Из «Второго послания князя Андрея Курбского Ивану Грозному»
На обличительные послания Андрея Курбского царь Иван IV написал два ответа. Все вместе эти тексты составили уникальный литературный памятник, исполненный острой полемики о пределах царской власти
Вопросы и задания к документу № 28:
1. Найдите и оцените аргументы Ивана Грозного против обвинений Курбского.
2. Сравните два письма по стилю и содержанию. Какое из них вы находите интереснее и почему?
3. В чем царь обвиняет Курбского и согласны ли вы с этим обвинением?
4. Если бы вы участвовали в этой дискуссии, какие аргументы могли бы привести?
<…> Писал ты, что я растлен умом хуже язычника. Я же ставлю тебя самого судьею между мной и тобой: вы ли растлены разумом или я, который хотел над вами господствовать, а когда вы не захотели быть под моею властью, разгневался на вас? Или растлены вы, которые не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле нисколько не властвовал. Сколько напастей я от вас испытал, сколько оскорблений, сколько обид и упреков! И за что? В чем была моя вина перед вами с самого начала? Чем и кого я оскорбил? <…>
А с женою моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюдал чистоты — так I ведь все мы люди. А ты для чего взял стрелецкую жену? А если бы вы с попом не восстали на меня, ничего бы этого не случилось: все это случилось из-за вашего самовольства. А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его благодаря войне и кровопролитию? По Божьему изволению с рождения был я предназначен к царству; как меня отец благословил на ; государство, уже и вспомнить не могу: на государском престоле вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало бытьтосударем? Он — сын четвертого удельного князя. Какие у него достоинства, какие наследственные права быть государем, кроме , вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним? <…> Так и вы мнили, что вся Русская земля под ногами вашими, но по I Божьей воле мудрость ваша оказалась тщетной. Вот ради этого я и навострил свое перо, чтобы тебе написать. Вы ведь говорили: «Нет людей на Руси, некому обороняться», а нынче вас нет; кто же нынче занимает сильнейшие германские крепости? <…> Не ждут бранного боя германские города, но склоняют головы свои перед силой животворящего креста! А где случайно за грехи наши явления животворящего креста не было, там бой был. Много всяких людей отпущено: спроси их, узнаешь.
Писал ты нам, вспоминая свои обиды, что мы тебя в дальние города как бы в наказание посылали; так теперь мы, не пожалев своих седин, и дальше твоих дальних городов, слава Богу, прошли, и ногами коней наших переступили все ваши дороги — из Литвы и в Литву, и пешком ходили, и воду во всех тех местах пили, — теперь уж Литва не посмеет говорить, что не везде ноги наших коней были. И туда, где ты надеялся от всех своих трудов успокоиться, в Вольмер, место покоя твоего, привел нас Бог: настигли тебя, и ты еще дальше поехал.
Итак, мы написали тебе лишь некоторое из многого. Рассуди сам, как и что ты наделал, за что Божье провидение обратило на нас свою милость, рассуди, что ты натворил. Взгляни внутрь себя и сам себе раскрой содеянное тобой! Видит Бог, что написали мы это тебе не из гордости или надменности, но чтобы напомнить тебе о необходимости исправления, чтобы ты о спасении души своей подумал.
Писано в нашей отчине Ливонской земле, в городе Воль-мере, в 7076 году (1577 г.), на 43-й год нашего правления, на 31-й год нашего Российского царства, 25-й Казанского, 24-й Астраханского.
Документы №29 и 30.
Указы о беглых крестьянах
Вопросы и задания к документам № 29 и 30:
1. Сопоставьте фрагменты двух указов 1597 г. и определите общий для них смысл.
2. Чем было вызвано появление царских указов?
3. К каким изменениям в положении основной массы населения России привели эти указы?
Из указа «О беглых крестьянах» (1597)
А которые крестьяне выбежали до нынешнего году лет за шесть, и за семь, и за десять, и больше, а те помещики и вотчинники, из-за кого они выбежали государю царю не бивали челом; и государь указал и бояре приговорили: тех беглых крестьян в их побеге суда не давать, и назад их, кто где жил, не вывозити.
Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за всяких людей, из поместий и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге давать суд и сыскивать накрепко всякими сыски, и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми и со всеми животы возити назад, где кто жил.
Из указа «О холопах» (1597)
«От которых бояр полные холопы, и кабальные, и жены, и дети побежали, и боярам имена своих холопей, и на них крепости прислать в Холопий приказ записывать в книги.
Всяким людям холопьи имена и на них крепости всякие записывать бессрочно.
В том кабальном холопстве у кого родится сын или дочь, и те их дети тем своим государям в холопы».
Документы №31 -34.