Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
Формирование и функционирование политической культуры органично связано с идеологией и идеологическими процессами. Термин «идеология» ввел в научный оборот французский мыслитель Дестют де Траси в начале ХІХ века для обозначения учения об идеях как теоретической основы политики и этики.
С тех пор и само содержание термина, и отношение к идеологии в целом постоянно изменялись от полного пренебрежения к почтению, и наоборот. Это объяснимо, т.к. идеология, во-первых, тесно связана с политикой, что само по себе уже предопределяет ее включенность в сферу тех или иных социальных интересов. Во-вторых, она продукт духовного производства, а потому ее дефиниция во многом зависит от решения и аспектов рассмотрения проблем производства общественного сознания. В-третьих, идеология связана с диалектически противоречивой по своей сущности познавательной деятельностью человека, механизмом включения человека в духовный мир культуры, что также не может не накладывать определенного отпечатка на характер ее исследования. С полным основанием можно утверждать, что одна из причин имеющихся в философской литературе споров при анализе идеологии и ее функцией заключена в том, что ученые стремятся выделить какую-то конкретную сторону или функцию идеологии как сложного социального феномена.
В 90-е годы прошлого века отношение к идеологии (прежде всего коммунистической, т.к. о других идеологиях имели тогда лишь смутное представление) на всем постсоветском пространстве стало резко негативным. В умах ученых и политиков восторжествовал принцип «деидеологизации». С самых, что ни на есть, высоких трибун, телеэкранов, в печати коммунистическая идеология представлялась как некий кровожадный монстр, как бездушная тоталитарная машина, разрушающая на своем пути все гуманное и общечеловеческое. Идеология отождествлялась с непримиримой классовой борьбой, кровавыми революциями, Гулагом, политическими репрессиями, запретом на свободу слова и т.п. Естественно, что в тех условиях даже сама мысль об утверждении в обществе идеологии могла показаться кощунственной, вызвать бурный протест не только среди интеллигенции, но и среди простых людей. Для этого были все основания. Общество «устало» от чрезмерной опеки парткомов, профкомов, политинформаторов, четко заданной тематики лекций по линии общества «Знание», идеологической борьбы с Западом, не подкрепленных простыми будничными заботами о людях коммунистических лозунгов. Народ захотел пожить раскрепощенно, без какого-либо внешнего диктата, пожить вальяжно, насладиться всласть демократией, понимаемой как абсолютную вседозволенность и безнаказанность за проступки.
Но история не стоит на месте, постепенно изменяется и отношение к идеологии. Ведь идеология – не вымысел, не фантазия, а объективно существующий феномен социального бытия, хотя он органично увязан с субъективной деятельностью – сознанием и самосознанием, познавательным процессом, ценностными ориентациями. Вскоре и политики, и простые люди стали убеждаться в том, что отсутствие идеологии, поддерживаемой государством, не принесло (и не могло принести) гражданам ожидаемой свободы. Наоборот, в обществе лавинообразно нарастали хаос и произвол. Освободившееся в результате вытеснения из политической жизни коммунистической идеологии пространство мгновенно заполнялось разного рода деструктивными идеями и концепциями радикально националистического, пессимистического и анархистского характера. Короче говоря, общество все более подпадало под пресс стихии. Та же картина наблюдалась в России в 1917 году после февральской революции. Она нашла образное отражение в есенинских строках:
Свобода взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал
Керенский на белом коне1.
Таким образом, только что обретенная национальная государственность оказалась под угрозой. Потому-то нужны были консолидирующие общество идеи в виде новой идеологии.
Идеи вырабатывались не сразу и не так легко – были открытия и заблуждения, успехи и поражения. Одни из выдвинутых идей получили признание и жизненность, другие же, напротив, были отвергнуты социальной практикой. Постепенно выстраивалась теоретическая конструкция – система национальной идеологии. Она еще не завершена, но ее контуры очерчены. Что собой представляет эта конструкция, и какие принципы положены в ее основу?
