Правовой статус, компетенция и подотчетность Банка России
Правовой статус Банка России закреплен на конституционном уровне. Согласно ч. 2 ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Из положений Закона о Центральном банке РФ, касающихся правового статуса Банка России, необходимо отметить следующие:
1) свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 11);
2) Банк России является юридическим лицом (ч. 3 ст. 1);
3) уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями своей деятельности Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 2).
Уставный капитал Банка России составляет 3 млрд руб. (ст. 10);
4) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ч. 2 ст. 2).
Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда он принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда они принимают на себя такие обязательства (ст. 79);
5) получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ч. 2 ст. 3) (а это — ключевой признак понятия некоммерческой организации);
6) Банк России вправе издавать обязательные для всех нормативные акты (ст. 7) и применять к кредитным организациям меры административного воздействия (ст. 74).
Подходы к определению правового статуса Банка России
Наиболее значимых точек зрения по данному вопросу две:
1) Банк России является федеральным органом государственной власти с особым статусом. Следует отметить, что правильнее говорить не об органе государственной власти, а о государственном органе, поскольку Банк России не упоминается в ст. 11 Конституции РФ;
2) Банк России является юридическим лицом публичного права, т.е. некоммерческой организацией, которая наделена властными полномочиями.
В пользу первой точки зрения говорит то, что Банк России наделен полномочиями по изданию нормативных актов, распространяющихся на неограниченный круг лиц, а также по применению юридических санкций. Такие полномочия характерны для государственных органов. Кроме того, к такому же выводу приводит и буквальное толкование Конституции РФ. В ч. 2 ст. 75 Конституции РФ речь идет о независимости Банка России не просто от органов государственной власти, а от других органов государственной власти.
При таком подходе Банк России признается особой разновидностью государственных органов, не относящихся к законодательной, исполнительной и судебной власти, наряду с органами прокуратуры, Счетной палатой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Это связано с тем, что Банк России ни Президенту РФ, ни Правительству РФ не подчинен и соответственно не может быть отнесен к исполнительным органам государственной власти.
Однако при этом следует учитывать, что служащие Банка России не являются государственными служащими, поскольку отсутствуют в соответствующем реестре должностей (См.: Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574.)
Однако на некоторых из них распространяется Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (См.: Указание ЦБ РФ от 08.04.2013 № 2991-У «О Перечне должностей Банка России, при приеме на которые граждане, претендующие на должности в Банке России, и служащие Банка России, занимающие указанные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».)
Наделение Банка России статусом юридического лица необходимо для его участия в имущественном обороте.
В то же время Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки и соответственно получать доход, что является основным аргументом в пользу второй точки зрения.
Однако в российском праве отсутствует законодательное деление юридических лиц на частные и публичные. В связи с этим все юридические лица подчиняются нормам частного (гражданского) права. Так, к государственным органам, которым для участия в имущественном обороте придается статус юридического лица, как правило, в форме государственного учреждения, тоже применяются соответствующие нормы гражданского права.
Правовой статус Банка России можно охарактеризовать как двойственный, а главная его особенность заключается в том, что для достижения основных целей своей деятельности Банк России наделен административными полномочиями как государственный орган и правом осуществлять приносящую доход деятельность как некоммерческая организация.
Организационно- правовая форма Банка России
В любом случае не следует подводить Банк России под имеющийся перечень организационно- правовых форм некоммерческих организаций. Например, появляющиеся предложения о признании Банка России государственной корпорацией не учитывают, что организации данной организационно-правовой формы являются собственниками переданного им имущества (см. п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях)). Для имущества, находящегося в ведении Банка России, например, золотовалютных резервов, это является неприемлемым.
В отношении предложений о признании Банка России государственным учреждением следует иметь в виду, что подобный подход, по сути, ликвидирует его независимость от органов государственной власти. Учитывая, что независимость Банка России от органов государственной власти закреплена в Конституции РФ, реализация указанного подхода без изменения Конституции РФ невозможна.
