Архитектура и искусство

724.Назовите памятники архитектуры Х-ХII вв. в Казахстане мавзолеи

725. В Х- начале XIII вв. в связи с распространением ислама в городах начинают возводиться мечети

726.В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в Х-ХП1 вв.

727.Монументальные мемориальные сооружения - мавзолеи Айша-Биби и Бабаджа-хатун являются мусульманскими памятниками

728. Самые древние культовые архитектурные сооружения на территории Казахстана - мавзолеи Бабаджа-хатун, Айша-биби, Кара-хана были построены в Х-ХП вв.

729. Свидетельством высокого уровня архитектуры Х-ХI вв. является мавзолей Бабаджа-хатун

730. Которое из мусульманских сооружений относится к одному из ранних мусульманских мемориальных сооружений ХI-ХII веков? Мавзолей Айша-биби

731. К памятникам Караханидского зодчества относится мавзолей Кара-хана

732. К памятникам Караханидского зодчества относится мавзолей Кара-хана, расположенный в городе Жамбыле

733. Мавзолей XII в., сохранившийся на нижней Сырдарье, называется Сырлы-там

734. Сохранившийся памятник XII века, мавзолей Сырлытам обнаружен археологами в низовьях Сырдарьи

735. Исследователи относят архитектурные памятники Х-ХII вв. к северо­туркестанской школе

736. Севсро-туркестанской архитектурной школе Х-ХII вв. характерны тесные связи с традициями степного искусства

737. Наиболее ранние мусульманские некрополи IХ-Х вв. археологами открыты в Отрарском оазисе

738. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище

739. Памятники средневековой скульптуры Казахстана тюркского периода? Бал балы

740. 11а территории Казахстана новые виды памятников - скульптуры с вереницами балбалов появились с приходом тюрков

741. Монументальная каменная скульптура тюрков продолжает традиции саков и сарматов

742. Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. Кого чаше всего изображали в образе «каменных баб»? Мужчин

743. Неотъемлемой принадлежностью каменных скульптур в тюркский период является изображение сосуда

744. Традиция создания каменных скульптур балбалов исчезла с распространением ислама

Язык и письменность

745. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит историку Менандру Протектору

746. Византийский историк Менандр Протектор упоминает послание кагана написанное «скифскими письменами»

747. Как называлась древнетюркская письменность? Руническая

748. Наряду с тюркским письмом в VI-Х вв. широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо

749. Византийский историк Менандр Протектор стал известен казахстанской историографии благодаря тому, что оставил первые сообщения о письменности тюрков

750. Какие источники свидетельствуют о наличии в VI в. письменности у тюрков Китайские

751. Где на территории Казахстана впервые найдены тюркские надписи? В долине реки Талас

752. Крупнейшими из тюркских рунических текстов являются стелы в честь Бильге- кагана и Кюль-тегина

753. Где найдены стелы в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина? В северной Монголии на реке Орхон

754. Каким письмом написаны тексты в честь Бильге кагана и Кюль-Тегина? Руническим

755. Древнетюркские стелы - памятников честь Бильге-кагана и Кюль-Тегина написаны рунами

756. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - тексты в честьБильге-кагана и Кюль-тегина являются блестящим образцом политической прозы

757. Какое значение в развитии раннесредневековой письменности имеют надписи е честь Бильге-кагана и Кюль-Тегина? Являются блестящими образцами политической прозы, сохраняют традиционные формы ораторского искусства, написаны на едином литературном языке, повествуют о-богатырских деяниях, т.е. все перечисленное

758. Начиная с IX века, широкое распространение получает арабский алфавит

759. Возникновению тюркской письменности на основе арабской графики способствовало распространение ислама

Литература и наука

760. В IХ-ХII вв. в тюркской среде широко употребляется арабский язык

761. Коркут был знаменитым жырау, одаренным композитором

762. Кем был Коркут? Знаменитым жырау, одаренным композитором, первым шаманом, создателем музыкального инструмента кобыза

763. Поэма Баласагупи, представляющая свод наставлений и поучений, называется «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье»)

764. Назовите первый, дошедший до час, памятник светской литературы тюркоязычных народов XI века? «Кутадгу билик»

