Схема 3. Состав административно-процессуального статуса
| ||
| ||
|
_________________________
* См.: например, ст.ст. 25.1-25.14 главы 25 «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности» КоАП РФ; Федеральный закон от 21.07.2005 г. 97-ФЗ (ред. от 18.10.2007 г.) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»; Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 11.11.2004 г. № 689 (ред. от 2.07.2007 г.) «Об утверждении инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых»; Постановление губернатора Курской области от 10.06.2003 г. № 290 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и регистрации территориальных строительных норм Курской области».
Под административно-процессуальным статусом понимается основанные на правовых нормах способность лица быть субъектом административного процесса, включающая административно-процессуальные правоспособность, дееспособность и деликтоспособность, а также статутные процессуальные права и обязанности, их гарантии и юридическая ответственность за нарушение порядка их реализации.
Административно-процессуальная правосубъектность – это признаваемая законом способность физического или юридического лица иметь административно-процессуальные права и обязанности, своими действиями, лично приобретать и осуществлять субъективные права и обязанности в административном процессе, а также нести юридическую ответственность за нарушения процедурных правил административного процесса. Три ее составляющие – административно-процессуальные правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Статутные административно-процессуальные права и обязанности – это установленная административно-процессуальными нормами-предписаниями совокупность правомочий, обязываний, разрешений и запретов для конкретного участника определенного производства административного процесса.
Гарантии статутных административно-процессуальных прав и обязанностей – это совокупность объективных (политических, экономических, идеологических и социальных) условий, специальные средства как правовое выражение общих условий (юридические гарантии), а также соответствующая закону деятельность властных органов и лиц по правомерной реализации и охране прав и законных интересов субъектов административного процесса.
Юридическая ответственность за нарушение порядка реализации статутных административно-процессуальных прав и обязанностей – это совокупность правовосстановительных и карательных санкций, применяемых к субъектам административного процесса, нарушившим его порядок, в порядке дисциплинарного производства, производства по делам об административных правонарушениях, о возмещении материального ущерба, административного или уголовного судопроизводства.
3. Законодательство о статусе субъектов административного процесса
Процессуальные права и обязанности участников административного процесса закрепляются в законодательных и подзаконных актах, в т.ч. регионального значения.
Например, следуя схеме «субъект права – правовые связи – правоотношения», конкретизируем ее – «гражданин РФ – территориальный орган Федеральной миграционной службы либо дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации (должностное лицо) – административно-процессуальное правоотношение», и рассмотрим некоторые элементы механизма реализации права по поводу гражданства РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 4.12.2007 г.) «О гражданстве Российской Федерации» Президентом РФ утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее – Положение)*, в котором установлены порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства РФ, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов. В частности, раздел 1 Положения в общих чертах устанавливает процедуру оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства РФ, направленную на реализацию права и устанавливающую ряд обязательств для заявителя (без некоторых особенностей):
1) заявление подается по месту жительства заявителя в территориальный орган Федеральной миграционной службы (при проживании на территории России) и в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации (при проживании за пределами России);
2) заявление составляется в двух экземплярах по установленной форме на русском языке;
3) заявление заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров) в соответствии с предъявляемыми требованиями;
4) при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу установленные документы, три фотографии (размером 3×4 см), а также квитанцию об оплате государственной пошлины или консульского сбора.
К особенностям рассматриваемой процедуры относится, например, обязанность должностного лица ознакомить заявителя, имеющего детей, с положениями статей 24 и 25 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и выяснить его мнение об изменении гражданства детей, а также его обязанность не принимать к рассмотрению и возвращать заявителю заявления и документы, оформленные ненадлежащим образом.
Указанная процедура предполагает возникновение определенных административно-процессуальных прав и обязанностей сторон данного правоотношения, которые дополняются другими нормативными актами**.