Прежде всего, идеология белорусского государства выстраивается в виде системы. Сама жизнь отвергла предложенные некоторыми учеными концептуальные модели т.н. «пестрой», т.е. эклектичной, идеологии. Чтобы быть эффективной, идеология должна охватывать все сферы общественной жизни – не только политику, но и экономику, социальную и духовную сферы. Далее. Идеология вырабатывается в виде теоретического знания (теории). До недавнего времени в кругах ученых-гуманитариев бытовало мнение, будто бы идеология – это не только не система, но даже и не теория. Идеология им представлялась в виде специфического эклектического образования (феномена), пронизанного чувствами, эмоциями, умонастроениями (и только), а не строгим гуманитарным знанием1. Но это не идеология. Это, скорее, психология масс – мнение и умонастроение толпы. Такая идеология не способна дать ответы на запросы дня, грамотно обосновать перспективу развития государства. Она – лишь превратное представление о движущих силах и закономерностях общественного развития. Только в последнее время, а конкретно – на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы, состоявшемся 27–28 марта 2003 года в г. Минске, был впервые четко поставлен вопрос об идеологии как теории, определяющей магистральный путь развития общества. Это оправдано. Перефразировав известные слова Эпикура о теоретичности философии, можно сказать: «Пусты слова тех идеологов, которыми не врачуются общественные болезни и которые ведут общество не вперед, а вспять». Если идеология не теория, не система, а лишь симбиоз оторванных от реалий и противоречащих друг другу мыслей, идей, «оригинальных концепций», т.н. «пестрая», «частичная» идеология, то какая польза от нее обществу? Ни политология, ни социология, ни экономическая теория, ни тем более психология сами по себе, порознь, не способны разобраться в перипетиях бытия и разработать, теоретически обосновать стратегию и тактику государства. Это – задача идеологии. Пусть предложенная идеологией социальная модель не идеальна, пусть не реализуема в данную историческую эпоху. Но она укажет простому гражданину цель, придаст его повседневной жизни смысл, а политикам – стратегические ориентиры.
Идеология – это кровеносная система любого государства. Она произрастает на национальной почве – базируется на национальных устоях и традициях. Поэтому, в отличие от финансов, ее невозможно позаимствовать у кого-то. Практика слепого копирования чужого опыта, чужих идей, переноса их на национальную почву, характерная для 90-х годов прошлого века, оказалась губительной для нашего государства. Идеологию белорусского государства должны, поэтому, разрабатывать и выстраивать отечественные ученые-гуманитарии, имеющие соответствующую теоретическую подготовку.
Но идеология не сводится лишь к теории. Идеология – это, к тому же, еще и основа духовной жизни общества. Беларусь пока еще очень молодое государство. Поэтому важно определиться с нашими ценностями, целями, способами и сроками их достижения, найти национальную идею. Это нужно для консолидации общества, повышения мотивации, социальной активности граждан. Таким образом, в качестве духовно-нравственного компонента идеологии белорусского государства выступает национальная идея. Но ее ни в коем случае не следует истолковывать в качестве националистической идеи. Попытка выстроить идеологию на идее крайнего национализма ведет общество к противостоянию, кровопролитию. Национальную идею можно представить как любовь к Родине, патриотизм, как идею созидания сильной и процветающей Беларуси, идею консолидации всего народа.
По своей структуре идеология складывается из философско-мировоззренческой, политической, экономической и др. частей1. Поэтому в процессе выработки идеологии надо учитывать экономическую, политическую и духовно-мировоззренческую ее составляющие. Все эти компоненты в своей совокупности должны составлять единую систему, а не какое-то эклектичное, нежизненное образование. Только в таком случае идеология способна будет выполнять конструктивно-созидающую функцию. Ведь идеология вырабатывается не ради нее самой, а с целью обеспечения стабильного развития государства. Она не только определяет настоящее, т.е. теоретически обеспечивает нашу реальную жизнь, но и работает на будущее – вырабатывает историческую перспективу нашего суверенного государства. Это своего рода иммунная система, разрушение которой неизбежно ведет к гибели и само государство.
Подводя итог нашему дискурсу о сущности идеологии, отметим следующее. В недалеком прошлом в отечественной философской литературе понятие идеологии употреблялось для обозначения: а) теоретического сознания в целом, как совокупности всех его форм (в противовес обыденному сознанию); б) систематизированного ядра общественного сознания (в отличие от общественной психологии); в) классового сознания (теории классовой борьбы); г) ложного, иллюзорного отражения действительности (применительно к немарксистским типам идеологий). За имеющимися различиями выдвигаемых определений, точек зрения на идеологию отчетливо прослеживались общие ее признаки, к числу которых можно с полным основанием отнести систематизированный характер идеологии, ее классовость, преемственность и др.
За последние десять лет сформировались новые концептуальные подходы к идеологии, а именно: а) критически-негативный (концепция деидеологизации); б) умеренно-позитивный (идеология не отрицается, но она не рассматривается как социальная теория, программа социальных действий);
в) национально-позитивный (идеология сводится к национальной идее); г) системно-позитивный (идеология трактуется как система теоретических знаний о мире в целом, национальном государстве, перспективах общественного развития и т.д.).
