Требования к оформлению письменных работ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из форм активизации и оптимизации учебного процесса, усиления его практической направленности является подготовка студентами письменных работ: рефератов и курсовых работ. В процессе подготовки курсовых работ у студентов развивается творческая активность, формируются умения выявлять имеющиеся в сфере таможенного дела проблемы и находить пути их решения.
Письменные работы позволяют оценить:
- степень овладения методологией и методикой анализа теории и практики налогового законодательства, его экономических и юридических аспектов, вопросами организации работы налоговых органов и их взаимодействия с иными органами государственного управления;
- способность студента творчески применять принципы научного анализа экономических, социальных и политических процессов:
- умение анализировать использованные источники информации, формулировать выдвигаемые положения, аргументировано обосновывать выводы и рекомендации, правильно использовать отечественный и зарубежный опыт.
Письменные работы выполняются в соответствии с учебными планами специальностей и программами учебных дисциплин.
Курсовая работы носят преимущественно исследовательский характер. Овладение элементами исследовательской деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами является частью профессиональной подготовки специалистов в сфере экономической безопасности.
Письменные работы должны оформляться с соблюдением определенных правил.
Основными факторами, влияющими на оценку курсовых работ, являются:
- актуальность темы, оригинальность и новизна исследования;
- глубина анализа и обоснованность разработанных предложений;
- полнота исходных фактических данных;
- умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала, проводить математическое и экспериментальное моделирование;
- количество, характер использованных литературных источников и умение анализировать их;
- самостоятельность при выполнении курсовой работы;
- стиль и логичность изложения;
- правильность и ценность теоретических выводов;
- качество оформления;
- компетентность, проявленная при защите.
Целью данных методических указаний является изложение обобщенной методики подготовки письменных работ и основных требований к их оформлению.
В основу методических указаний положены результаты изучения многолетней практики подготовки письменных работ во многих вузах России, а также требования нормативных документов по их оформлению.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Курсовая работа
Курсовая работа - самостоятельная учебная работа, носящая преимущественно исследовательский характер и выполняемая по основным общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана.
Цель курсовой работы - обучение студентов самостоятельному применению полученных в процессе изучения учебной дисциплины знаний для решения практических задач, проведению анализа, обобщению и систематизации материалов специальной литературы и статистических данных, а также проведению исследований теоретических и практических проблем. Выполнение курсовой работы способствует развитию у студентов навыков самостоятельного творческого мышления, овладению методами современных научных исследований, углубленному изучению заданной темы, направления или раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и иных источников). В ходе подготовки курсовой работы студентам необходимо обратить внимание на новые, актуальные идеи, изложенные в современной научной литературе, нормативно-правовых актах ЕврАзЭС, Федеральных законах, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, ведомственных законодательных актах регулирующих налогообложение в России, в т.ч. ФНС России и других источниках, и, по возможности, изложить самостоятельное видение исследуемой проблемы, сформулировать предложения и рекомендации по ее решению. Курсовую работу следует готовить по одному - двум вопросам, ответы на которые должны быть взаимосвязаны и глубоко обоснованы. При этом нужно иметь в виду, что в дальнейшем материалы курсовой работы целесообразно использовать при подготовке дипломной работы.
Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя. С ним согласовываются составленные студентом план и график написания курсовой работы, уточняются основные этапы и сроки их выполнения, список источников, определяется время представления работы научному руководителю.
Основой подготовки курсовой работы служат учебники и учебные пособия по данной дисциплине, специальные научные публикации по исследуемой проблеме, а также статьи, монографии, научные отчеты, тезисы научных конференций, материалы, собранные студентами при проведении различных видов практики. Для быстрого подбора необходимых источников информации используются: список литературы, рекомендованной программой учебной дисциплины и планами семинарских или практических занятий по соответствующей теме или разделу; библиография, приводимая в конце книг по данной дисциплине; каталоги библиотеки. Проработка подобранной литературы заключается в формировании гипотезы, позволяющей ответить на вопросы, рассматриваемые в курсовой работе.
