Схема 3. Состав административно-процессуального статуса

 
  Схема 3. Состав административно-процессуального статуса - student2.ru

   
 
СТАТУТНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
 
 
ГАРАНТИИ СТАТУТНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
 
 
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ СТАТУТНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

_________________________

* См.: например, ст.ст. 25.1-25.14 главы 25 «Участники производства по делам об адми­нистративных право­нарушениях, их права и обязанности» КоАП РФ; Федеральный закон от 21.07.2005 г. 97-ФЗ (ред. от 18.10.2007 г.) «О государствен­ной регистрации уставов му­ниципальных образо­ваний»; Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 11.11.2004 г. № 689 (ред. от 2.07.2007 г.) «Об утверждении инструкции о порядке установления факта открытия ме­сторождений полезных ископаемых»; Постановление губернатора Курской области от 10.06.2003 г. № 290 «Об утверждении порядка разработки, согласования, ут­верждения и регистрации территориальных строительных норм Курской области».

Под административно-процессуальным статусом по­ни­мается осно­ван­ные на правовых нормах спо­собность лица быть субъ­ектом админи­стратив­ного процесса, включаю­щая админист­ративно-процессуальные правоспособность, дееспособ­ность и деликто­способ­ность, а также ста­тутные процессуальные права и обязанности, их га­рантии и юридиче­ская ответственность за нарушение порядка их реали­зации.

Административно-процессуальная правосубъектность – это признавае­мая законом способность физического или юридического лица иметь адми­нистративно-процессуальные права и обязанности, своими действиями, лично приобретать и осуществлять субъективные права и обязанности в ад­минист­ративном процессе, а также нести юридическую ответственность за нарушения процедурных правил административного процесса. Три ее со­ставляющие – административно-процессуальные правоспособность, дееспо­собность и деликтоспособность.

Статутные административно-процессуальные права и обязанности – это установленная административно-процессуальными нормами-предписаниями совокупность правомочий, обязываний, разрешений и запретов для конкрет­ного участника определенного производства административного процесса.

Гарантии статутных административно-процессуальных прав и обязанно­стей – это совокупность объективных (политических, экономических, идео­логических и социальных) условий, специальные средства как правовое вы­ражение общих условий (юридические гарантии), а также соответствующая закону деятельность властных органов и лиц по правомерной реали­зации и охране прав и законных интересов субъектов административного процесса.

Юридическая ответственность за нарушение порядка реализации статут­ных административно-процессуальных прав и обязанностей – это совокуп­ность правовосстановительных и карательных санкций, применяемых к субъ­ектам административного процесса, нарушившим его порядок, в порядке дисциплинарного производства, производства по делам об административ­ных правонарушениях, о возмещении материального ущерба, администра­тивного или уголовного судопроизводства.

3. Законодательство о статусе субъектов административного процесса

Процессуальные права и обязанности участников административного процесса закрепляются в законодательных и подзаконных актах, в т.ч. регио­нального значения.

Например, следуя схеме «субъект права – правовые связи – правоотно­шения», конкретизируем ее – «гражданин РФ – территориальный орган Феде­ральной миграционной службы либо дипломатическое представитель­ство или консульское учрежде­ние РФ, находящиеся за пределами Российской Фе­дерации (должностное лицо) – административно-процессуальное правоот­ношение», и рассмотрим некоторые элементы механизма реализации права по по­воду гражданства РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 4.12.2007 г.) «О гражданстве Российской Фе­дерации» Прези­дентом РФ ут­верждено Положение о порядке рассмотрения вопросов граж­данства Рос­сий­ской Федерации (далее – Положение)*, в котором установлены порядок рас­смотрения за­явлений по вопросам гражданства РФ, принятия, исполне­ния и отмены ре­шений по указанным вопросам, а также формы заяв­лений и пере­чень необхо­димых документов. В частности, раздел 1 Положения в общих чертах устанавливает проце­дуру оформления и подачи заявлений и иных до­кументов, необходимых для приобретения или прекра­щения гражданства РФ, направленную на реализа­цию права и устанавли­вающую ряд обязательств для заявителя (без некото­рых осо­бенностей):

