Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
Профсоюзное движение в Беларуси прошло большой и трудный путь развития. Будучи неоднородным на разных этапах по направленности, стратегическим и тактическим целям, меняя формы и методы действий, оно всегда демонстрировало приверженность главной социальной цели – защите интересов людей труда.
Возникновение профсоюзов в Беларуси было предопределено ходом экономического и политического развития общества и заняло целую историческую эпоху. Еще в конце XIX – начале XX века возникли больничные кассы, стачечные комиссии, делегатские собрания, цеховые сходы. Они появились на отдельных предприятиях, существовали кратковременно, часто нелегально, действовали разрозненно. По имеющимся данным, к 1904 году на территории Беларуси был создан первый союз щетинщиков, а четыре года спустя — союз кожевенников, представлявший рабочих Сморгони, Белостока, Вильно. Чуть позже в Гомеле был создан профсоюз печатников. В Минске в этот период сформировались профсоюзы железнодорожников, работников почт и телеграфа, рабочих кредитных и торгово-промышленных учреждений и др.
В мае 1907 года на территории Беларуси и Литвы был зарегистрирован 101 профсоюз, объединивший 14,5 тысячи членов.
Новый период развития профсоюзов начался в 1917 году. Стали восстанавливаться ранее существовавшие, организовываться новые профессиональные союзы. В четырех наиболее крупных промышленных центрах Беларуси – Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле в течение марта- апреля 1917 года было образовано свыше 80 профсоюзов. Активно объединялись в профсоюзные союзы рабочие Орши, Борисова, Полоцка, Рогачева и других городов.
Большую роль в развитии профсоюзной работы сыграл
1-й съезд профсоюзов Беларуси, который состоялся в Минске
7–13 мая 1921 года. Принятые съездом решения имели важное значение для перестройки работы профсоюзов в условиях перехода к новой экономической политике. Большое внимание съезд уделил тарифно-нормативной работе, улучшению системы оплаты труда рабочих и служащих. Действовавшие самостоятельно, немногочисленные профсоюзы впервые создали свой профцентр, призванный координировать усилия всех профсоюзных организаций на территории Беларуси.
За 70 лет советского периода профсоюзы превратились в самую массовую общественную организацию, которая сыграла важную роль в социально-экономическом и культурном развитии белорусского общества. На профсоюзы, например, были возложены полномочия по осуществлению некоторых важных для всего государства функций: надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, состоянием охраны труда, управление социальным страхованием и оздоровлением. Надо признать, что выполнялись эти функции профсоюзами весьма ответственно.
К середине 80-х годов в профсоюзном движении назрели проблемы, связанные с формализмом в работе, отрывом руководящих структур профсоюзов от тех, чьи интересы они призваны были защищать. На очередном съезде в октябре 1990 года была образована Федерация профсоюзов Беларуси, которая перерегистрирована Министерством юстиции 15 ноября 2002 года, и является республиканским добровольным независимым объединением профессиональных союзов (Национальным профцентром). ФПБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», другими законодательными нормативными актами, Уставом ФПБ.
Сегодня Федерация профсоюзов Беларуси объединяет
32 отраслевых профсоюза, шесть областных, одно городское объединение профсоюзов. Это 25960 первичных профсоюзных организаций, созданных на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь. Общая численность членов профсоюзов, входящих в состав ФПБ, составляет более 4 миллионов человек.
Главные задачи ФПБ – усовершенствование и развитие системы социального партнерства, обеспечение взаимодействия профессиональных союзов в защите трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, разработка стратегии и тактики профсоюзов республики.
Исторически сложилось так, что профессиональные союзы – это наиболее значимые общественные организации как по численности, так и по влиянию в обществе. Профсоюзы – это объективная составляющая общественной системы. Кроме защитной функции профсоюзы выполняют роль индикатора общественного мнения, служат системой обратной связи для государства, позволяющей ему скорректировать свою социально-экономическую политику. Поэтому в существовании и развитии профсоюзного движения заинтересованы и граждане, и государство.
К сожалению, в период с 1997 до июля 2002 года профсоюзы не смогли удержать свою нишу в обществе и оказаться действительно полезными людям, научиться конструктивно сотрудничать с государством и стать мощной опорой государства и граждан. И только благодаря открывшейся перспективе, связанной с работой обновленной ФПБ, в июле 2002 года удалось предотвратить распад Федерации, избежать окончательного кризиса. Новому руководству Федерации профсоюзов Беларуси удалось провести работу по укреплению структуры организации. Все профсоюзные организации, ранее вышедшие из состава ФПБ, вернулись в ее ряды.
В современных условиях, только объединив усилия всех отдельных профсоюзов, движение может быть защитником трудовых прав и социально-экономических интересов работников. Только в условиях единства, финансовой независимости профсоюзы могут стать той силой в обществе, с которой будут считаться.
Правительством принято решение о возврате осуществления сбора профсоюзных взносов путем их перечисления в безналичном порядке. Глава государства А.Г.Лукашенко 27 января 2003 года подписал Указ № 41 «О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359, согласно которому удержанные профсоюзные взносы будут перечисляться профсоюзным организациям одновременно с выплатой заработной платы в первоочередном порядке. ФПБ получила право использовать в своем названии слово Беларусь.