765. Литературные традиции и специфика письменного языка тюркоязычпой литературы XI в. отражена в поэме «Кутадгу билик» Баласагуни

766. Общественное сознание и политические концепции социальных кругов XI в. отражены в книге «Кутадгу Билик» Баласагуни

767. Вкладом в историю языкознания является труд Кашгари «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»)

768. Какой ученый изучал язык и обычаи тюркских племен в XI в.? М.Кашгари

769. Огромный вклад в историю языкознания внес Махмуд Кашгари

770. Автор книги «Диуани лугат-ат тюрк»? Кашгари

771. Какой средневековый труд считают энциклопедией тюркоязычных народов? «Диван-лугат-ат-порк» Кашгари

772. Бесценным памятником истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов XI века является труд «Диван-лугат-ат-тюрк» Кашгари

773. Сочинение Махмуда Кашгарского, памятник истории, быта, нравов и языка тюркоязычных народов «Словарь тюркских наречий»

774. Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане Ахмед Яссауи

775. Кто был распространителем поэзии духовного направления в Казахстане? А. Яссави

776. Культурные и этнополитические сведения, проповедь смирения и аскетизма содержится в произведении XII в. «Дивани Хикмат» Яссави

777. В сборнике стихов «Диван-и-Хикмет» (Яссауи) проповедуется смирение и аскетизм

778. Кто оказал влияние на распространение мусульманской религии среди тюркоязычных народов раннефеодальных государств? Яссауи

779. Непосредственное влияние на А. Яссави оказал Арыстан-Баба

780. Учителем Ахмета Яссауи был Арыстанбаба

781. В иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана, согласно воззрениям казахов, верхнюю ступеньку занимает Арыстан-Баба

782. Наиболее известный ученик Яссауи? Бекыргани

783. В течение многих сотен лет учебниками во всех медресе на территории Средней Азии и Казахстана были сборники Яссауи и Бакыргани

784. Ученый-энциклопедист Востока IХ-Х веков, «второй учитель» мира? Аль Фараби

785. Известный ученый-энциклопедист Востока IХ-Х вв., «универсальный гений», «Второй учитель»? Аль-Фараби

786. Назовите известный трактат, написанный Аль-Фараби «вторым учителем мира»? «Возникновение наук»

787. К практическим наукам Аль-Фараби относил политику

788. Письменность, которой пользовался Аль-Фараби, создавая свои труды? Арабская

789. Кто из средневековых ученых изобрел макет земного шара (глобус) и определил координаты шестисот городов того времени? Абу Райхан Бируни

790. Кто из средневековых ученых за 600 лет до Галилея и Ньютона предсказал гелиоцентрическую систему? Абу Райхан Бируни

Религия

791. Первое государство на территории Казахстана, объявившее ислам государственной религией? Караханидов

792. Религия средневековых тюркоязычных жителей Казахстана в период раннего средневековья? Тенгрианство

793. Какую религию исповедовали огузы? Язычество, поклонение шаманам

794. В период раннего средневековья тюркоязычные жители Казахстана поклонялись Тенгри

795. Женское божество тюрков - покровительница домашнего очага и детей Умай

796. В раннем средневековье у тюрков божество Умай было покровительницей очага и детей

797. Какая религия была распространена в Карлукском каганате? Мусульманская

798. Одно из течений ислама в эпоху средневековья на территории Казахстана, которое проповедовало терпимость, отреченность от земного и греховность богатства? Суфизм

799. Назовите имя проповедника, который в память о великом пророке в 63 года отрешился от мирской жизни, построил подземную келью и прожил в ней почти столько же лет, проповедуя? Ахмед Яссауи

800. Течение в исламе - суфизм основал Ахмед Яссауи

801. При патриархе Тимофее (780 - 819 гг.) христианство было принято «царем тюрков», а на рубеже IХ-Х вв. была образована Карлукская митрополия

802. По существующей позиции паломничества необходимо сначала посетить мазар Арыстанбаба

803. Известно, что в IХ-Х вв. началась исламизация населения Казахстана Когда новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения? ХII в.


ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Наши рекомендации