ночь на 12 (24) июня 1812 г. без объявления войны француз- ская армия начала переправу через Неман. Через четыре дня Наполе- он был в Вильно. Его намерения поодиночке разгромить русские ар- мии потерпели неудачу. В начале августа русские силы соединились

у Смоленска, где произошло первое крупное сражение Наполеона с русской армией. Более двух суток отстаивали свои позиции солдаты корпусов Раевского и Дохтурова, прикрывая отход главных сил.

По Смоленску непрерывно била артиллерия французов. Город горел. Взорвав пороховые склады, русские в ночь на 18 августа оста-

вили Смоленск. Войдя в полуразрушенный город, Бонапарт попытал-

ся договориться с Александром I о мире, однако это предложение ос- талось без ответа. Война принимала затяжной характер. Русские вой- ска согласно приказу главнокомандующего Барклая де Толли отсту- пали. Он считал необходимым сохранить армию. Однако обществен-

ное мнение осуждало Барклая де Толли, уклонявшегося от больших сражений с французами. Это вынудило Александра I подписать при- каз о назначении на пост главнокомандующего М.И. Кутузова, кото- рый в то время возглавлял Петербургское ополчение. М.И. Кутузов прибыл в ставку русской армии 17 (29) августа в местечко Царёво- Займище. Он решил продолжать отход русских войск до села Боро- дино, расположенного в 120 км от Москвы. Здесь было решено дать генеральное сражение французской армии.

Бородинское сражение началось на рассвете 26 августа (7 сен- тября) и продолжалось более 12 часов. К вечеру Наполеон отвёл свои войска на рубежи, которые они занимали утром. М.И. Кутузов в сво- ём донесении Александру I о сражении сообщал: «...Неприятель ни- где не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами... Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбро- сти российских воинов... Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмога- ла твёрдость духа российского солдата...».

Потери с обеих сторон были огромными: французы потеряли свыше 58 тыс. человек, потери русских составили 44 тыс. человек. Дать новое сражение при таких потерях и без подкрепления Кутузов не мог. Он решил отступить. Без согласования с Александром I он отдал приказ оставить Москву. В донесении Александру I М.И. Куту- зов писал: «... Вступление неприятеля в Москву ещё не есть покоре- ние России... пока армия вашего императорского величества цела и движима известною храбростию и нашим усердием, дотоле ещё воз- вратная потеря Москвы не есть потеря отечества».

С восходом солнца 2 (14) сентября русская армия непрерывным потоком двигалась через город, вместе с армией ушла половина насе- ления столицы. В тот же день в Москву вступили французы. С по- клонной горы Наполеон любовался древней столицей, надеясь, что её захват сделает бессмысленным дальнейшее сопротивление России. Более двух часов прождал Наполеон московскую депутацию с клю- чами от города:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою

(А.С. Пушкин).

Оставаясь в Москве, Наполеон трижды пытался склонить Алек-

сандра I к мирным переговорам. Александр колебался, но не уступал.

После 36 дней пребывания в сожженной Москве 7 (19) октября Напо- леон отдал приказ об отступлении из города. Он попытался пойти че- рез южные губернии, не разорённые войной, однако Кутузов прегра- дил ему путь, направив к Малоярославцу значительные военные силы.

12 (24) октября произошло крупное сражение под Малоярославцем.

Небольшой город, сгоревший дотла, восемь раз переходил из рук в ру-

ки. Утром 14 (26) октября Наполеон вынужден был дать приказ об от- ступлении по разорённой Смоленской дороге. С этого времени ини- циатива в войне перешла к русским. А армия Наполеона развалилась с необыкновенной быстротой. Тому способствовали народная война, партизанская война против французской армии; холода, наступившие в ноябре и причинявшие страшные бедствия французам; мародёрство, которое расшатывало дисциплину настолько, что французские войска скорее напоминали шайки грабителей, чем армию.

С 14 (26) по 16 (28) ноября французы переправились через Бере- зину, и после этого отступление французской армии представляло собой беспорядочное бегство. Император Франции, бросив остатки своих войск, 6 (18) декабря тайно отправился в Париж. Русскую гра-

ницу перешли 30 тыс. человек вместо 600-тысячной армии.

21 декабря 1812 г. М.И. Кутузов объявил приказ по армиям в свя- зи с окончанием Отечественной войны. Он начинался так: «Храбрые и победоносные войска! Наконец вы на границах империи, каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Наши рекомендации