1) заявление подается по месту жительства заявителя в территориальный орган Федеральной миграционной службы (при проживании на территории России) и в дипломатическое представительство или консульское учрежде­ние РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации (при проживании за пределами России);

2) заявление составляется в двух экземплярах по установленной форме на русском языке;

3) заявление заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров) в соответствии с предъявляе­мыми требованиями;

4) при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу ус­тановленные документы, три фотографии (размером 3×4 см), а также квитан­цию об оплате государственной пошлины или консульского сбора.

К особенностям рассматриваемой процедуры относится, например, обя­занность должно­стного лица ознакомить заявителя, имеющего детей, с поло­жениями статей 24 и 25 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и вы­яснить его мнение об изменении гражданства детей, а также его обязанность не принимать к рассмотрению и возвращать заявителю заяв­ления и доку­менты, оформленные ненадлежащим образом.

Указанная процедура предполагает возникновение определенных адми­нистративно-процессуальных прав и обязанностей сторон данного правоот­ношения, которые дополняются другими нормативными актами**.

Порядок участия юридических лиц в различных административно-про­цессуальных отношениях регламентируется значительным количеством нор­мативных актов. Так, Положение об организации продажи государст­венного

_________________________

* См.: Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 (ред. от 27.07.2007 г.) «Об утвержде­нии Положения о порядке рассмотрения вопросов граж­данства Российской Федерации».

** См.: например, приказ МВД РФ от 19.02.2004 г. № 104 (ред. от 2.02.2007 г.) «Об орга­ни­зации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении во­просов гражданства Российской Федерации», которым в т.ч. утверждены Инструкция по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопро­сам гражданства Российской Федерации, Инструкция по организации проверки сведений, со­общаемых лицами при обращении с заявлениями об изменении гражданства, Инструк­ция по учету лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства.

или муниципального имущества посредством публичного предложе­ния (да­лее – Положение)* определяет порядок организации продажи находящегося в собственно­сти Российской Федерации имущества посредством публичного предложе­ния, включающий процедуру приема заявок (Раздел II «Порядок организации приема заявок» Положения; табл. 5), определенный массив ад­министративно-процессу­альных обязанно­стей продавца (его сотрудника). Установленной процедурой презюмируются соответствующие процессуаль­ные права и обязанности заявителя.

Таблица 5. Порядок организации приема заявок

в соответствии с Положением об организации продажи государст­венного или муниципального имущества посредством публичного предложе­ния

Административная процедура
Действия заявителя Действия продавца
Оформляет заявку и при­лагаемые к ней документы в соответствии с предъявляе­мыми требованиями. Подает заявку и установ­ленные документы. Получает возвращенные заявку и прилагаемые доку­менты.     Получает свой экземпляр описи документов с отмет­кой о регистрации.   Получает возвращенные за­явку и прилагаемые доку­менты (под расписку).       Принимает заявку и прилагаемые к ней документы. Рассматривает заявку и прилагаемые к ней документы. Отказывает претенденту в рассмотрении заявки, если она подана по истечении срока приема заявок, делая в экземп­ляре описи документов, остающихся у заявителя, соот­вет­ствующую запись, и возвращая заявку с прилагаемыми до­кументами заявителю. Регистрирует заявку, делая на экземпляре описи докумен­тов, остающемся у заявителя, отметку о присвоенном за­явке регистрационном номере, дате и времени ее регистра­ции в журнале приема заявок. Отказывает в регистрации заявки при наличии оснований и при этом на экземпляре описи документов делает запись об основаниях отказа, заверяемую подписью уполномочен­ного сотрудника с указанием даты и времени. Незарегистрированную заявку с прилагаемыми к ней до­кументами возвращает в день ее подачи заявителю под рас­писку либо по почте (заказным письмом). Принимает и рассматривает заявку следующего по оче­реди претендента. Завершает прием заявок регистрацией первой заявки в журнале приема заявок. Если в указанный в информационном сообщении срок приема заявок ни одна заявка не была зарегистрирована, продажа имущества признается несостоявшейся в установ­ленном порядке.

