Особенности общественно-политической жизни белорусов
Социокультурные особенности белорусской общности традиционные идеалы и ценности белорусов, свойства их национального менталитета и доминирующие черты их национального характера обусловливают спокойное, без социальных потрясений и резких переходов от одного состояния к другому течение социально-политической жизни белорусского общества. Белорусы неизменно проявляют свою приверженность решать возникающие в различных сферах жизни проблемы в духе терпимости, уважения достоинства своих оппонентов, на основе права, демократических норм, традиционных представлений о социальном равенстве и справедливости.
Указанный подход к решению общественных проблем белорусы в полную меру проявили в критический момент своей истории — во время распада СССР и обретения белорусским государством полной самостоятельности. В отличие от ряда других бывших республик Советского Союза, где установление государственного суверенитета сопровождалось кровавыми столкновениями различных политических сил, белорусский народ смог в относительно спокойной обстановке отладить институты своего государства, принять в 1994 г. Конституцию Республики Беларусь, избрать на основе нового законодательства своего Президента и быстро перейти к созидательной деятельности. Причем и на первых президентских выборах в 1994 г., и на вторых в 2001 г., и на третьих в 2006 г. они отвергли кандидатуры тех претендентов на этот высокий государственный пост, программы которых предполагали полный пересмотр исторического опыта белорусского народа и коренную переделку всех основ его жизнедеятельности.
Подобным образом белорусы поступали и в последующие годы. В результате свободного волеизъявления на референдуме 14 мая 1995 г. они разрешили такие вызывавшие острые дискуссии проблемы общественно-политической жизни, как придание русскому языку равного статуса с белорусским, развитие экономической интеграции с Российской Федерацией, установление новых Государственного флага и Государственного Герба Республики Беларусь. Путем внесения по итогам референдума 24 ноября 1996 г. поправок в Конституцию был спокойно преодолен острый политический и парламентский кризис. На этом же референдуме был решен вопрос о перенесении Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 июля на 3 июля - день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне («за» проголосовали более 5,1 млн человек, или 70,45% граждан, принявших участие в голосовании [69]). Столь же спокойно 17 октября 2004 г. была внесена еще одна поправка в Конституцию и избраны депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Точно такой же подход проявляют белорусы и при решении накопившихся проблем в других областях жизнедеятельности своего общества. В частности, с учетом своего исторического опыта белорусы разработали и осуществляют собственную модель социально-экономического развития. При этом они не стали как самоцель осуществлять тотальную приватизацию государственной собственности, а начали последовательно обновлять технологию производства, освобождать свою экономику от устаревших элементов и дополнять ее рыночными структурами. Белорусская экономическая модель, которая предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности, уже доказала свою жизнеспособность. Белорусы не только восстановили к
2001 году докризисный уровень валового внутреннего продукта, причем первыми среди стран СНГ, но и быстрыми темпами продолжают двигаться вперед.
Белорусское общество, безусловно, должно непрерывно развиваться, без этого оно рискует затеряться в бурном потоке истории. Но оно развивается — должно развиваться! — в рамках собственной культурной традиции, без чего оно было бы обречено на утрату своей самобытности. Более того, радикальная «перестройка» общества, разрушение основ веками формировавшейся цивилизации, внедрение в жизнь людей чуждых ценностей и установок может привести к исчезновению не только своеобразной культуры народа, но и самого народа как уникальной общности. Белорусская государственная идеология, следовательно, должна опираться на традиционные для нашей цивилизации ценности, ориентироваться на преемственность в общественном развитии. «К заимствованию идеалов, ценностей и целей, - подчеркивает Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, — необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности и установки, — составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам» [70]. Они же составляют и системообразующую основу белорусской национально-государственной идеологии.
Таким образом, эволюционный путь развития, постоянное обновление всех сфер жизнедеятельности общества, соблюдение норм права и принципов демократии при решении государственных и общественных дел — таковы важнейшие особенности общественно-политической жизни Республики Беларусь.
Рекомендуемая литература
Абдзіраловіч, I. Адвечным шляхам. Даследзшы беларускага светапогляду /І. Абдзіраловіч. Мінск, 1993.
Бабосов, ЕМ. Идеология белорусского государства / Е.М. Бабосов. Минск, 2004.
Беларусазнаўства / пад рэд. П. Брыгадзіна. Мінск, 1998. Беларусіка. Кн. 2.: Фарміраванне і развіццё нацыянальнай самасвядомасці беларусаў. Мінск, 1993.