Порядок участия юридических лиц в различных административно-процессуальных отношениях регламентируется значительным количеством нормативных актов. Так, Положение об организации продажи государственного
_________________________
* См.: Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 (ред. от 27.07.2007 г.) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
** См.: например, приказ МВД РФ от 19.02.2004 г. № 104 (ред. от 2.02.2007 г.) «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации», которым в т.ч. утверждены Инструкция по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, Инструкция по организации проверки сведений, сообщаемых лицами при обращении с заявлениями об изменении гражданства, Инструкция по учету лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства.
или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее – Положение)* определяет порядок организации продажи находящегося в собственности Российской Федерации имущества посредством публичного предложения, включающий процедуру приема заявок (Раздел II «Порядок организации приема заявок» Положения; табл. 5), определенный массив административно-процессуальных обязанностей продавца (его сотрудника). Установленной процедурой презюмируются соответствующие процессуальные права и обязанности заявителя.
Таблица 5. Порядок организации приема заявок
в соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
Административная процедура | |
Действия заявителя | Действия продавца |
Оформляет заявку и прилагаемые к ней документы в соответствии с предъявляемыми требованиями. Подает заявку и установленные документы. Получает возвращенные заявку и прилагаемые документы. Получает свой экземпляр описи документов с отметкой о регистрации. Получает возвращенные заявку и прилагаемые документы (под расписку). | Принимает заявку и прилагаемые к ней документы. Рассматривает заявку и прилагаемые к ней документы. Отказывает претенденту в рассмотрении заявки, если она подана по истечении срока приема заявок, делая в экземпляре описи документов, остающихся у заявителя, соответствующую запись, и возвращая заявку с прилагаемыми документами заявителю. Регистрирует заявку, делая на экземпляре описи документов, остающемся у заявителя, отметку о присвоенном заявке регистрационном номере, дате и времени ее регистрации в журнале приема заявок. Отказывает в регистрации заявки при наличии оснований и при этом на экземпляре описи документов делает запись об основаниях отказа, заверяемую подписью уполномоченного сотрудника с указанием даты и времени. Незарегистрированную заявку с прилагаемыми к ней документами возвращает в день ее подачи заявителю под расписку либо по почте (заказным письмом). Принимает и рассматривает заявку следующего по очереди претендента. Завершает прием заявок регистрацией первой заявки в журнале приема заявок. Если в указанный в информационном сообщении срок приема заявок ни одна заявка не была зарегистрирована, продажа имущества признается несостоявшейся в установленном порядке. |
_________________________
* См.: Постановление Правительства РФ от 22.07.2002 г. № 549 (ред. от 20.12.2006 г.) «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены».
Производство по делу об административном првонарушения (административно-юрисдикционная деятельность) предполагает законодательное закрепление административно-процессуальных прав и обязанностей ряда участвующих в нем лиц, в т.ч. специалиста. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 25.8 «Специалист» Кодекса РФ об административных правонарушениях указанное лицо вправе:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.
При этом к административно-процессуальным обязанностям специалиста (ч. 2 ст. 25.8 КоАП РФ) добавляется обязанность подать заявление о самоотводе судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (ч. 2 ст. 25.13 КоАП РФ), при наличии оснований, предусмотренных в ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ «Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении».
Сочетает законодательные и конкретизирующие их подзаконные ведомственные положения приказ ФАС РФ от 23.08.2005 г. № 197 (ред. от 4.09.2007 г.) «Об утверждении Регламента подготовки и ведения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, дел об административных правонарушениях и судебных дел в центральном аппарате ФАС России».
В качестве примера регионального законодательства приведем Закон Курской области от 29.07.2002 г. № 34-ЗКО (ред. от 30.12.2004 г.) «О едином порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об условиях и порядке предоставления указанной категории граждан жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на территории Курской области», устанавливающий несколько процедур (в т.ч. представленные в табл. 6).