_________________________

* См.: Постановление Правительства РФ от 22.07.2002 г. № 549 (ред. от 20.12.2006 г.) «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муници­пального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены».

Производство по делу об административном првонарушения (админист­ративно-юрисдикционная деятельность) предполагает законодательное за­крепление административно-процессуальных прав и обязанностей ряда участ­вующих в нем лиц, в т.ч. специали­ста. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 25.8 «Специалист» Кодекса РФ об административных правонарушениях указан­ное лицо вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонаруше­нии, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствую­щего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.

При этом к административно-процессуальным обязанностям специали­ста (ч. 2 ст. 25.8 КоАП РФ) добавляется обязанность подать заявление о са­моот­воде судье, органу или должностному лицу, в производстве которых на­хо­дится дело об административном правонарушении (ч. 2 ст. 25.13 КоАП РФ), при наличии оснований, предусмотренных в ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ «Об­стоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правона­рушении».

Сочетает законодательные и конкретизирующие их подзаконные ведом­ственные по­ложения приказ ФАС РФ от 23.08.2005 г. № 197 (ред. от 4.09.2007 г.) «Об ут­верждении Регламента подготовки и ведения дел о нару­шениях антимоно­польного законодательства и законодательства о естествен­ных монополиях, дел об административных правонарушениях и судебных дел в центральном аппарате ФАС России».

В качестве примера регионального законодательства приведем Закон Курской области от 29.07.2002 г. № 34-ЗКО (ред. от 30.12.2004 г.) «О едином порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об условиях и порядке предоставления указанной категории граждан жилых по­мещений из государственного и муниципального жилищного фонда на тер­ритории Курской области», устанавливающий несколько процедур (в т.ч. представленные в табл. 6).

Совокупность нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется административно-процедурная или административно-юрис­дикционная деятельность, и которыми закрепляются процессуальные права и обязанности, выступают как процессуально-правовая основа правового ста­туса участника общественных отношений. Выделяя приоритетность субъек­тивных прав, согласимся с утверждением о том, что размытость, неопреде­ленность, противоречивость, недостаточность, а то и полное отсутствие юри­дических правил совершения действий, обеспечивающих реализацию и за­щиту прав граж­дан, приводят к тяжелой правовой ситуации, позволяющей констатировать определенную декларативность субъективных прав.

Таблица 6. Процедура рассмотрения документов, необходи­мых для принятия на жилищный учет, оформления и ведения учетных дел, выдачи ордеров на жилые помещения

