Подзаконные нормативные акты и их место в системе ценового регулирования
Именно подзаконные нормативные акты в настоящее время играют главную роль в регулировании данной сферы.
В отсутствие единого закона о ценах, подзаконными актами определены принципиальные положения ценового регулирования, закреплена государственная ценовая политика. Приведем доказательства данного утверждения.
Как указывалось в первом разделе работы, правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены именно подзаконным нормативным актом — Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен». В настоящее время они определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». В эти акты неоднократно вносились изменения и дополнения.
Данными актами определена государственная ценовая политика . Эта политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, при государственных закупках и на ряд социально значимых товаров и услуг.
В целях реализации проводимой государством политики Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. Проводя принцип единого ценового регулирования, данные акты отмечают, что регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Намечено создание специальных государственных органов для осуществления контроля за порядком применения регулируемых цен.
В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня:
- Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.
- Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Перечень товаров и услуг , по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Государственное регулирование цен на вошедшие в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Среди подзаконных актов можно отметить, в качестве примера, Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию».
Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 194. А Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. определены Правила исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте.
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. № 295 определена ценовая политика в сфере агропромышленного производства.
Даже эти немногочисленные примеры, перечень которых можно продолжить, позволяют выявить тенденцию — основы ценового регулирования товаров, услуг определенного вида утверждаются на уровне Постановлений Правительства РФ. Как представляется, такое распределение полномочий весьма оправданно и проистекает из самой сущности Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти. Вместе с тем, оно может составить стройную систему ценового регулирования только в том случае, если государственная ценовая политика в целом будет утверждена на уровне Закона.
Большой массив источников ценового регулирования — нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди данной категории источников наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в сферах производства тех товаров (работ, услуг), цены на которые подлежат регулированию в соответствии с Постановлением правительства РФ. Многие из них приняты во исполнение актов большей юридической силы.
Так, Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» определена необходимость проведения мониторинга цен. В соответствии с этим положением Приказом Минздрава РФ от 7 июня 1999 г. № 222 организован Центр мониторинга и конъюнктуры лекарственных средств, изделий медицинского назначения и утверждено Положение о нем.
Большой массив подзаконных нормативных актов принимается органами, осуществляющими ценовое регулирование в сферах естественных монополий, то есть Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Федеральной энергетической комиссией.
Как показал анализ, акты федеральных органов исполнительной власти в большей степени, нежели другие источники, страдают бессистемностью, динамикой, неоправданно большим количеством. И причина тому видится в отсутствии единого правового стержня, методики и правил.