Теория налогового предела. Примеры
- (англ. taxation limit) - определение верхнего предела налоговых изъятий, позволяющих осуществлять фискальную, стимулировать развитие научно-производственной деятельности во всех сферах экономики, осуществлять социально-экологич. программы страны.
Верхний предел налогового изъятия не может быть универсальным для всех гос-в. Он обусловлен особенностями социально-экономич. истории страны. Уровень налоговых изъятий в малых унитарных гос-вах выше, чем налоговое бремя в территориально больших социально- и культурно-дифференцированных федеративных гос-вах.
Уровень налоговых изъятий в стране зависит от темпов экономич. роста и соц. нагрузки гос-ва. При более высоких темпах экономич. роста значительно расширяется налоговая база, гос-во может увеличивать налоговые поступления, что позволяет ему расширять соц. программы и увеличивать соц. нагрузку на бюджет.
В наст, время имеет место обратная тенденция. Темпы экономич. роста многих развитых стран снижаются, что означает увеличение доли налоговых изъятий в ВВП, т.е. налоги приближаются к своей верхней границе, за к-рой начинаются симптомы финанс. кризиса. Это означает, что при цикличном развитии экономики налоговое давление возрастает на стадии спада и, наоборот, на стадии подъема груз налоговых изъятий уменьшается, т.е. они имеют противонаправленное движение.
В период экономич. подъема уменьшается безработица, растут доходы горидич. и физич. лиц, увеличивается налоговая база и численность налогоплательщиков, растут поступления в бюджет, а значит, увеличиваются возможности гос-ва по удовлетворению соц. потребностей населения.
В результате возрастает численность населения за счет увеличения рождаемости и роста продолжительности жизни.
Финанс. ресурсов для обслуживания этих процессов достаточно. В период экономич. спада доходы производителей и потребителей падают, растет безработица, налоговая база уменьшается. Финанс. возможности гос-ва в удовлетворении соц. потребностей населения ограничиваются уменьшающимися налоговыми поступлениями.
Для сохранения объема доходов бюджета уровень налоговых изъятий повышается и они упираются в верхнюю Г.н. Появляется разрыв между накопленными и продолжающими расти соц. обязательствами гос-ва и его ограниченными возможностями, зависящими от налоговых поступлений.
Государства вначале пытаются решать эту проблему за счет нек-рого ограничения соц. благ внутри своих стран. Затем благодаря глобализации мировой экономики высокоразвитые страны, владеющие широким арсеналом экономич. и адм. инструментов гос. и негос. регулирования, принимаются за перераспределение финанс, трудовых и сырьевых ресурсов за счет менее развитых стран.
Это позволяет им удержаться на верхней предельной границе налогового изъятия внутри страны. Нац. налогообложение ведет только к перекладыванию имеющихся финанс. ресурсов страны из одного кармана в др., но не к их увеличению.
35 Сущность и роль прямого и косвенного налогообложения. Примеры.
Непосредственное налогообложение физического лица или организации, являющихся налогоплательщиками. Экономисты проводят различие между прямым и косвенным налогообложением. Лучшей иллюстрацией первого типа является подоходный налог, когда лицо, получающее доход, платит налог, в результате чего его доход уменьшается. Второй тип налогообложения иллюстрируется налогом на добавленную стоимость (НДС), когда налог уплачивается торговцами, но, в конечном счете, перекладывается на потребителей, которые покупают у торговцев товары.
Соотношение прямого и косвенного налогообложения. Можно выделить две позиции. Согласно первой позиции, косвенные налоги являются вредными, так как они ухудшают положение народа". Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение.
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке (величине налога на единицу обложения) или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные - в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги - это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.