У Банка России особая организационно-правовая форма, существующая в единственном экземпляре.
Такой подход укладывается в действующее законодательство, поскольку перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является открытым и может дополняться федеральными законами (см. п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).
Что касается прав Банка России в отношении находящегося в его ведении имущества, то эти права также нельзя сводить к праву хозяйственного ведения или оперативного управления. В частности, его правомочия по распоряжению своим имуществом ограничены только целями деятельности. Носители права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия) и оперативного управления (казенные предприятия, учреждения) могут распоряжаться определенными видами имущества только с согласия собственника (см. п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297, ст. 298 ГК РФ).
Следовательно, Банк России владеет этим имуществом на особом вещном праве.
Следует обратить внимание, что в ч. 1 ст. 26 Закона о Центральном банке РФ устанавливается обязанность Банка России после утверждения его годовой финансовой отчетности Советом директоров перечислить в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
При этом прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций (ст. 11 Закона о Центральном банке РФ). Также в Законе о Центральном банке РФ содержится прямое указание на то, что Банк России и его организации являются плательщиками налогов и сборов в соответствии с НК РФ (ч. 2 ст. 26). Соответственно при появлении у Банка России иных объектов налогообложения, предусмотренных налоговым законодательством, у него возникают права и обязанности налогоплательщика в полном объеме.
Отличительной особенностью правового статуса Банка России является то, что он может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (ст. 87 Закона о Центральном банке РФ). Учитывая, что положения Конституции РФ, касающиеся Банка России, содержатся в гл. 3—5 (например, п. «ж» ст. 71, ст. 75, п. «в» ч. 1 ст. 103), то такой закон должен приниматься в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ и Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», т.е. как федеральный конституционный закон, вступающий в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Подотчетность Банка России
В соответствии со ст. 5 Закона о Центральном банке РФ Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Это выражается в том, что Государственная Дума:
а) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
б) назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
в) направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
г) рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
д) рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение. Состав годового отчета Банка России определяется ст. 25 Закона о Центральном банке РФ;
е) принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета.
При этом согласно ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ осуществляет также контроль за деятельностью Банка России в части обслуживания им федерального бюджета и государственного долга РФ;
ж) проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
з) заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Иную информацию Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту РФ в порядке, установленном федеральными законами.
Цели деятельности и функции Банка России
В соответствии с ч. 1 с т. 3 Закона о Центральном банке РФ целями деятельности Банка России являются:
• защита и обеспечение устойчивости рубля;
• развитие и укрепление банковской системы РФ;
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;
• обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
• развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ.
Функции Банка России, осуществляемые для достижения этих целей, можно разделить на несколько групп:
1) управление банковской системой и системой расчетов;
2) участие в разработке экономической политики государства;
3) осуществление единой государственной денежно- кредитной политики;
4) управление государственным имуществом;
5) осуществление надзора;
6) осуществление банковских операций и сделок;
7) участие в международных отношениях;
8) иные функции, предусмотренные федеральными законами.
Управление банковской системой и системой расчетов
В рамках реализации функций, относящихся к этой группе, Банк России:
1) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации (п. 4 и 13 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ). При этом в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения Банк России:
— осуществляет прогнозирование и организацию производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, их изготавливающей, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
— устанавливает правила хранения, перевозки и ин- кассации наличных денег для кредитных организаций;
— устанавливает признаки платежеспособности банк- нот и монеты Банка России, порядок уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
— определяет порядок ведения кассовых операций (ст. 34 Закона о Центральном банке РФ);
2) устанавливает правила проведения банковских операций (п. 5 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ), а также правила организации внутреннего контроля, составления и представления статистической отчетности, другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 57 Закона о Центральном банке РФ). В частности, к информации последнего вида относятся сведения, предоставляемые на основании Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
3) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ (п. 12 ст. 4, ст. 54 Закона о Центральном банке РФ), устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (ст. 53 Закона о Центральном банке РФ);
4) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций (п. 14 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ) См.: Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 № 385-П; Положение о порядке создания, ведения и хранения баз данных на электронных носителях, утв. ЦБ РФ 21.02.2013 № 397-П.);
5) устанавливает обязательные экономические нормативы для кредитных организаций и банковских групп (ст. 62 Закона о Центральном банке РФ).