Курсовая работа обычно содержит: титульный лист, содержание, введение, основную часть, состоящую из 2-3 глав, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении (рекомендуемый объем - 2-3 страницы) четко излагаются суть содержания и гипотеза, на базе которой решается проблема, обосновывается актуальность выбранной темы, ее практическая значимость, кратко излагаются ее цель, место и роль в изучаемой учебной дисциплине, степень освещения в литературе, приводятся конкретные вопросы (обычно не более двух-трех), которые будут рассмотрены в курсовой работе.
В основной части курсовой работы (рекомендуемый объем - 20-25 страниц) раскрываются сущность рассматриваемых вопросов, современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе; приводится анализ реального состояния проблемы на примере работы налоговых органов или организаций, индивидуальных предпринимателей; предлагаются возможные пути ее разрешения, а также излагаются методики и доказательства. Здесь же приводятся исходные данные, последовательность промежуточных расчетов (в том числе с использованием ЭВМ) и излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Кроме того, могут быть представлены алгоритмы, графики, таблицы, диаграммы и т.д.
В заключении (рекомендуемый объем - 2-3 страницы) формулируются общие теоретические выводы и излагаются практические рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности налоговых органов или отдельных налогоплательщиков, налоговых агентов.
В конце курсовой работы приводится список использованной литературы. При использовании информации, полученной через сеть Интернет, также делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.
Рекомендуемый объем курсовой работы (без списка литературы и приложений) не должен превышать 30 страниц машинописного текста. Статистические данные, используемые при решении поставленной в курсовой работе задачи, рекомендуется подбирать за последние несколько лет и указывать их источник.
Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке курсовой работы, являются:
- недостаточное обоснование актуальности и слабый анализ состояния исследуемой проблемы;
- недостаточное и неэффективное использование иллюстративного материала (графиков, таблиц, гистограмм и т.д.);
- поверхностные выводы, предложения и практические рекомендации;
- использование информации без ссылок на источник;
- нарушение требований к оформлению работы.
Реферат
Реферат (от латинского reffere - докладывать, сообщать) является одной из форм самостоятельной научной работы студента и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных вопросов (проблемы), рассматриваемых как в литературных или иных источниках, отобранных для составления реферата, так и в материалах практической деятельности таможенных органов или конкретных участников ВЭД. Традиционные аналитические, библиографические и реферативные обзоры содержат анализ и оценку первоисточников, разбор публикаций, освещающих конкретные задачи или характеризующих исследуемые проблемы, рассматриваемые в первоисточниках, без их критической оценки и собственных рекомендаций. В отличие от этих обзоров подготавливаемые студентами рефераты должны содержать оценки и предложения по решению рассматриваемой проблемы.
Цель реферата - обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, при решении конкретных практических задач; самостоятельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации, а также выработке навыков подбора и анализа необходимой специальной и научной информации. Кроме того, реферат позволяет оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине, а также определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы.
При выборе темы реферата студенту необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность необходимой информации, а также свой уровень подготовки и личный интерес к рассматриваемым вопросам. После выбора темы необходимо с помощью преподавателя и сотрудников справочно-библиографического отдела университета составить список изданной по данной теме литературы, подобрать источники информации, в том числе и нормативно-правовые акты. Далее студенту рекомендуется в произвольной форме составить план написания реферата с учетом единства его составных частей, логики изложения и смысловой завершенности раскрытия исследуемой темы.
Структура реферата: титульный лист, содержание, введение, основная часть, состоящая из 2-3 параграфов, заключение и список использованной литературы. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания рассматриваемой темы, выносятся в приложение.
Во введении (2-3 страницы) обосновывается важность и актуальность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость и новизна, степень освещения в литературе, излагаются конкретные цели и задачи.
В основной части реферата (14—19 страниц) раскрываются главные аспекты темы: излагаются факты и. подходы к решению задач, представленные в современной научной и другой литературе; проводится анализ и дается оценка реального состояния рассматриваемых вопросов (проблемы); предлагаются возможные пути решения проблемы. Текст каждого параграфа (пункта) должен завершаться краткими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами. Здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы и т.д.
Важно, чтобы реферат содержал результаты творческих поисков автора.
В заключении (1-2 страницы) излагаются краткие выводы и обобщения по существу рассматриваемых вопросов (проблемы).
Содержание реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц.