Совокупность нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется административно-процедурная или административно-юрисдикционная деятельность, и которыми закрепляются процессуальные права и обязанности, выступают как процессуально-правовая основа правового статуса участника общественных отношений. Выделяя приоритетность субъективных прав, согласимся с утверждением о том, что размытость, неопределенность, противоречивость, недостаточность, а то и полное отсутствие юридических правил совершения действий, обеспечивающих реализацию и защиту прав граждан, приводят к тяжелой правовой ситуации, позволяющей констатировать определенную декларативность субъективных прав.
Таблица 6. Процедура рассмотрения документов, необходимых для принятия на жилищный учет, оформления и ведения учетных дел, выдачи ордеров на жилые помещения
Административная процедура | |
Действия гражданина | Действия органа местного самоуправления |
Ст. 12 «Документы, необходимые для принятия на учет для улучшения жилищных условий». Для принятия на учет нуждающиеся в улучшении жилищных условий гражданин представляет: заявление установленной формы; выписка из домовой книги по месту жительства; копия лицевого счета; сведения из учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимости; справки учреждений здравоохранения и др. документы, относящиеся к решению данного вопроса. | Ст. 13 «Порядок рассмотрения документов при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий». В Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий регистрирует заявление. В течение 1 месяца со дня поступления рассматривает заявление о постановке на учет для улучшения жилищных условий и прилагаемые документы, в т.ч. подтверждающие установленные законом льготы. Формируют список очередности граждан, которым жилые помещения предоставляются по договору социального найма, из которого одновременно в отдельный льготный список включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений. В месячный срок со дня подачи заявления письменно уведомляет граждан о принятом решении. |
Статья 17. Оформление учетной документации на граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства и по месту работы. | |
В срок до 1 января каждого года представить по месту учета документы об изменениях в составе семьи, жилищных условий. | Заводит учетное дело на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий. Ежегодно с 1 января по 1 апреля проводят проверку учета граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий, и их перерегистрацию. |
Статья 29. Порядок оформления и выдачи ордеров на жилые помещения в жилищном фонде социального использования | |
При получении ордера предъявляет паспорта, свидетельства о рождении или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение. | Выдает ордер гражданину или другому лицу по доверенности в точном соответствии со списком на предоставление жилой площади и на фактически свободное жилое помещение. Приостанавливает выдачу ордера на жилое помещение в случае несоответствия фактического состава семьи указанному в решении о предоставлении жилого помещения и при выявлении других существенных обстоятельств. |
Практические задания:
1. Решить правовую задачу: Военнослужащий сержант Павлов А.Г. решением Президента РФ награжден знаком особого отличия – медалью «Золотая звезда» с присвоением звания Героя Российской Федерации. Кто имеет право вручить награду? В какой срок должны быть вручены награжденному государственная награда и документы к ней?
Условие: Сержант Павлов А.Г. после тяжелого ранения находится на излечении в военном госпитале (в/ч 3456) Курского военного гарнизона.
Президент РФ лично не может вручить награду по состоянию здоровья.
2. Решить контрольный тест к Теме 4.
1. Дайте определение субъектов административного процесса:
а) лица, наделенные правом возбуждать и рассматривать управленческое дело
б) лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью
в) лица, участвующие в деле об административном правонарушении и наделенные правами законного или уполномоченного представителя
г) лица, участвующие в управленческом процессе и содействующие отправлению административного процесса
2. Административно-процессуальные нормы
а) дополняют правовой статус субъекта права
б) определяют правовой статус субъекта права
в) отменяют действие материальных норм права, определяющих правовой статус субъекта права
г) приостанавливают действие материальных норм права, определяющих правовой статус субъекта права на период участия в управленческом процессе
3. Административно-процессуальная правосубъектность включает:
а) административную правоспособность, административную дееспособность, административную деликтоспособность
б) субъекта административного процесса, административно-процессуальные права и обязанности субъекта административного процесса
в) субъекта административного процесса, административно-процессуальные права и обязанности субъекта административного процесса, признаваемую законом способность субъекта административного процесса нести юридическую ответственность.
