Особенности общественно-политической жизни белорусов

Социокультурные особенности белорусской общности традиционные идеалы и ценности белорусов, свойства их нацио­нального менталитета и доминирующие черты их национального характера обусловливают спокойное, без социальных потрясений и резких переходов от одного со­стояния к другому течение социально-политической жизни бе­лорусского общества. Белорусы неизменно проявляют свою приверженность решать возникающие в различных сферах жизни проблемы в духе терпимости, уважения достоинства своих оппонентов, на основе права, демократических норм, традиционных представлений о социальном равенстве и справедливости.

Указанный подход к решению общественных проблем бело­русы в полную меру проявили в критический момент своей ис­тории — во время распада СССР и обретения белорусским госу­дарством полной самостоятельности. В отличие от ряда других бывших республик Советского Союза, где установление госу­дарственного суверенитета сопровождалось кровавыми столк­новениями различных политических сил, белорусский народ смог в относительно спокойной обстановке отладить институ­ты своего государства, принять в 1994 г. Конституцию Респуб­лики Беларусь, избрать на основе нового законодательства своего Президента и быстро перейти к созидательной деятель­ности. Причем и на первых президентских выборах в 1994 г., и на вторых в 2001 г., и на третьих в 2006 г. они отвергли канди­датуры тех претендентов на этот высокий государственный пост, программы которых предполагали полный пересмотр ис­торического опыта белорусского народа и коренную переделку всех основ его жизнедеятельности.

Подобным образом белорусы поступали и в последующие годы. В результате свободного волеизъявления на референдуме 14 мая 1995 г. они разрешили такие вызывавшие острые дис­куссии проблемы общественно-политической жизни, как при­дание русскому языку равного статуса с белорусским, развитие экономической интеграции с Российской Федерацией, уста­новление новых Государственного флага и Государственного Герба Республики Беларусь. Путем внесения по итогам рефе­рендума 24 ноября 1996 г. поправок в Конституцию был спо­койно преодолен острый политический и парламентский кри­зис. На этом же референдуме был решен вопрос о перенесении Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 июля на 3 июля - день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне («за» проголосовали более 5,1 млн человек, или 70,45% граждан, при­нявших участие в голосовании [69]). Столь же спокойно 17 ок­тября 2004 г. была внесена еще одна поправка в Конституцию и избраны депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Точно такой же подход проявляют белорусы и при решении накопившихся проблем в других областях жизнедеятельности своего общества. В частности, с учетом своего исторического опыта белорусы разработали и осуществляют собственную мо­дель социально-экономического развития. При этом они не стали как самоцель осуществлять тотальную приватизацию го­сударственной собственности, а начали последовательно об­новлять технологию производства, освобождать свою экономи­ку от устаревших элементов и дополнять ее рыночными струк­турами. Белорусская экономическая модель, которая предпола­гает формирование социально ориентированной, многоуклад­ной рыночной экономики с равноправным функционировани­ем государственной и частной собственности, уже доказала свою жизнеспособность. Белорусы не только восстановили к

2001 году докризисный уровень валового внутреннего продук­та, причем первыми среди стран СНГ, но и быстрыми темпами продолжают двигаться вперед.

Белорусское общество, безусловно, должно непрерывно раз­виваться, без этого оно рискует затеряться в бурном потоке ис­тории. Но оно развивается — должно развиваться! — в рамках собственной культурной традиции, без чего оно было бы обре­чено на утрату своей самобытности. Более того, радикальная «перестройка» общества, разрушение основ веками формиро­вавшейся цивилизации, внедрение в жизнь людей чуждых цен­ностей и установок может привести к исчезновению не только своеобразной культуры народа, но и самого народа как уни­кальной общности. Белорусская государственная идеология, следовательно, должна опираться на традиционные для нашей цивилизации ценности, ориентироваться на преемственность в общественном развитии. «К заимствованию идеалов, ценно­стей и целей, - подчеркивает Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, — необходимо подходить осторожно. Соб­ственные традиции, идеалы, ценности и установки, — составля­ют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а вы­страданы нашим народом, результат естественного приспособ­ления общества к окружающему природному и социальному мирам» [70]. Они же составляют и системообразующую основу белорусской национально-государственной идеологии.

Таким образом, эволюционный путь развития, постоянное обновление всех сфер жизнедеятельности общества, соблюде­ние норм права и принципов демократии при решении госу­дарственных и общественных дел — таковы важнейшие особен­ности общественно-политической жизни Республики Беларусь.

Рекомендуемая литература

Абдзіраловіч, I. Адвечным шляхам. Даследзшы беларускага светапогляду /І. Абдзіраловіч. Мінск, 1993.