Административная процедура
Действия гражданина Действия органа местного самоуправления
Ст. 12 «Документы, необходимые для принятия на учет для улучше­ния жи­лищных условий». Для принятия на учет нуждаю­щиеся в улучшении жилищных ус­ловий граж­данин представляет: заявление установлен­ной формы; выписка из домовой книги по месту жительства; копия лицевого счета; сведения из учреждения юстиции по регистрации прав на недвижи­мое иму­щество о правах заяви­теля и членов его се­мьи на имею­щиеся у них объекты не­движимости; справки учреждений здра­воохра­нения и др. доку­менты, относя­щиеся к ре­ше­нию данного вопроса. Ст. 13 «Порядок рассмотрения документов при по­становке на учет граждан, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий». В Книге регистрации заявлений граждан о приня­тии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий регистрирует заявление. В течение 1 месяца со дня поступления рас­сматри­вает заявление о постановке на учет для улучшения жилищных условий и при­лагаемые доку­менты, в т.ч. подтверждающие установленные зако­ном льготы. Формируют список очередности граждан, ко­торым жилые помещения предоставляются по договору со­циального найма, из которого одно­временно в от­дельный льготный список вклю­чаются граждане, имеющие право на первооче­редное и внеочередное предоставление жилых помещений. В месячный срок со дня подачи заявления пись­менно уведомляет граждан о принятом ре­шении.
Статья 17. Оформление учетной документации на граждан, нуждающихся в улучшении жилищ­ных ус­ловий, по месту жительства и по месту работы.
В срок до 1 января каждого года представить по месту учета доку­менты об изменениях в составе се­мьи, жилищных условий.   Заводит учетное дело на каждого гражданина, при­нятого на учет для улучшения жилищных условий. Ежегодно с 1 января по 1 апреля прово­дят проверку учета граждан, при­ня­тых на учет для улучшения жи­лищных усло­вий, и их перерегистра­цию.
Статья 29. Порядок оформления и выдачи ордеров на жилые помещения в жилищном фонде социального использования
При получении ордера предъяв­ляет паспорта, свидетельства о ро­ждении или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение. Выдает ордер гражданину или другому лицу по до­веренности в точном соответствии со списком на предоставление жилой площади и на фактически свободное жилое помещение. Приостанавливает выдачу ордера на жилое поме­щение в случае несоответствия фактического состава семьи указанному в решении о предоставлении жи­лого помещения и при выявлении других существен­ных обстоятельств.

Практические задания:

1. Решить правовую задачу: Военнослужащий сер­жант Павлов А.Г. ре­шением Президента РФ награжден знаком особого отли­чия – медалью «Зо­лотая звезда» с присвоением звания Героя Россий­ской Фе­дерации. Кто имеет право вручить награду? В какой срок должны быть вру­чены награжденному государственная награда и документы к ней?

Условие: Сержант Павлов А.Г. после тяжелого ранения находится на излечении в военном госпитале (в/ч 3456) Курского во­ен­ного гарнизона.

Президент РФ лично не может вручить награду по состоянию здоро­вья.

2. Решить контрольный тест к Теме 4.

1. Дайте определение субъектов административного процесса:

а) лица, наделенные правом возбуждать и рассматривать управленче­ское дело

б) лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие адми­ни­стративно-процессуальной правосубъектностью

в) лица, участвующие в деле об административном правонарушении и наделенные правами законного или уполномоченного представителя

г) лица, участвующие в управленческом процессе и содействующие от­правлению административного процесса

2. Административно-процессуальные нормы

а) дополняют правовой статус субъекта права

б) определяют правовой статус субъекта права

в) отменяют действие материальных норм права, определяющих право­вой статус субъекта права

г) приостанавливают действие материальных норм права, определяю­щих правовой статус субъекта права на период участия в управ­ленческом про­цессе

3. Административно-процессуальная правосубъектность включает:

а) административную правоспособность, административную дееспо­соб­ность, административную деликтоспособность

б) субъекта административного процесса, административно-процессу­альные права и обязанности субъекта административного про­цесса

в) субъекта административного процесса, административно-процессу­альные права и обязанности субъекта административного про­цесса, призна­ваемую законом способность субъекта административного процесса нести юридическую ответственность.

г) административно-процессуальную правоспособность, администра­тивно-процессуальную дееспособность, административно-процессуальную деликтоспособность

4. Содержание административно-процессуального статуса

а) административную правоспособность, административную дееспо­соб­ность, административную деликтоспособность

б) административно-процессуальную правоспособность, администра­тивно-процессуальную дееспособность, административно-процессуальную деликтоспособность

в) административно-процессуальная правосубъектность, администра­тивно-процессуальные права и обязанности, гарантии админи­стративно-про­цессуальных прав и обязанностей, юридическая ответствен­ность

г) субъекта административного процесса, административно-процессу­альные права и обязанности субъекта административного про­цесса, призна­ваемую законом способность субъекта административного процесса нести юридическую ответственность.