Отношения между Банком России и Правительством РФ строятся на основе так называемого принципа взаимного представительства.
Его суть заключается в том, что Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Кроме того, Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 21 Закона о Центральном банке РФ).
В целях анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам Банк России проводит мониторинг предприятий (См.: Положение о проведении мониторинга предприятий Банком России, утв. ЦБ РФ 19.03.2002 № 186-П.)
Осуществление единой государственной денежно-кредитной политики
При осуществлении этих функций Банк России:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику (п. 1 с т. 4, с т. 45 Закона о Центральном банке РФ); (п. 2 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ). Данное полномочие закреплено и в Конституции РФ (ч. 1 ст. 75);
3) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (п. 15 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
4) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление (п. 16 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
5) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 Закона о Центральном банке РФ Банк России имеет право запрашивать и получать информацию, необходимую для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации, не только у федеральных органов исполнительной власти, но и у их территориальных органов, а также у юридических лиц. При этом прямо оговорено, что эта информация предоставляется на безвозмездной основе.
Согласно ст. 35 Закона о Центральном банке РФ основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки (ст. 37 Закона о Центральном банке РФ);
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Данный норматив устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (ст. 38 Закона о Центральном банке РФ).
3) операции на открытом рынке. Под такими операциями понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанны- ми ценными бумагами (ст. 39 Закона о Центральном банке РФ);
4) рефинансирование кредитных организаций. Рефинансированием является кредитование Банком России кредитных организаций (ст. 40 Закона о Центральном банке РФ);
5) валютные интервенции. Валютные интервенции Банка России — это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (ст. 41 Закона о Центральном банке РФ);
6) установление ориентиров роста денежной массы.
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 42 Закона о Центральном банке РФ);
7) прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Эти ограничения должны касаться всех кредитных организаций в равной степени (ст. 43 Закона о Центральном банке РФ);
8) эмиссия облигаций от своего имени. Данные облигации размещаются и обращаются среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске или о дополнительном выпуске, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов (ст. 44 Закона о Центральном банке РФ) (См.: Положение о порядке эмиссии облигаций Банка России, утв. ЦБ РФ 29.03.2006 № 284-П.);
9) другие инструменты, определенные банком России.
Банк России осуществляет управление золотовалютными резервами Российской Федерации (п. 7 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
Управление государственным имуществом
Кроме того, Банк России может владеть от имени Российской Федерации акциями (долями) в уставных капиталах организаций.
По общему правилу Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных и иных организаций, а также являться членом некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его организаций и служащих. Исключения составляют Сберегательный банк РФ, операции на открытом рынке, а также случаи, предусмотренные ст. 9 Закона о Центральном банке РФ.
Любое уменьшение долей участия Банка России в уставном капитале Сберегательного банка РФ, если в результате оно не становится меньше уровня 50% плюс одна голосующая акция, осуществляется по согласованию с Правительством РФ, а если становится — то на основании федерального закона.
Осуществление надзора
В рамках осуществления функций, относящихся к этой группе, Банк России:
1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе (п. 4.1 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ); принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их (п. 8 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ). Банк России в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций (ч. 3 ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности, ст. 59 Закона о Центральном банке РФ);
2) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп через отчетность и проведение проверок (п. 9 ст. 4, ст. 56 Закона о Центральном банке РФ);
3) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами (п. 9.1 ст. 4, ст. 62.1 Закона о Центральном банке РФ). К некредитным финансовым организациям относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерные инвестиционные фонды; клиринговые организации; организации, осуществляющие функции центрального контрагента; организаторы торговли; центральные депозитарии; субъекты страхового дела; негосударственные пенсионные фонды; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; жилищные накопительные кооперативы; бюро кредитных историй;
4) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
5) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
6) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
7) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
В связи с отсутствием единых подходов к соотношению понятий «контроль» и «надзор» данные функции Банка России будут обозначаться как конрольно-надзорные.