Бабосов, ЕМ. Идеология белорусского государства / Е.М. Бабосов. Минск, 2004.

Беларусазнаўства / пад рэд. П. Брыгадзіна. Мінск, 1998. Беларусіка. Кн. 2.: Фарміраванне і развіццё нацыянальнай самасвядомасці беларусаў. Мінск, 1993.

Беларусы: Т. 4: Вытокі і этнічнае развіццё. Мінск, 2001. Беларусы: Т. 6: Грамадскія традыцыі. Мінск, 2002. Гусоўскі, М. Песня пра зубра / М. Гусоўсю. Мінск, 1980.

Примечания

1. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М., 2003. С. 60.

2. Там же. С. 54-60.

3. Майхрович, А. Идеология: сущность, назначение возможности / А. Майхрович. Минск, 2001. С. 73.

4. Гумилев, Л.Н. Древная Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. М., 1989. С. 264-265.

5. Матвеева, С. Возможность нации — государства в России / С. Мат­веева // Полис. 1996. № 1. С 154-162.

6. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. М., 1992. С. 106.

7. Абдзіраловіч I. Адвечным шляхам /І. АбдзіраловіЧ. Мінск, 1993. С. 11.

8. Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв. М., 1990. С. 41-42.

9. Жыціе Еўфрасінні Полацкай // Анталогія даўняй беларускай літаратуры: XI — першая палова XVIII стагоддзя. Мінск, 2003. С. 108.

10. Мельников, А. Преподобная Ефросиния Полоцкая / А. Мельников. Мшск, 1997. С. 29.

11. Григорьев, В. Исторический очерк русской школы / В. Григорьев. М., 1900. С. 10.

12. Мельников, А. Преподобная Ефросиния Полоцкая. С. 49.

13. Там же.

14. Мельнікаў, А А. Творы Кірыла Тураўскага / А.А. Мельнікаў // Кірыл, епіскап Тураўскі. Мінск, 1997. С. 407.

15. Послание, написанное Климентом, митрополитом русским, Фоме, пресвитеру. Истолковано Афанасием Мнихом // Златоструй. Древняя Русь. Х-ХІІІ вв. М., 1990. С. 181.

16. Гусоўскі, М. Песня пра зубра / М. Гусоўскі. Мінск, 1980. С. 80, 116.

17. Греков, Б. Киевская Русь / Б. Греков. М., 2004. С. 384.

18. Вступив в академическую гильдию книгопечатников, Скорина в из­даваемых им произведениях называл себя «доктор Франциск Скорина» либо «доктор Франциск, Скоринин сын», что соответствовало принятым в то время в профессиональной среде правилам. В грамоте Великого кня­зя Литовского и короля Польского Сигизмунда I (1467—1548) для Скорины от 25 ноября 1532 г. он назван Георгием. Свой общеизвестный гравюр­ный портрет он подписал «Георгий Франциск Скорина». То, что «Геор­гий» — его крестное имя, было известно исследователям еще в XIX в. Это имя как нареченное при крещении было официально признано в 1948 г. на сессии отделения общественных наук АН БССР, на которой выступил Якуб Колас. После этого в 1950-е гг. в отечественной литературе, в том числе школьных учебниках, он именовался Георгием Скориной. В 1960-е гг. имя «Георгий» постепенно стало заменяться именем «Франциск» без слова «доктор», в результате чего его стали называть так, как сам он себя никогда не называл — «Франциск Скорина» и даже «Франтишек Скори­на». В 1967 г., в год 450-летия белорусского и восточнославянского кни­гопечатания, бюро отделения общественных наук АН БССР приняло ре­шение при сокращенном употреблении имени Скорины писать «Фран­циск Скорина», а при полном — «Францыск (Георгий) Скорына». Таким образом, используемые в настоящее время оба варианта имени Скорины являются конвенциональными, т.е. принятыми учеными по соглашению с некоторыми отступлениями от бесспорных фактов, исходя из соображе­ний удобства. На одной из высших государственных наград Республики Беларусь, ордене Франциска Скорины, рельефное изображение первопечатника обрамляют слова «Франциск Георгий Скорина». Нареченное при крещении имя и профессиональный псевдоним Скорины при содействии ученых различных социокультурных ориентации уже более сотни лет используется в коньюктурных политических целях. Такие попытки не прекращаются и по сей день. (См.: Аг1ев1ч, У.У. 1мя 1 справа Скарыны: У чыіх, руках спадчына / У.У. Агілевіч. Мінск, 2002; Колас, Я. Збор твораў у 12 т; 2 Т. 12. С. 581; Франциск Скорина и его время: Энциклопедический спра«_ вочник. Минск, 1990. С. 342.).

РАЗДЕЛ III

Наши рекомендации