Шаг 1. Определить внешних клиентов организации входы и выходы для организации в целом

Под внешним окружением организации подразумеваются основные потребители и поставщики сырья, кредиторы, государственные органы.

Для системы муниципального управления больше подходит термин заинтересованные стороны. К ним относятся в обобщенном виде:

- население муниципального образования как в целом местное сообщество, так и в виде отдельных групп заинтересованных сторон;

- предприятия и учреждения различных форм собственности;

- государственные органы власти и учреждения;

- представительные органы власти местного самоуправления.

Выход (продукт) — материальный или инфор­мационный объект или услуга, являющийся результатом выпол­нения процесса и потребляемый внешними по отношению к про­цессу клиентами.

Результатом муниципального управления могут быть муниципальные услуги и муниципальные функции. Муниципальные услуги и муниципальные функции – это основной продукт деятельности муниципальных органов власти.

Муниципальная функция – это деятельность по реализации общих (планирование, организация, координация, контроль) и конкретных управленческих функций, осуществляемая органом, наделенным властными полномочиями. Результатом реализации функций могут стать нормативно – правовые акты, инструкции, распоряжения, программы, проекты, концепции и т.д. Основным содержанием управленческих функций муниципальных органов власти является реализация вопросов местного значения, которые делятся на группы:

- обеспечения социальных, бытовых и жизнеобеспечивающих потребностей населения;

- создание условий для социально – экономического развития территории.

Данные направления муниципального управления можно объединить в функцию управление социально – экономическим развитием территории.

Муниципальная услуга – услуга, предоставляемая, как правило, непосредственно органом власти конкретному гражданину или юридическому лицу, связанная с применением властных полномочий, обязательства по исполнению которой закреплены в нормативных правовых актах. Примерами муниципальных услуг могут быть: выплата пособий, выдача разрешений, лицензии на определенный вид деятельности, выдача выписок из реестра и т.д.

Поэтому процессы муниципального управления можно разделить на процессы предоставления административных услуг и процессы реализации муниципальных функций.

В связи с этим разделением результатов деятельности исполнительных органов власти местного самоуправления управление социально – экономическим развитием – это функция, нацеленная на обеспечение определенного качества жизни муниципального образования.

В свою очередь, исходя из определения выходов процессов муниципального управления, процессы, реализующие функции управления социально – экономическим развитием можно разделить на процессы управления отдельными отраслями социально – экономической сферы и процессы, реализующие функции развития социально – экономической сферы в целом. К первой группе относятся следующие процессы:

- управление образованием;

- управление здравоохранением;

- управление транспортом;

- управление системой культуры и досуга населения;

- управление благоустройством;

- управление поддержкой малого бизнеса.

- управление системой ЖКХ и др.

Ко второй группе относятся следующие процессы:

- управление социально – экономическим развитием;

- процесс бюджетирования.

Необходимость обособления процесса управления социально – экономическим развитием от процессов управления отдельными отраслями социально – экономической сферы связана с тем, что эти функции различны по своему значению в управлении муниципальным образованием и связаны соответственно с оперативным и стратегическим управлением социально – экономической сферой, поэтому определяют два вида процессно- ориентированного подхода:

- стратегическое процессно- ориентированное управление;

- оперативное процессно – ориентированное управление.

Оперативные и стратегические процессы имеют соответственно различные выходы. В первом случае – это управленческие решения, облаченные в документы указующего воздействия (установленные нормы, инструкции, распоряжения, приказы, регламенты). Во втором случае – это документы планирующего характера: программы, концепции, планы развития.

Стратегические и оперативные функции имеют также различных потребителей или клиентов процесса. Клиентом (потребителем) процесса называется в данном случае, субъект (физическое, юридическое лицо, функциональное подраз­деление, другой процесс и т.д.), использующий результаты (выходы) процес­са. Для клиента процесса важны ценность и время предоставления результата (выхода процесса).

Потребителем результатов реализации функций по управлению отдельными отраслями социально – экономической сферы являются предприятия и организации, предоставляющие населению различные услуги (бюджетные и коммерческие): предприятия и учреждения муниципальные и иных форм собственности. Конечным потребителем этих услуг являются конкретные группы населения. Для примера в упрощенном схематичном виде можно показать, что потребителем образовательных услуг являются родители детей школьного возраста. Потребители услуг здравоохранения - категория больных или потенциально больных людей. Потребители услуг ЖКХ – жители конкретных домов. Эти группы потребителей, их можно назвать группами по интересам, характеризует четкое осознание своих потребностей и наличие механизмов для выражения этих потребностей.

Потребителем результатов стратегических процессов является все местное сообщество в целом, как совокупность физических и юридических лиц без разделения на социальные группы и группы по интересам. Потребности в реализации этих функций слабо дифференцированы и осознаются населением города. Эти потребности больше осознаются руководством города, как механизм повышения конкурентной способности муниципального образования. Но, тем не менее, конечным потребителем результатов процесса управления социально – экономическим развитием является местное сообщество. Дело в том, что современная философия менеджмента требует от производителя продуктов и услуг удовлетворение не только осознанных потребностей заинтересованных сторон, но и потребностей, которые могут возникнуть в будущем. В этом смысл процесса управления социально – экономическим развитием как стратегического процесса и в этом его отличие от процессов управления социально – экономической сферой

Например, выбирая основным вектором управления территорией муниципального образования удовлетворение сиюминутных потребностей населения, городские власти постоянно будут находиться в ситуации выживания и латания бюджета, которого всегда будет не хватать для удовлетворения всех потребностей населения. Иначе выглядит ситуация, если основным курсом становится управление развитием территории, основной вектор которого направлен на удовлетворение потребностей населения через повышение качества их жизни.

Наши рекомендации