При осуществлении этих функций Банк России:
1) является кредитором последней инстанции для
Осуществление банковских операций и сделок кредитных организаций, организует систему их рефинансирования, т.е. предоставления кредитным организациям кредитов для поддержания их ликвидности (п. 3 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
2) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов (п. 6 ст. 4, ст. 23 Закона о Центральном банке РФ).
По общему правилу счета бюджетов обслуживает Банк России. Кредитные организации выполняют эти функции только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (п. 2 ст. 155, п. 2 и 3 ст. 156 БК РФ) ( Данные положения признаны не противоречащими Конституции РФ. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004№ 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия».)
Нарушение этого правила влечет применение мер принуждения (ст. 306.1 БК РФ).
Банк России также может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами, в частности Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации (ст. 48 Закона о Центральном банке РФ);
3) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России (п. 11 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
Открытый перечень таких операций и сделок содержится в ст. 46, 47 Закона о Центральном банке РФ. К ним относится и осуществление расчетно-кассового обслуживания кредитных организаций(См.: Положение о порядке расчета и взимания платы за услуги Банка России в платежной системе Банка России, утв. ЦБ РФ 26.02.2010 № 356-П.), а также депозитные операции(См.: Положение о порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 05.11.2002 № 203-П.)
Кроме того, в силу прямого указания в законе Банк России относится к квалифицированным инвесторам на рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг)).
При этом в соответствии со ст. 49 Закона о Центральном банке РФ Банк России не имеет права:
1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 46 и ст. 48 Закона о Центральном банке РФ;
2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8, 9 и 39 Закона о Центральном банке РФ;
3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Центральном банке РФ;
5) изменять условия предоставленных кредитов. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
Кроме того, на основании ст. 22 Закона о Центральном банке РФ Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России также не вправе предоставлять кредиты и для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями (ст. 9 Закона о Центральном банке РФ).
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях (ст. 51 Закона о Центральном банке РФ).
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств (ст. 55 Закона о Центральном банке РФ).
Иные функции, предусмотренные законодательством
К этой группе функций Банка России можно отнести:
— осуществление полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (см. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»);
— осуществление выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (п. 18.1 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
— обмен без ограничений ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными им правилами (ст. 32 Закона о Центральном банке РФ) и проверку подлинности банкнот иностранных государств (См.: инструкция ЦБ РФ от 26.08.2003 № 106-И «О порядке работы с банкнотами иностранных государств, сданными кредитными организациями (филиалами) для проведения проверки подлинности в головные расчетно-кассовые центры территориальных учреждений Банка России»; указание ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России».);
— выполнение функций генерального агента по обслуживанию выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций (п. 3 ст. 155 БК РФ);
— главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (См.: Положение о порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов, утв. ЦБ РФ 27.08.2008 № 320-П);
— депозитария средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществление операций и сделок, предусмотренных статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом (п. 18.2 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России:
— размещает в Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» депозиты на общую сумму не более 50 млрд долл. США сроком на один год в целях обеспечения возможности предоставления Внешэкономбанком кредитов (займов) организациям (ст. 2);
— вправе заключать с кредитными организациями соглашения, призванные компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по совершенным до 31 декабря 2010 г. включительно сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций (ст. 3) (1 См.: письмо ЦБ РФ от 30.12.2008 № 180-Т «О некоторых вопросах, связанных с бухгалтерским учетом в кредитных организациях компенсационного депозита».);
— предоставляет Сберегательному банку РФ субординированные кредиты (займы) без обеспечения, в том числе путем приобретения облигаций, на общую сумму, не превышающую 500 млрд руб., на срок до 31 декабря 2019 г. включительно (ст. 5).