Возобновлен социальный диалог профсоюзов с Правительством. Удалось добиться участия профсоюзов в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные интересы граждан. Обновленная Федерация профсоюзов взяла курс на проведение политики социального партнерства с Правительством и объединениями нанимателей; переход от конфронтации к непосредственному участию в системе управления государства от уровня производственной структуры, где есть первичная профсоюзная организация, до уровня отрасли.
19 декабря 2002 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1777, в соответствии с которым права и возможности профсоюзов в осуществлении общественного контроля значительно расширены.
В деятельности ФПБ значительное место занимало и занимает сотрудничество с международными профсоюзными центрами и организациями. Внеочередной IV съезд ФПБ в принятой резолюции «О международной солидарности профсоюзов» отметил, что ФПБ, ее организации являются неотъемлемой частью международного профсоюзного движения, открыты для конструктивного сотрудничества и впредь будут руководствоваться общепринятыми в мире подходами по защите интересов трудящихся.
ФПБ последовательно расширяет контакты в рамках СНГ и Всеобщей Конфедерации профсоюзов. В рамках союза Беларуси и России получило дальнейшее развитие сотрудничество с Федерацией независимых профсоюзов России как на уровне профцентров, так и на региональном.
Профсоюзное движение Республики Беларусь сегодня вступило в качественно новый этап своей жизни: от саморазрушения — к поступательному развитию; от политиканства, конфронтации с органами государственной власти — к конструктивному сотрудничеству.
Время преподнесло профдвижению республики немало горьких уроков, и из них должны быть сделаны соответствующие выводы. Главный из них заключается в необходимости глубокого осознания профсоюзами Беларуси своих сегодняшних задач и функций. Они не должны сводиться к одним только требованиям «дай», к чему призывали и призывают некоторые профлидеры. Задачи и функции профсоюзов гораздо шире и глубже, заключаются в многосторонней и постоянной заботе о людях, создании условий для улучшения благосостояния трудящихся.
В последние два года (2001–2002) в обществе развернулась дискуссия о месте и роли профсоюзов в современном государстве. Некоторые профсоюзные лидеры, наслушавшись своих западных коллег, поспешили заявить, что роль профсоюза заключается в том, чтобы только критиковать власть. Они предлагают самоустраниться от основной функции профсоюзов – социальной, от непосредственного участия в решении существующих проблем, заявляя, что в этом и заключается роль профсоюзов. Такая позиция, на наш взгляд, не только не правильная, но и крайне вредная для профсоюзного движения. Если мы позволим себе занять только наблюдательную позицию, то профсоюзы мгновенно растеряют имеющиеся возможности влияния на социальные и производственные процессы, ослабеет контакт с рядовыми членами профсоюза, наниматели поспешат вытеснить профсоюзы с завоеванных позиций. IV внеочередной Съезд профсоюзов единодушно осудил такие подходы и определил курс на активную позицию профсоюзов.
Хотя профсоюзы — это всего лишь общественная организация, это крупнейшая общественная организация. Необходимо добиваться роста ее рядов и авторитета. Это нужно не для организации политических скандалов или сведения политических счетов, а для реальной защиты интересов и прав трудящихся. Важнейший вопрос организации – вопрос о взаимоотношении профсоюзов и власти. Следует признать, что в результате принятия в свое время недостаточно продуманных решений, связанных с амбициозными устремлениями отдельных профсоюзных лидеров, власть получила повод для фронтального наступления на профсоюзы. Последствия всего этого оказались крайне тяжёлыми для ФПБ.
Лидеры профсоюзов приходят и уходят, а профсоюзы должны оставаться, поскольку это единственный реальный инструмент осуществления социального партнерства. И рисковать судьбой социального диалога — значит не думать о реальных интересах членов своей организации.
Руководство Федерации профсоюзов Беларуси восстановило нормальные рабочие взаимоотношения профсоюзов с органами власти всех уровней в центре и на местах, хозяйственными руководителями по повышению эффективности производства, широкого взаимодействия в решении социальных вопросов. Профсоюзы должны заботиться о том, чтобы трудящиеся хорошо зарабатывали, вовремя получали зарплату, жили нормально их семьи; заниматься организацией питания, вопросами отдыха и спорта, клубами, детскими лагерями. Словом, всем тем, что представляет собой настоящую заботу о людях.
Профсоюзы — часть белорусского общества, они работают на стабилизацию социальных отношений. Нам не нужны социальные потрясения, но нам нужны социальные гарантии для членов профсоюзов. В свою очередь, государство должно быть уверено: профсоюзы будут вести открытую позицию на основании Устава и действующего законодательства.
А.Г.Лукашенко, выступая 27 сентября 2002 года на внеочередном IV съезде Федерации профсоюзов Беларуси, отметил: «Размышляя над тем, какое же общество мы будем создавать, я пришёл к выводу, надо использовать эти три мощнейшие опоры. Обновленные, возвращённые к жизни, к людям профсоюзы, мощную молодёжную организацию и Советы. Вот эти три опоры, на которых будет стоять наше общество». На наш взгляд, этот тезис является одним из элементов Национальной идеи.