г) административно-процессуальную правоспособность, административно-процессуальную дееспособность, административно-процессуальную деликтоспособность
4. Содержание административно-процессуального статуса
а) административную правоспособность, административную дееспособность, административную деликтоспособность
б) административно-процессуальную правоспособность, административно-процессуальную дееспособность, административно-процессуальную деликтоспособность
в) административно-процессуальная правосубъектность, административно-процессуальные права и обязанности, гарантии административно-процессуальных прав и обязанностей, юридическая ответственность
г) субъекта административного процесса, административно-процессуальные права и обязанности субъекта административного процесса, признаваемую законом способность субъекта административного процесса нести юридическую ответственность.
5. Технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях
а) немедленно
б) в течение рабочего дня
в) в трехдневный срок
г) в течение 30 дней
6. Круг участников административного процесса включает
а) административно-распорядительные органы Российской Федерации и субъектов РФ, их должностных лиц, а также предприятия, учреждения и организации
б) органы законодательной, исполнительной и судебной власти, их должностных лиц, а также юридических и физических лиц
в) федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица
г) Президента РФ и его администрацию, органы законодательной, исполнительной и судебной власти местного уровня, их должностных лиц, предприятия, учреждения и организации, граждан РФ.
7. К лицам, содействующим отправлению административного процесса относятся
а) банки
б) регистрирующие и лицензирующие органы
в) понятые, свидетели, переводчики, специалисты
г) нотариусы
8. К сторонам административного процесса относятся
а) субъекты управления, объекты управления
б) законный или уполномоченный представитель
в) лицо, привлекаемое к административной или дисциплинарной ответственности
г) субъект, уполномоченный рассматривать и разрешать управленческое дело
9. Милиция в Российской Федерации
а) субъект уголовного процесса
б) субъект административного процесса
в) субъект оперативно-розыскного процесса
г) субъект налогового процесса
10. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности
а) аудитор
б) лицензиат
в) соискатель лицензии
г) лицензирующий орган
Краткий юридический словарь
Административно-процессуальная правоспособность – это признаваемая законом способность физического или юридического лица иметь административно-процессуальные права и обязанности.
Административно-процессуальная дееспособность – это признаваемая законом способность физического или юридического лица своими действиями, лично приобретать и осуществлять субъективные административно-процессуальные права и обязанности.
Административно-процессуальная деликтоспособность – это признаваемая законом способность физического или юридического лица нести юридическую ответственность за нарушения процедурных правил административного процесса.
Деликт (от лат. delictum – нарушение, вина) – то же, что проступок (гражданское, административное, дисциплинарное правонарушение).
Процессуальные гарантии сторон арбитражного судопроизводства – это установленные нормами арбитражного процессуального законодательства различные по своему содержанию правовые средства и способы, обеспечивающие сторонам возможность реализации и защиты предоставленных им прав.
Литература:
1. Административное право и процесс: полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005. – 697 с.
2. Архипов С.И. Субъект права в центре правовой системы // Государство и право, 2005. № 7.
3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских,. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 704 с. – (Серия «Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
4. Кожевников С.Н. Реализация права, юридическое толкование, законность / Учебно-методическое пособие по курсу «Общая теория права». – Н. Новгород: Издательство «Общество «Интелсервис», 2002. – 100 с.
5. Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзамена. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 235 с. – (Хочу все знать!).
6. Макарова Т.Б. О статусе субъекта административного права // Административное право и процесс, 2007. № 4.
7. Марьян А.В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика, 2005. № 2.
8. Степенко В.Е., Степенко А.В. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов нарушения режима охраны государственной границы и режима пребывания на территории РФ» // Административное право и процесс, 2006. № 3.
9. Талянин В.В., Талянина И.А. Особенности правовой системы современной России // История государства и права, 2007. № 4.
10. Хорьков В.Н. Законодательство субъектов РФ об административных комиссиях: нужны коррективы // Административное право и процесс, 2006. № 3.
Solemnitates juris sunt observandae –
правовые формальности должны соблюдаться