Земская (1864г.) и Городская (1870г.) реформы
Цель – создать местное и городское самоуправление.
На местах вводили земства как всесословные органы самоуправления. Выборы проводились по буржуазному принципу имущественного ценза по трем куриям: землевладельцы, городские и сельские обыватели. Земства избирали исполнительные органы – земские управы. Обязательно рассмотреть их функции (в основном хозяйственные и фискальные) и соотношение с государственными органами власти. Необходимо отметить, что земства были созданы только на уровне уезда и губернии; не было координации их деятельности (отсутствовали земства на высшем общероссийском уровне и на низовом уровне – на уровне волости).
Городская реформа производилась по таким же принципам. В городах на основе имущественного ценза избирались городские Думы, которые в свою очередь выбирали городские управы во главе с городским главой. Функции не выходили за рамки чисто хозяйственных. Был установлен очень высокий имущественный ценз, в результате в выборах принимали участие менее 10% жителей города.
3. Судебная реформа (1864г.)– создавалась единая судебная система на принципах всесословности, гласности судопроизводства, состязательности, защиты прав подсудимых, независимости судей от администрации. Вводилисьсовершенно новые институты суда присяжных, адвокатуры и прокуратуры.
Особо отметить в содержании новой структуры судебной системы (по типу Англии и Франции) – наличие двух видов судов:
а) мировые суды (рассматривали дела с суммой иска до 500 рублей; приговор выносился мировым судьей единолично);
б) суды общей юрисдикции (окружные суды, судебные палаты - разбирали апелляции, сенат - высшая инстанция.
Вывод: судебная реформа – самая прогрессивная из всех реформ, но проводилась очень медленно.
4. Военная реформа (1874г.) – решала три задачи: комплектование рядового состава, обучение офицерского состава на новом уровне развития военной науки, перевооружение армии.
А. Комплектование рядового состава - введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и изменение сроков службы: вместо 25 лет в армии – 6 лет (и 9 лет в запасе), на флоте – 7 лет (и 3 года в запасе), вводились многочисленные льготы, прежде всего в зависимости от уровня образования и состава семьи
Б. Обучение офицерского состава – создавались новые военные училища (высшие и унтер-офицерские); Академия Генштаба – одна из лучших в Европе.
В. Перевооружение – строительство парового флота, новая артиллерия и стрелковое оружие.
Вывод: за счет введения новой системы комплектования численность армии сократилась примерно в два раза, а боеспособность (за счет введения системы запаса) увеличилась. Соответственно уменьшились расходы на содержание армии.
5.Финансовая реформа. 1860 – учрежден Государственный банк, который заменил заемный и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения.
1860 -отмена откупов. С 1 января 1863 откупа заменялись акцизной системой.
1861– увеличена подушная подать.
1862 – попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленномму курсу).
Реформа начального и среднего образования – 1861г.
1862г.- -утвержден устав женских гимназий.
1863г. – утвержден университетский устав. Предоставлял университетам широкую автономию. Действвие устава распространялось на 6 университетов.
1864г.– издано « Положение о начальных народных училищах» Оно разрешало открывать и содержать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но ставило эти учебные заведения под контроль уездных и губернских училищных советов.
1864г. – утвержден новый устав гимназий. Он вводил принцип федерального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповедани йв. Гимназии разделялись на классические и реальные.
6. Реформа цензуры. 1865г. –утверждены «Временные правила» о цензуре (отменялась предварительная цензура).
Общий итог реформ: следует отметить, что в 60-70е гг. XIXв. в результате реформ Россия окончательно вступила на путь буржуазного развития, но оставались многочисленные феодальные пережитки, которые тормозили это развитие (огромный фонд помещичьих земель при малоземелье крестьян; абсолютная монархия в политической сфере). В 70-е гг. правительство замедляет процесс реформ. В ответ возникает широкое оппозиционное движение за дальнейшее углубление реформ, доведение их до конца; в том числе и принявшее экстремистские формы революционное движение народничества.
Общественное движение в России во второй
Половине XIX века
Основные вопросы темы: активизация общественного движения во второй половине XIX века. Народничество, его идеологические источники. Распространение марксизма. Плеханов и его группа «Освобождение труда».
В общественном движении России этого периода можно четко выделить три этапа: 50-60-е гг., 70-е - нач.80 х гг., 80-90е гг. От студентатребуется умение выявить характерные черты каждого этапа и дать краткий анализ основных требований общественных организаций на каждом этапе.
Примерный план ответа:
1. 50-60-е гг. – обратить внимание на ослабление цензурного террора после прихода к власти Александра II и влияние этого на развитие общественной мысли; проанализировать процесс становления либерально-буржуазного течения, участия западников и славянофилов в разработке крестьянской реформы, а также процесс становления радикально-демократического течения общественной мысли. В этой связи необходимо осветить деятельность Вольной русской типографии в Лондоне, издание А.И. Герциным и Н.П.Огаревым «Полярной звезды» и «Колокола», их влияние на радикализацию общественного мнения.
Затем рассмотреть так называемую «эпоху прокламаций», кратко описать содержание «Барским крестьянам от доброжелателей поклон» Чернышевского, «К молодому поколению» Шелгунова, «Молодая Россия» Зайчневского; описать деятельность «Земли и воли» 1860х г., начало зарождения народничества.
2.70-е - начало 80-х гг. – становление и расцвет революционного движения народников. Отметить характерные признаки народничества (признание капитализма упадком, регрессом для России; признание самобытности русского социально-экономического строя вообще и крестьянства с его общиной в частности; главная цель – миновать капитализм и перейти к социализму с опорой на крестьянскую общину).
Затем отметить идеологические источники народничества:
1) теория русского социализма Герцена, ее развитие в работах Чернышевского;
2) собственно народнические доктрины; в этой связи подробно остановиться на взглядах П. Л. Лаврова («пропагандистское направление»), М. А. Бакунина («бунтарское направление»), П. Н. Ткачева («заговорщицкое направление»); показать, в чем заключалось их отличие друг от друга. При этом отметить, что все эти течения оказали существенное влияние на практическую деятельность народников, и каждое из них преобладало на определенном этапе развития народничества.
Движение народников прошло в своем развитии ряд этапов:
I – середина 60-х – начало70-х гг. – это этап становления; деятельность разрозненных кружков Н.А. Ишутина (покушение Каракозова в 1866г.), С.Т. Нечаева (что такое “нечаевщина”?), “долгушинцев” и “чайковцев” (пропагандистская направленность).
II – начало 70-х – 1876 гг. – “пропагандистский этап”.
III – 1876 – 1879 гг. – “бунтарский этап”; главное событие – “хождение в народ” (цель – поднять крестьян на борьбу с самодержавием), итоги и причины неудачи.
1876 г. – организационное оформление движения, создание новой “Земли и воли”.
IV – 1879 – 1881 гг. – “заговорщицкий” или “героический” этап. Раскол “Земли и воли” из-за неудачи “хождения в народ” на две части: “Черный передел” (Плеханов, Аксельрод) и “Народная воля” (Михайлов, Желябов, Перовская); переход к тактике индивидуального террора (объяснить причины перехода к этой тактике и цели народовольцев) и “ цареубийству” как главной цели.
Ключевые даты:
Апрель 1879 г. – покушение народовольца Соловьева на Александра II (неудача).
Ноябрь 1879 г. – попытка взрыва царского поезда (неудача).
Февраль 1880 г. – взрыв столовой Зимнего дворца (Халтурин).
1 марта 1881 г. – убийство Александра II .
Итог:тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату – политике контрреформ Александра III. Сами народовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти не осталось, к тому же они недооценивали силу бюрократического аппарата.
3. 80е – 90-е гг.– спад революционной борьбы. Отметить перерождение народничества, охарактеризовать сущность либерального народничества и взгляды лидера этого движения Н. К. Михайловского. Одновременно следует показать и проанализировать процесс распространения марксизма в России (группа «Освобождение труда» (1883-1893гг.) Г. В. Плеханова и его критика народничества; рабочие кружки Бруснева, Благоева, Точильского, Федосеева; «легальный марксизм» Струве, Туган-Барановского , Бердяева), а также раскрыть причины особой популярности марксистских идей в России (острота рабочего вопроса, низкий уровень жизни населения, логичность и простота марксистских построений, доступность для понимания простого человека, особенности народного менталитета: коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство ).
Помимо этого, следует отметить и развитие либерального движения, связанного, прежде всего с земствами; а также консервативного течения общественной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влияние на определение внутриполитического курса страны.
В заключении отметить идеологическую пестроту и многомерность общественной мысли, в которой были представлены все направления: от реакционно-консервативного до радикально-демократического. Причем все они развивались в обстановке отсутствия гласности и хотя бы минимальных гражданских свобод. Это обусловило оппозиционность большинства общественных движений.
Раздел 7.