Билет. Эра доброго согласия. Причины ее завершения
После окончания англо-американской войны в Соединенных Штатах наблюдалась существенная перегруппировка политических сил. Некогда влиятельная федералистская партия практически перестала существовать. На выборах 1816 г. кандидатура представителя республиканцев. Одной из задач администрации новый президент считал не только поглощение бывших федералистов республиканцами, но и ликвидацию политических партий вообще. По мнению Монро, президент — глава нации, а не лидер одной партии. Наступившее единоличное господство республиканской партии, известное под именем «эры доброго согласия», было временем политической перегруппировки, учитывавшей изменения соотношения сил в правящих классах. А перемены произошли значительные. Начавшийся промышленный переворот выводил на политическую арену промышленную буржуазию.
Джеймса Монро не встретила серьезного сопротивления. Укрепление национального единства, безраздельное господство республиканской партии и определенное умиротворение в политической жизни страны послужили основанием для современников назвать президентство Монро «эрой доброго согласия» (the Era of Good Feelings).
Однако благополучие и спокойствие в стране были только внешними. Послевоенное «процветание», основанное на неустойчивой почве земельного и хлопкового «бума», оказалось непродолжительным. Восстановление мирной жизни в Европе и усиление конкуренции английских товаров на американском рынке усугубляли положение. Импорт сильно превышал экспорт. В этих условиях национальный банк не смог обеспечить нормализацию денежного обращения и, более того, даже способствовал углублению экономических трудностей. Экономический кризис 1819 г. в той или иной степени затронул самые различные слои населения. Особенно тяжелым было положение трудящихся. Резко сократилось промышленное производство
Исключительно остро в эти годы обстояло дело с распределением государственных земель. К 30 сентября 1819 г. было продано свыше 20 млн. акров. Резко возросла и задолженность за землю, составив в целом около 22 млн. долл. Крупные спекулянты и плантаторы, широко пользуясь кредитом, задолжали государству огромные суммы денег. В числе должников находилась многочисленная армия фермеров, тяжелое положение которых особенно усилилось в результате резкого падения цен на сельскохозяйственные продукты. В этой обстановке в апреле 1820 г. был принят новый аграрный закон, снижавший, минимальную цену за акр до 1,25 долл. с одновременной отменой кредита и предоставлением права покупать участки размером в 80 акров (вместо прежних 160 акров). По специальному закону o помощи от 2 марта 1821 г. прежним покупателям предоставлялось право отказаться от неоплаченной части земли при сохранении уже оплаченной. Эти постановления, безусловно, облегчили приобретение земли, но радикального решения земельной проблемы они не дали. В целом эти акты были одним из этапов борьбы американского народа за более свободный доступ к западным землям и способствовали победе фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве.
Большой остроты в 1819—1820 гг. достиг конфликт по вопросу о рабстве. Он возник в связи с петицией территории Миссури в конгресс о предоставлении ей прав штата. 13 февраля 1819 г. Дж. Толмадж (штат Нью-Йорк) внес поправку, по которой принятие Миссури в число штатов обусловливалось введением там конституции, предусматривавшей сначала ограничение, а затем и запрещение рабства. Разгорелся яростный спор, охвативший всю страну и продолжавшийся два года. Юридически конфликт выглядел как старый спор об «узком» и «широком» толковании конституции. Представители Юга ревностно защищали суверенитет штатов и отрицали право федерального конгресса налагать ограничения при вступлении территории Миссури в Союз. По существу же речь шла об увековечивании рабства в Миссури, о политическом преобладании в Союзе и о том, кто будет получать выгоды от присоединения новых территорий к Соединенным Штатам. В конце концов конфликт удалось временно уладить. Инициатором так называемого Миссурийского компромисса 1820 г. выступил Генри Клей. После того как с просьбой о приеме в число штатов обратился Мэн, было решено, чтобы, не нарушая равновесия сил в сенате, принять обе территории формально, без всяких предварительных ограничений в отношении рабства. Конечно, было ясно, что фактически Миссури принимается как рабовладельческий, а Мэн— как свободный штат. Фактическими победителями в конфликте оказались рабовладельцы, которые усиливали влияние в федеральном правительстве, блокируясь с определенными кругами западных фермеров и буржуазии Севера. Миссурийский компромисс еще более усилил стремление рабовладельцев к экспансии.
В декабре 1817 г. вооруженные силы США оккупировали о-в Амелия, хотя последний был освобожден от испанского господства и объявлен частью территории Мексики. Опасаясь освобождения Восточной Флориды от испанского господства, генерал Э. Джексон в 1818 г. под предлогом преследования индейцев оккупировал и эту территорию. Испании, не располагавшей реальными возможностями отстоять свои территории, не оставалось иного выхода, кроме уступки Флориды по договору 22 февраля 1819 г., ратифицированному, однако, лишь в 1821 г. Наряду с присоединением Флориды США согласно договору добилисьразграничения территории на Западе по 42-й параллели вплоть до берегов Тихого океана. Это было первое договорное признание притязаний Соединенных Штатов на территории Тихоокеанского побережья, и неудивительно поэтому, что условиями соглашения с Испанией государственный секретарьДж. К. Адамc очень гордился. Следует учитывать также, что Испания в то время крайне нуждалась в нормализации отношений с США, для того чтобы иметь возможность продолжить борьбу со своими восставшими колониями и заручиться в этой борьбе поддержкой или хотя бы нейтралитетом Вашингтона.
Расширение США происходило не только за счет владений европейских держав, но в первую очередь за счет территорий, принадлежавших индейцам. Колонизация Запада сопровождалась физическим истреблением и оттеснением индейцев, которые считались «бесполезным и опасным населением». Видимость законности обеспечивалась заключением соответствующих «договоров». К концу 1819 г. общий размер «купленных» y индейцев земель составил 191978 536 акров, а стоимость этих «покупок» - вcего 2 542 916 долл. Если у «белых братьев» отсутствовало преимущество в логике, то они обладали таким веским аргументом, как сила огнестрельного оружия, и это оказывалось решающим, чтобы заставить сомневавшихся индейцев признать справедливость предъявлявшихся требований.
Неудивительно поэтому, что территория США непрерывно расширялась и в состав союза один за другим принимались новые штаты: Индиана (11 декабря 1816 г.), Миссисипи (10 декабря 1817 г.), Иллинойс (3 декабря 1818 г.), Алабама (14 декабря 1819 г.), Мэн (15 марта 1820 г.), Мисcypи (10 августа 1821 г.). С 1820 по 1830 г. население западных штатов возросло с 2217 тыс. до 3700 тыс. Как отмечал Ф. Дж. Тернер, «подъем нового Запада был наиболее значительным фактом американской истории в годы, непосредственно следующие за войной 1812 г.»
«Эра доброго согласия» продлилась недолго. На рубеже 30-х годов на развалинах республиканской партии возникла двухпартийная система «виги — демократы». Соперничавшие партии были очень пестры по своему социальному составу. У демократов преобладал плантаторско-фермер-ский блок (столь разнородные силы на время объединила оппозиция северной буржуазии и общая заинтересованность в экспансии на западные земли). Опорой вигов были торгово-промышленные круги Севера и часть плантаторов, связанная с ними коммерческими узами.