5. Технические ошибки в записях, допущенные при государственной ре­ги­страции прав, исправляются по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях

а) немедленно

б) в течение рабочего дня

в) в трехдневный срок

г) в течение 30 дней

6. Круг участников административного процесса включает

а) административно-распорядительные органы Российской Федера­ции и субъектов РФ, их должностных лиц, а также предприятия, учрежде­ния и ор­ганизации

б) органы законодательной, исполнительной и судебной власти, их должностных лиц, а также юридических и физических лиц

в) федеральные органы исполнительной власти и органы местного само­управления, их должностные лица, государственные и муниципаль­ные слу­жащие и индивидуальные предприниматели без образования юри­дического лица

г) Президента РФ и его администрацию, органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти местного уровня, их должностных лиц, предприятия, учреждения и организации, граждан РФ.

7. К лицам, содействующим отправлению административного процесса относятся

а) банки

б) регистрирующие и лицензирующие органы

в) понятые, свидетели, переводчики, специалисты

г) нотариусы

8. К сторонам административного процесса относятся

а) субъекты управления, объекты управления

б) законный или уполномоченный представитель

в) лицо, привлекаемое к административной или дисциплинарной ответ­ственности

г) субъект, уполномоченный рассматривать и разрешать управленче­ское дело

9. Милиция в Российской Федерации

а) субъект уголовного процесса

б) субъект административного процесса

в) субъект оперативно-розыскного процесса

г) субъект налогового процесса

10. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обра­тившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности

а) аудитор

б) лицензиат

в) соискатель лицензии

г) лицензирующий орган

Краткий юридический словарь

Административно-процессуальная правоспособность – это признавае­мая законом способность физического или юридического лица иметь адми­нистративно-процессуальные права и обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность – это признаваемая законом способность физического или юридического лица своими дейст­виями, лично приобретать и осуществлять субъективные административно-процессуальные права и обязанности.

Административно-процессуальная деликтоспособность – это призна­ваемая законом способность физического или юридического лица нести юридическую ответственность за нарушения процедурных правил админист­ративного процесса.

Деликт (от лат. delictum – нарушение, вина) – то же, что проступок (гра­жданское, административное, дисциплинарное правонарушение).

Процессуальные гарантии сторон арбитражного судопроизводства – это установленные нормами арбитражного процессуального законодатель­ства различные по своему содержанию правовые средства и способы, обес­печивающие сторонам возможность реализации и защиты предоставленных им прав.

Литература:

1. Административное право и процесс: полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005. – 697 с.

2. Архипов С.И. Субъект права в центре правовой системы // Государ­ство и право, 2005. № 7.

3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крут­ских,. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 704 с. – (Серия «Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

4. Кожевников С.Н. Реализация права, юридическое толкование, закон­ность / Учебно-методическое пособие по курсу «Общая теория права». – Н. Новгород: Издательство «Общество «Интелсервис», 2002. – 100 с.

5. Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экза­мена. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 235 с. – (Хочу все знать!).

6. Макарова Т.Б. О статусе субъекта административного права // Адми­нистративное право и процесс, 2007. № 4.

7. Марьян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика, 2005. № 2.

8. Степенко В.Е., Степенко А.В. Особенности административной ответ­ственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов нарушения режима охраны государственной границы и режима пребывания на территории РФ» // Административное право и процесс, 2006. № 3.

9. Талянин В.В., Талянина И.А. Особенности правовой системы совре­менной России // История государства и права, 2007. № 4.

10. Хорьков В.Н. Законодательство субъектов РФ об административных комиссиях: нужны коррективы // Административное право и процесс, 2006. № 3.

Solemnitates juris sunt observandae –

правовые формальности должны соблюдаться

Наши рекомендации