Методы (технологии) обучения курсантов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины «Земельное право»
для курсантов дневной формы обучения 2 курса факультетов милиции, следственно-экспертного и уголовно-исполнительного, а также для слушателей заочной формы обучения
Минск 2009
Автор: Коноплицкий Николай Васильевич, старший преподаватель кафедры экономической безопасности Академии МВД Республики Беларусь
Рецензент: Сапогин Александр Никитович, профессор кафедры экономической безопасности, кандидат юридических наук, доцент
Рекомендованы к использованию в учебном процессе на заседании кафедры экономической безопасности. Протокол № 1от 31 августа 2009г.
Общая характеристика учебной дисциплины.
Земельное право - самостоятельная юридическая дисциплина, предусмотренная утвержденными общеобразовательными стандартами по юридическим специальностям высшей школы Республики Беларусь. Данная учебная дисциплина предназначена для изучения курсантами дневной формы обучения уголовно-исполнительного факультета Академии МВД Республики Беларусь.
Земельное право как отрасль права входит в группу природноресурсовых отраслей и представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по использованию и охране земель.
Специфический характер земельных отношений как экономических отношений, связанных с хозяйственным использованием земли, является основой для выделения земельного права в самостоятельную отрасль.
Задачами земельного права как отрасли права являются:
- правовое обеспечение эффективного и рационального использования земельных ресурсов;
- единообразное правовое регулирование различных форм использования земли;
- систематизация и кодификация земельно-правовых норм для устранения пробелов в правовом регулировании.
В общественной жизни и практике земельное право выступает в нескольких ролях: как правовая наука, отрасль права и учебная дисциплина. Каждое из этих понятий имеет свое содержание.
Курс земельного права включает в себя общую и особенную части.
В общей части рассматриваются основополагающие институты земельного права.
Особенная часть изучает особенности земельно-правового режима отдельных категорий земель.
Изучение земельного права имеет практическое значение для курсантов, студентов и слушателей.
Методы (технологии) обучения курсантов
Среди эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению курсантов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
§ технологии проблемно-модульного обучения;
§ технологию учебно-исследовательской деятельности;
§ коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и др.);
§ метод кейсов (анализ ситуации);
§ игровые технологии, в рамках которых курсанты и слушатели участвуют в деловых, ролевых, имитационных и других играх.
Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности используются рейтинговые оценки учебной и исследовательской деятельности курсантов и слушателей, вариативные модели управляемой самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.
В практику проведения семинарских и практических занятий внедряются методики активного обучения, дискуссионные формы, в целях формирования современных социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускника вуза.
Требования по усвоению учебного материала:
а) знания о:
- земельной политике в Республике Беларусь:
- понятии, предмете и методах земельного права, его отличии от других отраслей права;
- принципах и системе земельного права;
- месте земельного права в системе права Республики Беларусь;
- соотношении земельного права с гражданским, административным, экологическим, аграрным правом, другими отраслями права;
- понятии источников земельного права и их классификации;
- системе земельного законодательства;
- соотношении земельного права и земельного законодательства;
- понятии, содержании и видах земельных правоотношений, основаниях их возникновения, изменения и прекращения;
- классификации субъектов и объектов земельных правоотношений;
- понятии, содержании, формах и видах права собственности на землю; основаниях его возникновения, изменения и прекращения; классификации субъектов права собственности на землю;
- понятии, содержании и видах права землевладения и землепользования; основаниях его возникновения, изменения и прекращения; субъектах права землевладения и землепользования;
- понятии и функциях государственного управления землями; системе органов государственного управления землями и их компетенции;
- понятии и содержании государственного земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель;
- порядке предоставления земель в собственность, во владение и пользование и изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд;
- гарантиях прав землепользователей, землевладельцев и собственников земли;
- понятии, классификации и порядке разрешения земельных споров;
- системе и компетенции государственных органов по разрешению земельных споров;
- понятии, видах и составах земельных правонарушений;
- видах юридической ответственности (гражданской, административной, уголовной) за нарушение земельного и аграрного законодательства;
- понятии и содержании государственного контроля в области охраны и рационального использования земель;
- правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения;
- правовом режиме земель населенных пунктов, пригородных и зеленых зон;
- правовом режиме земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
- правовом режиме земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- правовом режиме земель лесного, водного фонда и земель запаса;
- правовом режиме земель, предоставленных гражданам;
- правовом регулировании земельных отношений в зарубежных странах;
б) умения:
- разграничивать нормы земельного права от норм других отраслей права;
- анализировать содержание и структуру норм земельного права;
- различать составы правонарушений, связанных с земельными правоотношениями;
- различать уголовно-правовые санкции от административно-правовых, административно-правовые от гражданско-правовых и земельно-правовых;
- определять способы выявления и предупреждения нарушений земельного законодательства;
- составлять протоколы о нарушении земельного законодательства;
- налаживать взаимодействие с природоохранительными органами и общественными организациями и объединениями в борьбе с нарушениями земельного законодательства;
- проводить правовую пропаганду по разъяснению требований земельного законодательства;
навыки:
- работа с нормативными актами, правильное толкование их смысла и содержания;
- составление правовых и служебных документов;
- исследование документов в сфере земельных и правоотношений.
Перечень дисциплин, усвоение которых обучаемым необходимо для изучения земельного права:
- Гражданское право:
- т.12 «Право собственности и другие вещные права. Общие положения. Право собственности и другие вещные права. Общие положения»;
- т.20 «Ответственность по гражданскому праву Ответственность по гражданскому праву»;
- т.23 «Договор поставки. Поставка для государственных нужд»;
- т.24 «Договор контрактации».
- Хозяйственное право:
- т.2 «Хозяйственные правоотношения. Субъекты хозяйственного права»;
- т.5 «Правовое регулирование деятельности субъектов хозяйствования с образованием юридического лица»;
- т.9 «Правовое регулирование учета, отчетности и оценки хозяйственной деятельности».
- Экологическое право:
- т.7 «Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды»;
- т.10 «Правовое регулирование использования и охраны земли»;
- т.12 «Правовое регулирование использования и охраны вод»;
- т.13 «Правовое регулирование использования и охраны растительного мира»;
- т.16 «Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Правовой режим особо охраняемых природных территорий».