Пока относительно идеологии, ее места в системе теоретического знания и роли в общественной жизни идут дискуссии, в ходе которых постепенно выкристаллизовывается ее новая концептуальная модель, содержащая в себе как прежние теоретические наработки, так и некоторые новые представления.
Согласно мнению современных ученых, идеология не что иное, как «система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования или существующего в обществе государства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений)»1. Конкретизируем качественные характеристики идеологии. Их можно представить следующим образом:
· Идеология – важнейший элемент общественной жизни. Поэтому во всем мире ей уделяется серьезное внимание на государственном уровне.
· Идеология – не набор эклектических, не взаимосвязанных друг с другом представлений, а целостная система идей и взглядов. Такую концептуально оформленную систему способны разработать лишь профессионально подготовленные ученые-обществоведы.
· Идеология представляет собой систему теоретического знания об обществе и социально-политических процессах. Она способна включать в себя элементы мифологии, но не сводима к ним. Идеология жизненна лишь в том случае, если базируется на научно обоснованных положениях.
· Идеология органично связана с существующими экономическими отношениями, вернее, базируется на них. Поэтому она не может быть абстрактной и оторванной от реалий общества. В случае такого отрыва ее практическая значимость близка к нулю.
· И хотя идеология базируется на экономическом строе общества, она испытывает на себе определенное влияние национальных традиций, устоев, культуры.
· Из вышесказанного логически следует вывод о том, что идеологию невозможно у кого-то позаимствовать. Она должна «вызреть» в конкретных исторических условиях, быть выношенной гражданами и теоретической мыслью конкретного государства с учетом исторической эпохи, национальных традиций.
· В отличие от экономических законов, складывающихся независимо от общественного сознания, закономерности идеологического развития формируются и функционируют, проходя через общественное сознание людей. В этой связи при выяснении механизма функционирования идеологии важно учитывать диалектическую взаимосвязь идеологии и общественной психологии.
· В структурно-компонентном отношении идеология состоит из общественных учений, теорий и концептуальных версий; ценностей и норм; идеалов, проектов и программ социального действия.
· Идеология выступает не только в виде социальной теории (доктрины), но и в виде программы деятельности людей (государства, нации, класса, социального слоя). Поэтому для реализации идеологических программ, целей необходимы соответствующие институты, посредством которых идеология материализуется, воплощается в жизнь.
· Идеология не сводима лишь к теоретическому знанию. Она обладает мощным духовно-ценностным потенциалом – способна воодушевлять людей, вдохновлять на труд, выступать в качестве значимого мотивационного фактора.
· Идеология является регулятором общественных процессов, основой духовной жизни общества.
· Материализоваться (воплотиться в жизнь) способна лишь та идеология, которая выражает интересы и потребности подавляющей части граждан. Безусловно, на какой-то краткосрочный период над умами большинства граждан способна властвовать идеология узкой социальной группы (например, олигархов). Но, в конечном счете, под напором объективных обстоятельств, граждане «прозревают» и решительно отвергают такого рода идеологию и ее носителей. Чаще всего это происходит посредством социальных взрывов (революций).
· В качестве важнейших элементов, составляющих содержание идеологии, выступают философские, правовые, политические, религиозные, нравственные и художественные взгляды. При этом каждая идеологическая форма обладает своими специфическими особенностями воздействия на людей, которые важно учитывать в идеологической работе.
· Необходимо различать и в конкретно-исторических условиях акцентировать внимание на тех или иных функциях идеологии – познавательной, оценочной, передачи социального опыта, прогнозирования, интегративной, коммуникативной и др.
· Как и любое другое социальное явление, идеология способна (и должна) развиваться. Но она также склонна и к консерватизму. Важно идеологам-теоретикам своевременно вносить в идеологическую доктрину новые идеи. В противном случае она станет «плестись в хвосте событий».
· Идеологическая концепция должна быть достаточно привлекательной, удовлетворяющей духовные запросы современного человека, должна представлять собой определенный гуманный идеал, раскрывать механизм и конкретные сроки его воплощения в жизнь.
· В контексте нынешней ситуации в Республике Беларусь идеология рассматривается в самом широком смысле этого слова как теоретическая программа государственного строительства на ближайшую и отдаленную перспективу. Она охватывает экономику, политику, социальную и духовную сферы. И такое практически-ориентированное понимание идеологии и идейно-воспитательной работы совершенно оправданно.