В тексте реферата студенту необходимо делать ссылки на используемую литературу (источники информации), а в конце реферата привести ее список. При использовании информации, полученной через сеть Интернет, делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.
Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.
Рекомендуемый объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста. При этом иллюстрации и таблицы, оформленные на отдельных листах, а также приложения в рекомендуемый объем реферата не входят.
Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке реферата, являются:
- недостаточное обоснование актуальности, практической и теоретической значимости полученных результатов, поверхностный анализ используемого материала;
- неглубокие критические оценки и рекомендации по решению исследуемой проблемы;
- поверхностные выводы и предложения;
- нарушение требований к оформлению реферата;
- использование информации без ссылок на источник.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
При выполнении курсовых работ, а также при написании рефератов необходимо соблюдать идентичные требования к их оформлению. Правила оформления текстового материала, ссылок и сносок, иллюстраций, таблиц, списка использованных источников, оглавления, приложений и т.п. изложены ниже. Примеры оформления титульных листов письменных работ приведены в приложении 1.
Текстовый материал
Письменные работы должны быть отпечатаны на принтере на одной стороне листа белой бумаги стандартного формата А4 (210x297 мм) через полтора межстрочных интервала или на пишущей машинке с лентой черного цвета через два интервала. (Допускается написание текста письменной работы от руки пастой (чернилами) черного или синего цвета).
Заголовки, подзаголовки и сноски (состоящие из нескольких строк) печатаются через одинарный интервал.
Страницы, на которых излагается текст, должны иметь поля: левое -30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм. Установка производится: «Файл – Параметры страницы».
Текст печатается строчными буквами (кроме заглавных) обычным шрифтом Times New Roman выравнивается по ширине с использованием переносов слов, размер шрифта - 14, в таблицах – 12(11), в сносках -10.
Абзацный отступ должен соответствовать 1 - 1,5 см и быть одинаковым по всей работе.
Подчеркивание слов и выделение их курсивом не допускается.
Знаки, буквы, символы, отсутствующие на пишущих машинках и ЭВМ, а также математические и иные формулы, схемы и графики могут выполняться автором от руки чернилами (пастой) черного цвета или черной тушью в оставленных после печати текста местах. Эти знаки, буквы и т.д. должны иметь размер не менее размера отпечатанного шрифта; показатели степени в формулах - не менее 2 мм по высоте.
Текст должен быть пронумерован по центру внизу. Нумерация начинается с титульного листа. На титульном листе номер не ставится.
Необходимо избегать разнобоя в сокращениях в тексте, таблицах (например: г., гг., в., вв., млн, млрд, кВт/ч, м2, %, ст., п., ч., и др.). Буква «ё» при наборе не употребляется.
При наборе также необходимо соблюдать следующие правила:
– не допускать 2 и более пробелов;
– не делать абзацный отступ пробелами и табуляцией;
– не допускать висячих строк (т.е. состояния, когда на последнюю строку абзаца переходит количество символов, меньше абзацного отступа). Для исправления этой ситуации можно применить комбинацию клавиш Shift+Enter, чтобы перенести необходимое слово или несколько слов на другую строку.
Внутри главы или параграфа письменной работы могут быть применены перечисления, которые оформляются тремя способами (с помощью арабских цифр (1, 2 и т.д.), строчных букв (за исключением ё, ь, й, ы, ъ) и тире).
Первый способ
1. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.
2. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.
Второй способ
а) далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;
б) далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;
в) далее со строчной буквы текст. В конце текста последнего перечисления ставится точка.
Третий способ
- далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;
- далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;
- далее со строчной буквы текст. В конце текста последнего перечисления ставится точка.
Перечисления бывают одноуровневые и многоуровневые. В первом случае может быть использован любой из перечисленных выше способов перечислений. При многоуровневом перечислении сначала применяется первый способ, затем - второй, далее - третий. Например, Налоговым кодексом РФ установлены виды налогов:
1. Федеральные налоги, в том числе:
а) налог на добавленную стоимость.
б) акцизы и т.д.
Погрешности (опечатки, описки и графические неточности), допущенные в процессе оформления письменной работы, должны быть исправлены либо с использованием принтера (пишущей машинки), либо от руки черными чернилами (тушью, пастой) после аккуратной подчистки.