Беларусы: Т. 4: Вытокі і этнічнае развіццё. Мінск, 2001. Беларусы: Т. 6: Грамадскія традыцыі. Мінск, 2002. Гусоўскі, М. Песня пра зубра / М. Гусоўсю. Мінск, 1980.
Примечания
1. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М., 2003. С. 60.
2. Там же. С. 54-60.
3. Майхрович, А. Идеология: сущность, назначение возможности / А. Майхрович. Минск, 2001. С. 73.
4. Гумилев, Л.Н. Древная Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. М., 1989. С. 264-265.
5. Матвеева, С. Возможность нации — государства в России / С. Матвеева // Полис. 1996. № 1. С 154-162.
6. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. М., 1992. С. 106.
7. Абдзіраловіч I. Адвечным шляхам /І. АбдзіраловіЧ. Мінск, 1993. С. 11.
8. Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв. М., 1990. С. 41-42.
9. Жыціе Еўфрасінні Полацкай // Анталогія даўняй беларускай літаратуры: XI — першая палова XVIII стагоддзя. Мінск, 2003. С. 108.
10. Мельников, А. Преподобная Ефросиния Полоцкая / А. Мельников. Мшск, 1997. С. 29.
11. Григорьев, В. Исторический очерк русской школы / В. Григорьев. М., 1900. С. 10.
12. Мельников, А. Преподобная Ефросиния Полоцкая. С. 49.
13. Там же.
14. Мельнікаў, А А. Творы Кірыла Тураўскага / А.А. Мельнікаў // Кірыл, епіскап Тураўскі. Мінск, 1997. С. 407.
15. Послание, написанное Климентом, митрополитом русским, Фоме, пресвитеру. Истолковано Афанасием Мнихом // Златоструй. Древняя Русь. Х-ХІІІ вв. М., 1990. С. 181.
16. Гусоўскі, М. Песня пра зубра / М. Гусоўскі. Мінск, 1980. С. 80, 116.
17. Греков, Б. Киевская Русь / Б. Греков. М., 2004. С. 384.
18. Вступив в академическую гильдию книгопечатников, Скорина в издаваемых им произведениях называл себя «доктор Франциск Скорина» либо «доктор Франциск, Скоринин сын», что соответствовало принятым в то время в профессиональной среде правилам. В грамоте Великого князя Литовского и короля Польского Сигизмунда I (1467—1548) для Скорины от 25 ноября 1532 г. он назван Георгием. Свой общеизвестный гравюрный портрет он подписал «Георгий Франциск Скорина». То, что «Георгий» — его крестное имя, было известно исследователям еще в XIX в. Это имя как нареченное при крещении было официально признано в 1948 г. на сессии отделения общественных наук АН БССР, на которой выступил Якуб Колас. После этого в 1950-е гг. в отечественной литературе, в том числе школьных учебниках, он именовался Георгием Скориной. В 1960-е гг. имя «Георгий» постепенно стало заменяться именем «Франциск» без слова «доктор», в результате чего его стали называть так, как сам он себя никогда не называл — «Франциск Скорина» и даже «Франтишек Скорина». В 1967 г., в год 450-летия белорусского и восточнославянского книгопечатания, бюро отделения общественных наук АН БССР приняло решение при сокращенном употреблении имени Скорины писать «Франциск Скорина», а при полном — «Францыск (Георгий) Скорына». Таким образом, используемые в настоящее время оба варианта имени Скорины являются конвенциональными, т.е. принятыми учеными по соглашению с некоторыми отступлениями от бесспорных фактов, исходя из соображений удобства. На одной из высших государственных наград Республики Беларусь, ордене Франциска Скорины, рельефное изображение первопечатника обрамляют слова «Франциск Георгий Скорина». Нареченное при крещении имя и профессиональный псевдоним Скорины при содействии ученых различных социокультурных ориентации уже более сотни лет используется в коньюктурных политических целях. Такие попытки не прекращаются и по сей день. (См.: Аг1ев1ч, У.У. 1мя 1 справа Скарыны: У чыіх, руках спадчына / У.У. Агілевіч. Мінск, 2002; Колас, Я. Збор твораў у 12 т; 2 Т. 12. С. 581; Франциск Скорина и его время: Энциклопедический спра«_ вочник. Минск, 1990. С. 342.).
РАЗДЕЛ III