Основные принципы и условия формирования
Концепция правового государства возникла, чтобы с точки зрения теории поставить пределы самовластию, всевластию абсолютистского государства. Черты правового государства.
1. Главным принципом функционирования правового государства является обеспечение прав граждан, прав участников общественных отношений. Именно поэтому современное социальное государство и называется правовым. Правовое государство является таковым не потому, что в нем на первом месте находятся закон и правопорядок - в этом случае мы имеем законное государство, государство законности. Следование во всем закону еще не дает возможности поставить государство под контроль общества, т. к. законы также исходят от государства. Правовое государство существует для обеспечения прав субъектов.
2. Правовое государство - это то государство, где господствуют право и закон во всех сферах общественной жизни. Идея состоит в том, что государство, устанавливая законы, не вправе само же их нарушать. Правовым законом связано и само государство, и его органы.
3. Правовое государство базируется на идее правового закона. Не всякий закон априорно является правовым. Законом является официальный документ компетентных органов, изданный с соблюдением особой процедуры в целях установления определенных правил поведения. Следовательно, для того, чтобы акт являлся законом, достаточно формальных признаков (издание его соответствующим органом, по определенной процедуре и т. д.), содержание законодательных предписаний не является существенным признаком закона. Для правового закона содержательные характеристики приобретают приоритетное значение. Правовым законом является лишь тот, который соответствует принципам права, реально выражает и защищает права и свободы человека, выражает саму идею права. В государстве создаются особые институты, определяющие правовой характер нормативных предписаний, например, Конституционный Суд, который следит за конституционностью всех решений государственных органов. Правовой закон характеризуется следующими признаками:
• Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.
• Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющий всеобщий характер справедливости; его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства.
• Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных).
• Правовой закон - это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержания права; он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества.
• Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.
4. Для правового государства характерна взаимная ответственность граждан и государства. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона государство должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. Правовое государство несет политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.
5. Для правового государства характерно разделение властей, необходима система контроля за соблюдением и исполнением законов.
6. Необходимыми характеристиками правового государства являются легальность и легитимность государственной власти.
Сама по себе концепция правового государства - идеальная конструкция, которая показывает, каким должно быть государство. Это идея, к осуществлению которой надо стремиться, к которой можно максимально приблизиться, но которая, так же как и демократия, как и любой идеал общественного развития, не воплощается в жизнь полностью, оставаясь моделью совершенного устройства общества.
Чтобы воплотить в жизнь идею правового государства, необходимы определенные условия,важнейшее из которых - наличие гражданского общества. Помимо наличия • гражданского общества, предпосылками формирования правового государства являются:
• демократия как политический режим, в рамках которого возможно функционирование такого государства;
• а также предпосылки субъективного, идеологического характера: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе.
Гражданское общество
Гражданское общество представляет собой необходимую предпосылку формирования правового государства. Правовое государство - это политическая форма гражданского общества.
Гражданское общество- общество свободных и независимых индивидов, совокупность неполитических отношений - экономических, духовных, правовых, религиозных и т. д., - т. е. таких, где индивиды функционируют свободно и могут объединяться в различные ассоциации, чтобы отстаивать свои групповые интересы.
Гражданское общество - это прежде всего общество за минусом государства, политических отношений.
Его структуру составляют прежде всего отношения собственности. Для его существования необходимо наличие частной собственности, т. к. именно она делает человека свободным и независимым. Частная собственность - краеугольный камень гражданского общества, вокруг него аккумулируются такие институты, как:
• предпринимательство,
• наука,
• культура,
• сфера образования,
• семья.
В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества.
Право в отношении гражданского общества обеспечивает пространство свободы, т. е. условия, в которых индивид может действовать по своему усмотрению; защищает свободных членов общества от произвола со стороны государства.
Право в гражданском обществе выступает в качестве цивилизованного средства для разрешения конфликтов между членами общества, между гражданами и государством.
Общество, отличное от государства, существовало всегда. Не всегда было гражданское общество. Гражданское общество возникает в процессе и в результате * отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и "разгосударствления" ряда общественных отношений. Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.
Категория "гражданское общество" изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля "Философия права". По Гегелю, гражданское общество - это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация). Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.
Гражданское общество - не только сумма индивидов, но и система связей между ними.
Формирование и развитие гражданского общества занимает несколько веков, этот процесс еще не завершен ни у нас в стране, ни в мире в целом.
3 этапа развития гражданского общества:
• 16 - 17 вв. - формируются экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества (развитие промышленности и торговли, специализация производства, товарно-денежные отношения). В этот же период происходит бурное развитие культуры, оформление в "теорию естественного права" основных общих идей, связанных с представлением о гражданском обществе как об идеале.
• Конец 17- конец 19 вв. - в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве. Идет процесс современного представительного государства, оно все более подчиняется общественному контролю, что выражается в следующем:
• усиливается контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти;
• рост круга лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами;
• зависимость представительных учреждений от системы политических партий и движений.
• Рубеж 19 - 20 вв. - начало третьего этапа. Ведущее место в промышленности перешло от частных к индустриальным, торговым, финансовым предпринимателям. Рабочий класс организовал профсоюзы и представлял собой внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели. На защиту рабочего класса встают влиятельные политические партии. Широкие слои населения выступают в защиту демократических прав и социальных прав и свобод.
Существенную роль в развитии гражданского общества играет представительное государство.Его черты таковы:
• Государство суверенно, обладает верховной властью и монополией принуждения, не зависит от власти других государств, власти церкви, жрецов, сословий, военачальников, негосударственных организаций.
• Государство выступает от имени всего населения (народа, нации). Государство хотя бы официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство и управление не являются личным делом монарха, государство обособляется от сословий, каст (хотя де-факто в политике учитываются интересы какой-то части общества).
• Появляются и утверждаются постоянные общенациональные представительные учреждения парламентского типа (не только сословные). Создаются институты представительной демократии - явления, свойственного формированию гражданского общества.
• Действует управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, а также постоянная армия. Бюрократия выступает как иерархически организованная система управления.
• Налоги формируют государственную казну, средства из которой расходуются на содержание армии и государственного аппарата.
• Государство официально признает юридическое равенство граждан, их права и свободы, устанавливает гарантии этих прав и свобод.
Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами - важнейший признак и основа гражданского общества. Созданное и охраняемое представительным государством право:
• во-первых, содержит не только возведенную в закон волю буржуазии, но и волю, интересы, требования других общественных классов, групп, слоев, общества в целом;
• во-вторых, это не только формально равное для всех право, но и, в значительной мере, социальное право, дающее ряд льгот и преимуществ обездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материальных гарантий.
Эти характеристики позитивного права являются существенными условиями формирования современного гражданского общества.
Для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах. Гражданское общество не основано на законе, но его существование юридически связано с равным для всех законом. В этом смысле начало формирования гражданского общества связывается с появлением Биллей о правах (Англия, США), Декларации прав человека и гражданина (Франция).
Само гражданское общество - общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобождения от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Право является обязательным и для правителей государства; это уже не "признак власти", а обязательное и для правящих, и для управляемых право. С идеей гражданского общества неразрывно связано представление о Конституции как об основном законе страны, определяющем права и свободы граждан (а не только устройство высших органов государственной власти).
Гражданское общество выступает как категория, противопоставляемая государству.
Государство - это руководимая центром вертикальная иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и дисциплины.
Гражданское общество - это горизонтальная система многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Основой этих связей является оавенство и личная инициатива.
Основная характеристика гражданского общества - наличие прав граждан, гарантированных государством. Права граждан - это гарантируемые возможности пользоваться каким-то благом, которые лица реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию.